«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_dou.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

               «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

        С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит ряд серьезных изменений: посещение незнакомого помещения, безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие родных людей, постоянный контакт со сверстниками и чужими взрослыми т.п. Приспособление к новым условиям требует разрушение некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребенка, его родных и воспитателей группы.

    Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям (СИ. Ожегов, 1991).

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей.

Чаще адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме. И поэтому возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ, и наоборот, замедляющих её.

Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (А. Баракан). 

1.показатель - эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в детском саду отрицательные эмоции, как правило, преобладают у каждого ребенка. Однако, степень их проявления различны: от хныканья, «плача за компанию», до постоянного приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребенок стремиться выразить протест при расставании с родителями. Наибольшую опасность представляю состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии.

На смену отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, которые свидетельствуют о завершении адаптационного периода.

2. показатель - социальные контакты.

В первые дни пребывания в детском саду у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками   налаживаются  постепенно.

3. показатель - познавательная деятельность.

Первое время пребывания ребенка в детском саду познавательная активность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется даже игрушками.

4.показатель – навыки самообслуживания.

Под влиянием новых условий первое время малыш может растерять частично или почти все навыки самообслуживания, которые усвоил дома. Например, умение пользоваться ложкой, носовым платком, умываться и т.д., однако, в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.

5.показатель — особенности речи.

У некоторых детей словарный запас скудный или они начинают употреблять облегченные слова.

6.показатель - двигательная активность.

Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако, здесь, обязательно следует брать в расчет особенности темперамента.

7.показатель - сон.

Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит и ведет себя как «Ванька-Встанька», но мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться

8. показатель - аппетит.

Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям детского сада.

9. показатель - здоровье.

Снижается сопротивляемость организма, и ребенок может внезапно заболеть без видимых на то причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.

Течение процесса  адаптации у ребенка:

  • благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней;
  • условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5-ой месяцев);
  • неблагоприятное – длительные невротические реакции, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).

    Адаптация закончена, если:

у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела и динамика психомоторного развития.

        Как помочь ребенку быстрее  адаптироваться к дошкольному учреждению?

     1.  Подготовку ребенка к поступлению в ДОУ нужно начинать не менее чем за  месяц до его поступления в группу. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. На привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени. Поэтому лучше, если на этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.

     2. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский  сад, честно отвечая на все его вопросы.  Поговорите с ним, как со взрослым. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа – на  свою, мама - тоже, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. В детском саду  много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. Поговорите о том, что нужно просить помощь у взрослого. Объясните, что в группе много детей и нужно ждать своей очереди. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее. Режим дня детского сада должен соблюдаться и дома.

3. Существуют разные мнения о том, стоит ли маме находиться рядом с малышом в период адаптации к ДОУ. Казалось, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же моя? Поэтому лучше для всех, если с первого дня ребенок останется в детском саду не с  мамой, а с опытным педагогом.

 4. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Помните, ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша.

5. Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка.  Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.

  6.  Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике. В процессе игры приучайте ребенка выполнять простые поручения взрослых. Играя, начинайте с бытовых процессов (кормление, одевание, сон). Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь «любимая» игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

7. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.

  8. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада.  Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

    9. Формируйте  навыки  гигиены и самообслуживания.

Как правило, к 1,5 годам :

- малыш самостоятельно держит ложку, ест жидкую и полужидкую пищу сам;

- уверенно пьёт из чашки;

- выполняет простые бытовые поручения (принеси, убери, положи…и т.д.);

- начинает проситься в туалет (словами, знаками, мимикой, жестами);

- выражает дискомфорт от мокрого белья, испачканной одежды и т.д. (словами, действиями, пытается сам снять грязную одежду).

 - укладывается спать без укачивания, не просится на руках.

К 2 годам :

- ребенок аккуратно ест, не роняя пищу;

 - при умывании трет ладони, часть лица;

 - вытирается с помощью взрослого;

 - с небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь;

 - частично раздевается;

 - контролирует физиологические потребности.

           Таким образом, поступление ребенка в ДОУ может пройти безболезненно для него, если родители заранее позаботятся о его подготовке к этому немаловажному событию в жизни ребенка.

                                     Готовность родителей

  1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если Вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если Вы так не считаете, возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?». Перечислите все позитивное, что Вы знаете по этому поводу.
  2. Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

                         Ваш ребенок пришел в детский сад

  1.    Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого    сложного позади.
  2.   Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он   легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
  1. Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.  
  2.  Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет проще отпустить Вас.
  3. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
  4. На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! В период адаптации чаще обнимайте и целуйте малыша. Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
  5.   Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для ребенка поступление в детский сад – стресс, поэтому, когда он приходит домой, необходимо создать все условия, чтобы дать отдых его нервной системе. На время прекратите походы в гости и т.д., сократите просмотр телепередач: большой объем информации утомляет малыша.
  6. Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!

Терпения вам и оптимизма!

Что такое детский сад? Это город для ребят,

 Уголочек детства, где всему есть место:

 Озорным смешинкам, капелькам-слезинкам.

 Здесь в глазах у малышей мир становится добрей,

 Проживают тут игрушки: куклы, мячики, зверушки,

 И петрушки озорные, и машины заводные:

 Игры, выдумки и шутки, смех, веселье, прибаутки.

 Каждый день волшебник-гном

 Вносит радость в этот дом.                                                                                                                                                      

                                                             Н.Б. Караваева

Школа малышат

Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!

Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!

Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!

БИБЛИОГРАФИЯ

 1.       Аксарина М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений. - М.: Медицина, 1972.

 2.       Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4.

 3.       Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия». - М., 1998.

 4.       Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М.Прохоров, в 24 томах. - М. «Советская Энциклопедия», 1976. - Т. № 1.

 5.       Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1993.

 6.       Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.

 7.       Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5.

 8.       Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.

 9.       Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.

 10.  Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.

 11.  Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9.

 12.  Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

 13.  Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8.

 14.  Лямина Г. Книга для воспитателей. //Дошкольное воспитание. 1984, № 2.

 15.  Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.

 16.  Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6.

 17.  Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.

 18.  Развитие личности ребенка. /Под ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 1987.

 19.  Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8.

 20.  Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. - М.: АО «Диамант СВ», 1994.

 21.  Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1991, № 8.

 22.  Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. //Психолог в детском саду. 2005, № 1.продолжение  продолжение  продолжение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...