«Развивающий предметный мир».
консультация

Маргарита Николаевна Михалёва

    Современный  мир  насыщен   информацией  и  существенно отличается  от  того, который  был  30  лет  назад. Накопление  знаний  человечеством  -  это  результат постоянного  осознания  человеком  окружающей  действительности. Современным детям  известно, что  такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и  т. п.  Барби, Робокопы,  герои  звёздных  войн, фиксики  и  прочие  потеснили  героев  Н.Носова,  Б. Житкова,  С. Михалкова  и  других  известных детских  писателей. Ф. Г. Раневская однажды  сказала: «Я  или  старею  и  глупею, либо  с  молодёжью  что-то  не  то. Раньше  я  не  знала, что  отвечать  на  их  вопросы, теперь  я   даже  не  понимаю,  о  чём   они  спрашивают».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Развивающий предметный мир». 25.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

«Развивающийся  предметный  мир».

    Современный  мир  насыщен   информацией  и  существенно отличается  от  того, который  был  30  лет  назад. Накопление  знаний  человечеством  -  это  результат постоянного  осознания  человеком  окружающей  действительности. Современным детям  известно, что  такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и  т. п.  Барби, Робокопы,  герои  звёздных  войн, фиксики  и  прочие  потеснили  героев  Н.Носова,  Б. Житкова,  С. Михалкова  и  других  известных детских  писателей. Ф. Г. Раневская однажды  сказала: «Я  или  старею  и  глупею, либо  с  молодёжью  что-то  не  то. Раньше  я  не  знала, что  отвечать  на  их  вопросы, теперь  я   даже  не  понимаю,  о  чём   они  спрашивают».

     Взрослым  очень  непросто:  у  них  нет  опыта   воспитания  детей  в  такой  предметной  среде,  потому  что  они   сами   воспитывались  в  других  условиях. И  нередко  «старые»  приёмы  воспитания  не  срабатывают  и  нужно   «изобретать» новые.  Французский  детский    психолог  Жан  Пиаже  говорил: «Процессы  приобретения  знаний  тоже  могут   рассматриваться  как  источник  равновесия  между   психикой  и  миром». Значит,  взрослым   для  сохранения  равновесия   тоже приходится  развиваться  в  предметном   мире   ребёнка,  чтобы  взаимодействовать  с  ним. Но  ребёнок  гибче  и  быстрее приспосабливается.

     Предметный  мир  многообразен:  это  и  собственно предметы, вещи, и  отношения, взаимодействия. Предметный  мир, окружающий  среда – это  то, что влияет  на  развитие  речи, интеллекта,  на  физическое  развитие, обеспечивает усвоение  культуры, правил  общения, норм  взаимодействия, развивает эмоциональную  сферу, формирует  привязанности.

     Семья  -  это  тоже   среда.  Мы  часто   не  отдаём  себе   отчёта  в  том, сколько вокруг  ребёнка  складывается   обучающих   ситуаций:  как  разговариваем   в  магазине, по  телефону, с  подругой,  как  реагируем  на  болезнь   ребёнка,  на  успехи,  на  чью  -  то   радость  и  т. п.

     И  каждый  взрослый  для   посторонних   ему   детей (на   улице,  в  транспорте, в  гостях  и  т.  д.) -  тоже   предметная развивающаяся среда. Что  могут  дети  от нас  услышать,  когда  мы   снижаем   самоконтроль  и  самокритику? Девочка  подходит к гостье  и  лижет  её  платье. На удивлённый   вопрос   женщины   четырёхлетняя кроха   отвечает: «А  мама   сказала,  что  у  тебя  платье   безвкусное».  Окружающая   среда  не    безлика,  а  вполне  конкретна. И каждый  из  нас  несёт свою  долю  ответственности  за  происходящее.

    Предметный  мир  становится  обучающим  только  через  взаимодействие.  Поэтому  задача  взрослых  -  увидеть  и  подать, преподнести,  раскрыть  ребёнку окружающий  мир  и   научить  смотреть,  познавать,  изучать. Для  детей  2-5  лет слово  выступает  как  предмет,  они  играют  словами,  как конструктором («черпалки», «льзя»  и  многое  другое  именно   поэтому  и  появляются  на  свет). Иные  родители  ограничиваются  покупкой  уймы  игрушек  и  игр, думая,  что  этим  обеспечили  развитие   ребёнка. Предметный  мир  должен  быть  разнообразным,  но  не  перегруженным. А  главное -  развивающим. Ребёнок должен  попробовать  свои  силы  и  способности  в  разных  видах  деятельности: в  пении, танце, рисовании,  лепке,  игре  на  каком-либо  инструменте,  заняться понравившимся  видом  спорта  и  т.д. Он  должен  убирать  за   собой  игрушки, играть, осваивая  роли  и  профессии, чтобы  развивать  заложенные  задатки  и  способности. Дети  с  нарушенным   развитием  в  этом  отношении  нуждаются  в  повышенном   внимании  и  в большем  терпении. И  для  такого  ребёнка  надо  обязательно   найти  область, компенсирующую  неуспехи:  пусть  медлительный, зато   очень  аккуратный   и  добрый  и  т. п.

