«Об умении слушать...»
консультация

Вырупаева Анна Сергеевна

Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии человека, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуковых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окружающем пространстве, комментируя совершаемые действия, читая сказки, стихи и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_slushat.docx574.13 КБ

Предварительный просмотр:

Я испытываю наслаждение, когда по-настоящему слышу человека. К.Роджерс

К. Роджерс в своей статье «Несколько важных открытий» писал:                         «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого человека». Однако зачастую первая наша реакция на сообщение другого человека – это оценка или осуждение, но не понимание. В понимании другого есть огромный риск –  оно может нас изменить, оно грозит нашей личной стабильности. А мы боимся изменений. Умение слушать помогает нам самим развиваться духовно. «Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы» (К. Роджерс).

Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии человека, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуковых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка                              с младенчества: рассказывая об окружающем пространстве, комментируя совершаемые действия, читая сказки, стихи и т.д.

 Схема 1. Процесс активного слушания слушание

Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку                               и реагирование.

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств.

Иначе говоря, выделение «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересует в данный момент. Мы можем повысить эффективность внимания: приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего                     на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях. Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано понятийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию                                                   и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного. С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя человека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценностям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснована ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего                                     на вербальном и невербальном уровнях. Эмпатическое реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним                            из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв между диктором (оратором, лектором)                  и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Отчасти это объясняется тем, что большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:

  • бездумное восприятие, когда речь является фоном деятельности;
  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;
  • неумение проанализировать содержание сообщения, установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов. Объективные факторы:

  •  шумы и помехи;
  • акустические характеристики помещения;
  • микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

Субъективные факторы:

  • пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
  • темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);
  • интеллектуальные способности.

 Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

  • слуховая способность;
  • внимательность;
  • способность к пониманию;
  • способность к запоминанию.

Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей. Слуховая способность человека является физиологической характеристикой. У молодых людей, как правило, слух лучше, чем у пожилых. Вообще с возрастом слуховая способность ухудшается. Часто тугоухие люди пытаются компенсировать недостаток слуховой информации с помощью зрительной: во время слушания они стремятся видеть говорящего, чтобы зрительно уловить его артикуляцию, мимику, жесты. Ученые доказали, что в этом случае эффективность слухового восприятия действительно повышается. Многие люди с нормальным слухом также предпочитают садиться так, чтобы им было хорошо видно говорящего.

Взаимодействие с ребенком. Роль автоматизмов (психических действий, выполняемых без их осознания):

  • приказы
  • команды
  • предупреждения
  • угрозы
  • нравоучения
  • прямые советы и готовые решения
  • лекции
  • критика, обвинения

Ошибки взрослых:

  • Перебивают ребенка и не дают ему высказать свою мысль до конца;
  • Автоматически реагируют на сказанное ребенком;
  • Обесценивают сказанное ребенком;
  • Занимают позицию доминирования над ребенком.

Еще раз повторим, что слушание – это особое поощряющее отношение, подталкивающее к продолжению общения; важный шаг в развитии коммуникативной компетентности, а также своеобразное воздействие                         на партнера, способствующее развитию его мысли.

Что дает нам умение слушать?

  1. Понимать, что стоит за высказыванием.
  2. Лучше воспринимать новые идеи.
  3. Преодолевать проблемы межличностного взаимодействия.
  4. Повышать степень доверия.
  5. Способствует эффективной совместной деятельности.

Каждый из нас испытывает потребность быть услышанным, это дает ощущение, что человек достоин внимания и уважения.

Виды слушания:

Нерефлексивное (пассивное)

Рефлексивное (активное)

Информация собеседника не отражается

Слушатель более активный

Слушающий «впитывает» инофрмацию

Слушающий не просто слушает, но и контролирует точность восприятия

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Упражнение «Неиспорченный телефон» 

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.

Ход занятия: Дайте инструкцию: «Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи».

 Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя: а) способы слушания, использованные участниками; б) искажение информации. Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим. Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите диктофон. «Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику. Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель астрономии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо астрономии будет русский, на носу конец триместра. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но, чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично. “Вы готовы передать информацию?»

 В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения:

 1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте аудио запись, подведите итоги.

Итоги: 1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное. 2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизводя ее или своими словами. 3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали. 4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника. 5. В заключение обсудите следующие правила, дополнив их новыми пунктами, исключив несущественные.

Правила хорошего слушания:

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"

Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....

Презентация к тренингу "Умение слушать и слышать"

Что бы освоить навык эффективного слушания нам нужно немного теории. Которую мы освоим в данной презентации....

Консультация для родителей: «Воспитание у детей желания и умения слушаться взрослых!»

Одна из важнейших задач нравственного воспитания - это воспитание психически здорового и жизнерадостного ребенка с адекватными нормами поведения, воспитание у него желания у умения слушаться старших.С...

Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.

В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение след...

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Консультация для педагога "Об умении слушать и слышать".

Надеюсь что консультация поможет молодым педагогам...