«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО»
методическая разработка (подготовительная группа)

Савчук Наталья Евгеньевна

Актуальность

Современные педагоги считают конструкторы ЛЕГО игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а, при необходимости, на коррекцию детей дошкольного возраста.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Внедрение и использование ЛЕГО-конструирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи чрезвычайно актуально для образовательной деятельности соответствующей требованиям ФГОС ДО.

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться этому самостоятельно. Учеными (Стребелевой Е.А., Косовой О.В.) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО»

Введение

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология. Системно-деятельностный подход, который является отличительной особенностью ФГОС и предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, легко реализовать с ЛЕГО-конструированием, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Актуальность

Современные педагоги считают конструкторы ЛЕГО игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а, при необходимости, на коррекцию детей дошкольного возраста.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Внедрение и использование ЛЕГО-конструирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи чрезвычайно актуально для образовательной деятельности соответствующей требованиям ФГОС ДО.

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться этому самостоятельно. Учеными (Стребелевой Е.А., Косовой О.В.) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники.

Новизна         

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. ЛЕГО-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия  эмоционального и мышечного напряжения. Новизна ЛЕГО-технологии в том, что, строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Кроме того, ЛЕГО-технология позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формирует навыки общения и сотворчества. Игры с ЛЕГО  выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Используя конструктор ЛЕГО, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В дошкольном учреждении требования к ЛЕГО конструированию достаточно просты: правильно создавать конструкции по схемам. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные образовательной программой.

Цель работы:

Обновление форм коррекционно-развивающей работы воспитателя посредством включения ЛЕГО конструирования в образовательный процесс группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Задачи:

- обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ через создание условий, способствующих освоению

детьми с ОВЗ;

- повысить уровень речевого развития детей с общим недоразвитием речи посредством развития их коммуникативных навыков в процессе работы в паре, в коллективе;

- формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты, повысить уровень сформированности элементарных математических представлений;

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество,  развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.         

Технология ЛЕГО-конструирования способствует развитию и формированию навыков в разных образовательных областях. Она является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и обеспечивает интеграцию всех образовательных областей (далее ОО).

«Познавательное развитие»

Техническое конструирование, воплощение замысла из деталей конструктора ЛЕГО ‒ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формирование элементарных математических представлений – свойства и объекты окружающего мира  (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количеств, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие).     (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Формирование культурно-ценностной мотивации – изучение построек, природных сообществ, рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

 «Речевое развитие»

Работа над развитием фонематического слуха, грамматическим строем речи, звуковой культуры речи и связной речи ‒ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.       (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

«Социально-коммуникативное развитие» 

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом ‒ развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие устной речи в процессе анализа и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формировании выводов).

 «Художественно-эстетическое развитие» 

Творческое конструирование – создание замысла из деталей конструктора ЛЕГО ‒ реализация самостоятельной творческой деятельности детей, конструктивно-модельной. (конструирование, рисование, аппликация, лепка) – использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

 «Физическое развитие»

Координация движения, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Конструктор ЛЕГО предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

С помощью ЛЕГО-технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Система работы по использованию ЛЕГО-конструкторов в образовательной среде группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Начиная с октября  2015 года, я в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР провожу углубленную работу с применением ЛЕГО-технологии.

Конструктор  ЛЕГО  использую практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т.д.

Работа по включению конструктора  ЛЕГО в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором ЛЕГО.  В первую очередь я стала знакомить детей с названиями деталей ЛЕГО, приемами правильного их соединения в строительстве разнообразных моделей, организовывала  исследование деталей конструктора, в котором определяла их свойства, качества. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора ЛЕГО, и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.

В совместной деятельности предлагалось детям выполнить задания по ЛЕГО конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора ЛЕГО из небольшого количества деталей (3-5 деталей). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

В дальнейшем я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Дети с интересом включались в работу и дополняли предложенную модель своими деталями конструктора.

Для разнообразия конструктивной деятельности я сама придумывала модели, изготавливала их и делала схемы (фото или в виде образца), которые, в дальнейшем, предлагала детям для конструирования. В результате я создала картотеку фотосхем моделей из конструктора ЛЕГО.

В результате, дети получали возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании  предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка),  они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО я также использовала в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Конструктивную деятельность я строю согласно комплексно-тематического планирования,  еженедельно подбирая разные темы для строительства, например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новогодняя елочка». Работа  по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как лучше всего у детей с ОНР накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

 Систематическая работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Например, чтобы выкладывание схем звуко-слогового анализа не превратилось в однотипное, нудное занятие, предлагаю ребенку выложить схемы из кирпичиков конструктора ЛЕГО:  «посадить звуки в вагончики», «поселить в домики», «вырастить дерево» и др.

Используя  ЛЕГО в образовательной деятельности, я провожу дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.

Применение дидактических упражнений в индивидуальной коррекционной работе и в режимных моментах, на занятии по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)  с использованием ЛЕГО-элементов позволило усилить обучающий эффект, способствовало развитию умения классифицировать по цвету, размеру, величине, научила дошкольников ориентировке в пространстве. В образовательную деятельность по ФЭМП включались такие игры, как  «Посчитай ступеньки», «Слева, справа, снизу, вверху», «Длинный ‒ короткий», «Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?».  

