технологии интегрированного обучения
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Из этой статьи вы узнаете какое обучение считают интегрированным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_integrirovannogo_obucheniya.docx273.02 КБ

Предварительный просмотр:

Какое обучение считают интегрированным

Интегрированные занятия – это нестандартный способ обучения дошкольников. В чем особенности интегрированных уроков, расскажем в лекции.

Цель интегрированного обучения – соединить знания из разных областей, чтобы они дополняли друг друга, и передать детям. Например, одновременно научить дошкольников чему-то из сферы математики, родного языка и творчества. Этим интегрированное обучение выгодно отличается от обычных уроков, когда дети получают знания только из одной научной области. Как интегрированные занятия влияют на дошкольников, узнаете из рисунка 1.

Рисунок 1. Чему способствуют интегрированные уроки

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 8\Рисунки\1.png

С помощью интегрированных уроков вы решите сразу пять учебных задач. Какие именно – смотрите на рисунке 2.

Рисунок 2. Зачем проводить интегрированные занятия

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 8\Рисунки\2.png

Как организовать интегрированное обучение в ДОО

В прошлой лекции мы обсудили, что такое интегрированные занятия и чем они отличаются от обычных уроков. Теперь разберем, как организовать такой тип обучения в ДОО.

Давать детям знания из различных областей можно на интегрированных и комплексных занятиях. В чем их отличия, читайте далее.

Комплексные занятия. Суть: воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и тем самым раскрывает тему занятия. Когда проводите комплексный урок, предлагайте дошкольникам порисовать, поиграть, послушать сказку, сделать что-то еще по теме занятия. Помимо этого, давайте детям теоретические знания из разных дисциплин. Дошкольники освоят тему урока в комплексе – как теорию, так и практику.

Совет

Следите, чтобы знания на комплексном занятии дополняли друг друга

Дети должны чувствовать взаимосвязь информации и заданий, которые вы даете. Например, после того, как поговорите с дошкольниками о правилах пожарной безопасности, предложите нарисовать плакат по теме.

Интегрированные занятия. Суть: воспитатель дает ребенку знания и задания из разных учебных областей. Все это нужно, чтобы выработать у дошкольника целостное представление о чем-то. Например, чтобы создать у ребенка полноценный образ весны, педагог подключает подходящие произведения музыки, литературы и живописи.

Чтобы интегрированные и комплексные занятия проходили эффективно, стройте их по шести принципам. Выделим их на рисунке 1.


Рисунок 1. Как строить интегрированные и комплексные занятия

 C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 8\Рисунки\3.png                                                                                                                              

Интегрированное или комплексное занятие – не всегда отдельный урок. Это может быть и фрагмент урока. Например, дети вспоминают названия животных, которые начинаются на букву «к». Но если хотите сформировать у дошкольников целостный образ какого-нибудь объекта или явления, то лучше выделить на это полное занятие. 

На заметку

Какие методы и приемы применять на интегрированных занятиях 

Предлагайте детям проводить сравнительный анализ, сопоставлять, искать информацию, обсуждать проблемные вопросы. Также будут полезны задания типа «Докажи», «Объясни».

Интегрированные и комплексные занятия похожи, но все же отличаются друг от друга. Конкретные отличия – в таблице ниже. 

Чем отличаются комплексные и интегрированные занятия

На комплексном занятии

На интегрированном занятии

Одна деятельность сменяет другую. Их легко разделить

Сложно разделить задание по видам деятельности

Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют

Не определить, какая деятельность основная

Каждое из заданий связано с общей темой, но преследует собственную цель

Цель заданий – рассмотреть объект или явление с разных сторон

Дети не систематизируют знания по теме

Дети систематизируют свои знания, узнают что-то новое

Пример 

Как провести интегрированное или комплексное занятие

Заранее подберите учебные материалы по теме предстоящего урока. Определите области знаний, которые стоит объединить. Например, вы собираетесь познакомить детей со сказками А.С. Пушкина. Начать занятие можно с короткого, но емкого рассказа о поэте, затем прочитать детям одно из стихотворений (классика – «У Лукоморья дуб зеленый…»). В конце занятия предложите детям нарисовать кота, дуб, цепь и другие детали, которые запомнили.

В качестве темы для интегрированных и комплексных занятий можно выбрать одиночные понятия: животные, растения, природные явления, предметы быта, праздники и т. д. Можно выстроить урок и вокруг обобщенной темы, которая включает разные термины. Например:
– лес: животные, растения, отдых;
– море: животные, растения, транспорт, развлечения;
– магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
– строительство: рабочие, машины, оборудование;
– музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения.

Чтобы сформировать у детей ассоциации о каком-нибудь объекте или явлении, используйте интеллект-карты. Интеллект-карта – это логическая схема, которая отражает связи какого-нибудь понятия. Ключевой термин стоит в середине карты, и от него отходят сопутствующие понятия.

Например, вы проводите интегрированное занятие по теме "Море". Основное понятие, которое нужно раскрыть для детей, – это море. Оно бывает глубоким, менее или более соленым, в нем живут различные животные, по нему ходит разнообразный транспорт. Ребенку сложно запомнить все нюансы, которые связаны с морем. Будет проще, если их показать на схеме, добавить подходящие картинки. Пример интеллект-карты – на рисунке 2.


Рисунок 2. Пример интеллект-карты по теме «Море»

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 8\Рисунки\5.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интегрированного обучения. Досуги.

В последние годы разработан и включён в образовательный процесс новый вид деятельности, который позволил значительно изменить характер взаимодействия педагога с родителями детей, увеличив активные дей...

«Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии интегрированного обучения»

Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навык...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Знакомые насекомые» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология.

Цель:Формировать представления и знания детей о насекомых.Задачи:1. Закрепить знания детей о насекомых.2. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному.3. Упражнять в классификаци...

"Технология интегрированного обучения в ДОУ"

quot;Технология интегрированного обучения в ДОУ"На развитие творческих  и познавательных способностей направлены технологии интегрированного обучения в детском саду....

Интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Словарик эмоций» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая технология, интерактивная презентация

Цель:  Формируем умение правильно выражать свои эмоции. А так же  понимать и узнавать эмоциональное состояние другого человека Задачи:Образовательные:Закреплять и обобщить знания о чувс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.

Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные:ž  расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...

Конспект НОД с использованием технологии интегрированного обучения в средней группе

Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произве...