    Итак, с  одной   стороны, родители  открывают   ребёнку  мир  предметов  и  отношений,  рассказывают  о  их назначении,  рассказывают  о   их  назначении  и смыслах, учат правильному  обращению. С  другой  стороны  -  дети  обращают  внимание  на такие  явления,  которых   не  было  в  мире  детства  родителей.  И  родители  тоже  должны  развиваться, учиться,  чтобы  сохранить  ведущие  позиции в воспитании  и  развитии  ребёнка, быть  для  него  интересными  личностями.

Предлагаем Вам организовать дома «домашнюю  лабораторию», в которой Вы вместе с детьми будите осуществлять «маленькие открытия».

«Фокусы с водой»

В стеклянную банку или стакан налейте воду или растворите в ней таблетку фенолфталеина («пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте в раствор питьевой соды – раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. После добавления туда же уксуса раствор снова обесцветится.

«Вулкан»

Из пластилина слепите «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместите его на блюдце с содой, а в отверстие сверху лейте уксус. В какой-то момент пена начнёт выплескиваться из вулкана.

«Выращиваем кристаллы»

Этот опыт займёт несколько дней. Необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через некоторое время на проволочке появятся кристаллы.

«Острота слуха»

Обратите внимание ребёнка на то, что заострённые ушки лисы различают самые тихие шорохи мелких животных в траве. Сверните два куска картона рупором и приложите к ушам ребёнка, кто-нибудь пусть встанет сзади и начнёт издавать очень тихие  звуки. Пусть ребёнок почувствует разницу между тем, как слышит собственными ушами, и тем, как воспринимаются звуки через картонные рупоры.

Копилка игр-забав, опытов, простых фокусов, которые можно организовать дома:

1. «Что может быть жидким, твёрдым и текучим? (опыты с водой, превращение воды в лёд)

2. Решение кроссвордов, ребусов.

3. «Пограничники» (поиск насекомых с помощью      увеличительного стекла, рассматривание их)

4. «Необычный костюм» (с помощью газет, кусков обоев, ножниц и клея изготовить костюм сказочного героя, обыграть его)

Загадки:

Предложите ребёнку объяснить свою отгадку

Что совсем дырявое, а держит воду? (губка)

Что сушит, когда мокнет? (полотенце)

Руки и ноги есть, а головы нет. (кресло)

Чем больше вы от меня берёте, тем больше я становлюсь. Что я? (яма, дыра)

Что можно услышать, но никогда не увидеть? (звук, песня, эхо)

У кого есть шляпка без головы, нога без сапога? (у гриба)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Без ног, без рук, а ходят. (часы)

«ВОПРОС-ОТВЕТ»

1. Как вы относитесь к детским вопросам?

Дети задают очень много вопросов. Надо постараться найти время для ответов. Бывает, что взрослые затрудняются дать ответ. В таком случае необходимо прочитать дополнительную познавательную литературу, на примерах и опытах подвести ребёнка к ответу. Отвечайте на все вопросы детей как можно терпеливее и добросовестнее. Серьёзные вопросы и высказывания воспринимайте всерьёз.

2. Какие условия необходимы для самостоятельной познавательной практической деятельности ребёнка дома?

Взрослые должны помочь ребёнку организовать дома уголок личных вещей: книг, игрушек, конструкторов. Для этого необходимо отвести комнату. Если такой возможности нет – часть комнаты или уголок. Лучше всего разложить всё по ящикам и придумать для них значки. Это будет дисциплинировать ребёнка, вызовет желание поддерживать порядок.

Игротека (можно играть вместе с детьми дома, в поезде, на площадке).

1. «Составь из частей»: любая картинка разрезается на 4 – 8 частей, ребёнок должен сложить целое изображение.

2. «Почини одеяло» («Заплатка»): в разноцветных листах вырезать разнообразные геометрические формы. Ребёнок должен взять лист и найти нужную форму, чтобы закрыть дыру.

3. «Театр тканей»: при помощи рук стараться изобразить как можно больше животных, сказочных персонажей. Ребёнок должен узнать их.

4. «Пускание солнечных зайчиков»: при помощи зеркала пустить солнечного зайчика, предложить детям поймать его.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...