МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
консультация
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому цель педагогов: повышение профессиональной компетентности в области познавательного развития через интеграцию новых знаний и готовность применять их для решения воспитательно-образовательных задач в условиях внедрения государственных стандартов дошкольного образования.
Внимание
1.Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Почаще предлагать детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
3. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
4. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
5. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
6. Предлагайте детям:
Повторять слова, цифры, предложения сказанные вами;
Незаконченные фразы, которые нужно закончить;
Вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
7. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
8. Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.п.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого, сочетайте словесное объяснение с показом натуры или и с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;
4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить довести до уровня осознания и специально им обучить.
1.Включайте в занятие задания на:
Сравнение пары предметов или явлений – нахождения сходства между ними;
Классификацию, обобщение предметов по общим признакам;
Нахождения лишнего слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными, складывание целого из частей;
Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
Задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовление различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализирую поведение людей.
4. В целях развития речи:
После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
Развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
Упражняйте в построении выводов, рассуждений.
Должен звучать не монолог взрослого, а диалог с ребёнком, группой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна
В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...
Методические рекомендации по познавательному развитию детей в ДОУ
Цель педагогов: повышение профессиональной компетентности в области познавательного развития через интеграцию новых знаний и готовность применять их для решения воспитательно-образовательных задач в у...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1131356-1677330662.jpg)
«Методические рекомендации по речевому развитию детей подготовительной к школе группы» (по О.С.Ушаковой и В.В.Гербовой)
методические рекомендации воспитателю по речевому развитию детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1232705-1585645567.jpg)
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста
Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-326944-1430499421.jpg)
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1316413-1613719773.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ
В разработке дано методическое сопровождение сенсорного развития в условиях коррекционной группы, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1106562-1552548288.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...