Консультация-практикум "Автоматизация звуков с использованием игровых приемов "
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

Оказание помощи родителям в практическом овладении основными приёмами автоматизации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка»,

филиал Автономного учреждения дошкольного образования

Муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Берёзка», филиал детского сада «Светлячок»)

Консультация-практикум на тему:

«Автоматизация звуков с использованием игровых приемов».

учитель-логопед С.А. Юлик

Цель: Оказание помощи родителям в практическом овладении основными приёмами автоматизации звуков.

Задачи:

  1. Познакомить участников с этапами и последовательностью работы над звуком.
  2. Обучить игровым приёмам автоматизации звука.

Оборудование: выставка пособий по автоматизации звуков, памятки для родителей «Последовательность автоматизации звуков».

Здравствуйте, уважаемые члены совета родительской общественности (родители)!

Тема нашей консультации-практикума звучит так «Автоматизация звуков с использованием игровых приемов».

Что значит автоматизировать звук? Автоматизировать звук – это значит уметь произносить его изолированно, в слогах, словах, предложениях и связной речи, то есть по принципу от простого к сложному, в строгой последовательности (см. памятку).

Работа по автоматизации звука – это один из этапов большой работы над звуком, которая включает в себя 4 этапа:

I этап – подготовительный:

  1. Формирование артикуляционной моторики.
  2. Формирование фонематического слуха.
  3. Формирование речевого дыхания.

II этап – постановка звуков (специалист).

III этап – автоматизация звуков:

  1. Автоматизация изолированного звука.
  2. Автоматизация в слогах.
  3. Автоматизация в словах.
  4. Автоматизация в предложениях.
  5.  Автоматизация в речи.

IV этап – дифференциация звуков (умение различать и сравнивать звуки акустически и артикуляторно).

Предположим, что подготовительный этап завершен, этап постановки звуков доверим специалисту, до четвертого нам еще далеко, а вот более подробно остановимся на третьем этапе, так как автоматизация звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения. На этом этапе, вы, как родители, можете принять непосредственное участие и ускорить процесс работы над звуком.

Чтобы работа по автоматизации звука не была монотонной и не интересной для ребенка, необходимо использовать игровые приемы.

Почему игровые?

У детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра. Только через игру мы достигнем нужного результата. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации звуков. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Игра «Чайник»

Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.

Речевой материал:

Чайник на плите стоит,

В чайнике вода кипит,

Этот чайник не молчит,

Он свистит, свистит, свистит: [с-с-с-с-с-с].

Ход игры

Ребенок слушает стихотворение, рисует в воздухе пар, выходящий из чайника, и произносит звук [с] длительно на выдохе.

Аналогично игры «Насос» (звук [с]), «Шарик лопнул» (звук [ш]).

Игра «Пальчики здороваются».

Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.

Речевой материал:

Звуки: с, з, ц, щ, ч, ш, ж, л, р

Слоги: за-зы-зо-зу-зэ и т.д.

Чистоговорки:

Ащ-ащ-ащ-ащ – плащ, ощ-ощ-ощ-ощ – борщ.

Ход игры

Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный звук (слог, слово).

Игра «Прищепки»

Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.

Игровой материал: прищепки, шаблоны.

Речевой материал:

Звуки: с, з, ц, щ, ч, ш, ж, л, р

Слоги: ра-ры-ро-ру-рэ и т.д.

Слова: рак, ракета, рама, трава и т.д.

Ход игры

Цепляем прищепки на шаблон, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением звука (слога, слова).

Игра с мячом «Доскажи словечко»

Цель: автоматизация звука в слогах, развитие координации движений.

Игровой материал: мяч

Речевой материал:

Добавляем в конце слог [ша]:

Ка…(ша)

Ча…(ша)

кры…(ша)

гру…(ша)

Кало…(ши)

малы…(ши)

камы…(ши)

каранда…(ши)

Ход игры

Взрослый называет начало слова и бросает (передает) ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, договаривает слово, добавляя слог и бросает мяч взрослому.

Игра «Мыльные пузыри»

Цель: автоматизация звука, развитие речевого дыхания.

Игровой материал: мыльные пузыри

Речевой материал:

Лампа, ладонь, булавка, пила, лыжи, ложка, лук, лужа.

Ход игры

Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Игра «Найди ошибку»

Цель: автоматизировать звук в предложении.

Речевой материал:

«Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

Ход игры

Ребенок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания.

Игра «Отгадай слово и придумай предложение»

Цель: автоматизировать звук в предложении.

Речевой материал:

Загадка: Рыжая, пушистый хвост, хитрая – это …(лиса).

Предложение: Лиса живет в лесу.

Ход игры

Ребенок отгадывает предмет по описанию и составляет предложение с этим словом.

Игра «Выучи стихотворение»

Цель: автоматизировать звук в речи, массаж пальцев рук.

Речевой материал:

На санках.

На санках Саня с Соней

Едут санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух, в сугроб.        

Ход игры

Выучить и рассказать стихотворение четко проговаривая звук [с], используя су-джок.

Подведение итогов

Вот в такие игры и приемы вы можете использовать с ребёнком дома, по дороге в детский сад или во время прогулки.

Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.

Приложение 1

ПАМЯТКА

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).

2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).

4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).

5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).

ПАМЯТКА

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).

2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).

4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).

5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).

ПАМЯТКА

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).

2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).

4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).

5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Автоматизация звука [л] в слогах с использованием игровых приемов

Конспект индивидуального логопедического занятияв старшей группе Тема: Автоматизация звука [л] в слогахс использованием игровых приемов Цели:1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное прои...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Использование игровых приемов при постановке звуков

        Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...