"Адаптация и подготовка к школьной жизни".
статья (подготовительная группа)

Платонова Татьяна Уалентовна

Статья для родителей будущих первоклассников. Материал знакомит родителей об  основных составляющих для успешной готовности к школе. О том, какие шаги необходимо предпринять, для того, чтобы адаптация и первый год школьного обучения прошёл успешно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_i_podgotovka_k_shkolnoy_zhizni.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация и подготовка к школьной жизни.

         Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи и к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Школьная жизнь требует ответственности, организованности, некоторых ограничений. Как быстро ребенок адаптируется к новому?  Большинство родителей понимают, но не всегда представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к школе, родители часто стараются увеличить объем знаний в старшем дошкольном возрасте. В результате ребенок получает не много, зато приобретает психологические перегрузки и негативное отношение к обучению в целом и к школе в частности.

               Основные составляющие для успешной готовности к школе

- Развитие у детей когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, мыслительных операций классификации и обобщения, умения выделять существенные признаки, зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи. Умение производить некоторые действия в уме.

- Обогащение и уточнение словарного запаса детей, расширении кругозора.

 - Совершенствование фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза.

- Формирование компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов.

 - Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.

 - Формирование пространственных и пространственно-временных представлений.

-  Формирование учебной мотивации, развитии любознательности.

       В 6-7 лет формируется познавательный интерес и задача родителей – стимулировать познавательный интерес ребенка. Любознательный малыш задает много вопросов, и взрослым необходимо правильно отвечать на них. Оставляйте в ответах некоторую «недоговоренность» - это подстегнёт мыслительную активность ребенка. Проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта.

      Проводя волевую и эмоциональную подготовку, родителям следует: учить играть и работать по правилам. Обговаривайте правила, следите, чтобы они выполнялись. К шести годам у детей часто случается конфликт между «хочу» и «надо», и в этом возрасте довольно трудно сделать выбор в пользу «надо». Здесь очень важна поддержка взрослого, который мотивирует и подает правильный пример. Не менее важна физическая готовность к школе.  

        Режим – это очень важно. Многие родители полагают, что, пока ребенок не пошел в школу, не стоит приучать его к жесткому режиму дня. Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде. В это время формируются условные рефлексы, которые потом закрепляются и остаются полезными привычками на всю жизнь. А поэтому, заранее начинай те приучать ребенка жить по режиму: в определенное время вставать, питаться, гулять, выполнять задания и вовремя отходить ко сну.

      С первых дней обучения ребенку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, спокойно сидеть сорок минут подряд. Если ребенок здоров, он в скором времени адаптируется к новым нагрузкам и условиям. А слабеньким, подверженным частым заболеваниям детям поначалу приходится нелегко. Они быстрее устают, их организм становится легкой добычей вирусов, а в результате – болезни, пропуски занятий, отставание по программе.

    Насколько здоровье вашего ребенка соответствует норме?

 Целесообразно заранее обратиться к врачам-специалистам чтобы:

- проверить зрение, провести диагностику ЛОР-органов, исключить заболевания нервной системы, убедиться в здоровье позвоночника, оценить состояние желудочно-кишечного тракта, санировать полость рта.

      Хорошо, если в 6-7 лет ребенок был знаком с такими видами спорта как лыжи, фигурное катание, роликовые коньки, велосипед, бадминтон, настольный теннис, плавание. Это не значит, что к школе надо преуспеть во всех этих видах спорта, но навыки уже должны формироваться. Также, готовясь к поступлению в школу, обратите внимание на следующее: хорошо ли развита мелкая и общая моторика, координация. Умеет ли самостоятельно застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, метко ли кидает и ловит мяч, прыгает, уверенно ли ходит по гимнастическому бревну, поднимается и спускается по лестнице, имеет ли потребность в активных действиях и играх.

      Когда речь заходит о готовности к школе, многие забывают об особенностях связанных с половой принадлежностью. У каждого ребенка по-своему развиты качества необходимые для обучения, и во многом это определяется полом.  В результате психологических исследований было обнаружено, что готовность к школе у девочек 6-7 лет выше, чем у мальчиков их сверстников. У девочек лучше развита речь, больший объем долговременной зрительной памяти, более совершенна зрительно- моторная координация, хорошо сформирована произвольность общения и поведения, лучше развит социальный интеллект.  В связи с этим девочкам значительно легче адаптироваться к новым правилам и новому коллективу. Об этом говорят цифры исследования утомляемости у первоклассников: у мальчиков она к концу первого года школьного обучения в 6 раз выше, чем у девочек. Процесс обучения тоже проходит по- разному. Мальчики быстрее выполняют нестандартные задания, девочки лучше справляются с однотипными. Для мальчиков характерен самостоятельный поиск новой информации – девочкам нужны упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи. Девочки воспринимают школьное обучение как нечто само собой разумеющееся и четко разграничивают учёбу и игру, в то время как мальчики эти два вида не разделяют. Соответственно, готовя к школе мальчиков и девочек, действовать нужно по-разному.

      Подводя итог, можно вывести некую формулу здоровья первоклассника, которая состоит из четырёх важнейших компонентов:

- психологический комфорт;

- полноценное питание;

- физическая активность;

- правильный режим.

От родителей требуется понимание, насколько они важны, и ежедневные усилия.

 Литература:  

 1.Л. Ф. Тихомирова. «Познавательные способности детей 5-7 лет».

 2. Н.Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова «Подготовка к школе».

 3. Е.С. Чубукина. «К школе готов».

 4. А. В. Соболева. « Загадки-смекалки»:  практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей.

.

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ "РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА"

Цель программы:•   формирование   речевой   готовности   детей   старшего   дошкольного возраста к школьному обучению.Задачи:·...

Рабочая программа по курсу "Адаптация детей к условиям школьной жизни"

Предлагаю РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ для учителя начальной школы для организации и проведения курса "Адаптация детей к условиям школьной жизни"....

Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные прогр...

Специфика и особенности воспитания и подготовки детей к школьной жизни в условиях семьи.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий шко...

проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать дет...

Скоро в школу (подготовка к школьной жизни) Интеллектуальная готовность к школе

Подготовка к школе.Что включает в себя это понятие?Тест "готов ли мои ребенок к школе"....

Рекомендации психолога для родителей "Подготовка к школьной жизни""

Школьная жизнь сильно отличается от того, что происходило с детьми раньше, в детском саду,- она требует ответственности. организованности, некоторых ограничений. Как быстро ребёнок адаптируется к ново...