Выполняя утреннюю гимнастику, я использую вместо предметов детали ЛЕГО конструктора, соответственно, называя каждое упражнение:  «Перекладываем кирпичики», «Тянемся к солнцу», «Достань до кубика», «Добеги – собери» и др.

В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.  

Заключение

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности.

 Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Список литературы:

  1. Бедфорд  «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014 год.
  2. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ветошкина, Ю.А. ЛЕГО-конструирование – что это, модная игра или серьёзноезанятие?/ URL:http://lego.ucoz.ru/publ/lego_konstruirovanie _chto_ehto_modnaja_igra_ili_serjoznoe_zanjatie
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.:  Гардарики, 2008. – 118 с.
  1. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарѐнности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  1. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  1. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  2. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  3.  Роль конструктора лего в развитии ребенка./ URL: ourworldgame.ru/konstruktor-lego-i-razvitierebenka
  4.  Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с
  5.  ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

LEGO -математика для дошкольников

Ориентация в пространстве: понятия слева-справа, вверху, внизу.

 Можно использовать любые LEGO – детали, но обязательно отличные по цвету.

Слева-справа

Задание: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный.

Возможные вариации заданий:

— расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а черный справа;

— желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого;

— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.

Вверху-внизу  

Задание: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.

Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».

 Понятия перед-за (предыдущий-последующий), соседи

По такому же принципу знакомим с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).

Объяснение: В ряд расположились три кубика – красный, желтый, черный (слева направо).  Красный стоит перед желтым, а черный – после. Чем больше «дорожка» из разноцветных деталей, тем больше вопросов можно задать.

 Задание: Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед черным?

После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с «предыдущий» (перед), «последующий» (за), «соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).

 Задание: Какой цвет у предыдущего кубика  желтому (красный)? А у последующего (черный)? Назови цвет соседей желтого кубика (красный-черный).

Понятия «больше», «меньше», «равно»

1. Поставить в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Посчитать с ребенком количество кубиков.

- Где больше кубиков? На сколько?

- Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:

-  добавить к меньшему ряду еще один кубик;

- забрать из большего ряда один кубик.

Теперь первый ряд и второй равны по количеству кубиков.

2. Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше), что меньше (ниже).

Превратить в ряды. Уравнять количество кубиков в рядах.

3. Можно сравнивать и детали, которые состоят из разного количества кнопочек.

4. Позже можно познакомить ребенка со знаками «<» «>» «=» (в виде сказки о голодном цыпленке, который всегда широко открывал клюв — >, когда видел чего-то много, а когда еды было мало, он клюв закрывал — <. И смотрел этот цыпленок только влево).

Задание: перед тобой 2 группы кубиков.

- Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Какой знак надо поставить?

Аналогично и с другими заданиями на неравенства.

Состав числа

С LEGO - деталями  очень легко и просто объяснить состав числа и все возможные вариации.  

Задание: сделай ряд из 5 кубиков (произвольное число до 10).

Можно в виде игры:

На поляне летало 5 пчел. Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает).

Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают).

И так далее.

Вывод: 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

Сложение и вычитание

Все в виде игры, как и в предыдущих случаях. Очень легко и просто объяснить.

К имеющемуся количеству LEGO -деталей  прибавляем еще. Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т.д.

Знакомим со знаком «+».

Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т.д.

На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом».

Задание: LEGO -человечек решил построить дом. Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх).

Первый ряд – 3 кирпичика.

Второй ряд – на 1 кирпичик больше.

Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду.

Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем.

По игре можно задать много вопросов:

— сколько в каждом ряду?

— сколько всего ушло кирпичей?

— как сделать равными ряды?

— какой ряд самый длинный?

— самый короткий?

Графические упражнения с помощью лего-элементов на плоскости (плоскостная мозаика)

Применение графических упражнений с LEGO-элементами позволит оптимизировать коррекционно - педагогический процесс обучения детей с речевой патологией и реализовать ряд целей:

- сформировать слуховое восприятие и память;

- развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;

- улучшить зрительно-моторную координацию;

- укрепить зрительную память;

- научить ориентироваться на плоскости;

- активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;

- продолжить работу по закреплению речевых навыков.

Работать с графическими упражнениями можно в 4-х вариантах:

1 Ребенку предлагают образец графического рисунка и просят повторить точно такой же рисунок, выложив его на плате, где одна клеточка на листе бумаги обозначается одной кнопочкой на плате.

2. Ребенку предлагают выложить на плате рисунок, а потом этот рисунок зарисовать на листе бумаги.

3.  Ребенку предлагают выложить на плате LEGO - деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от". В дальнейшем взрослый диктует последовательность действий с указанием числа LEGO-элементов и их направлений , ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образца.

4. «Выложи вторую половину узора на LEGO- плате по образцу».

    «Составь узор».  Ребенок самостоятельно составляет симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

Игры, развивающие логическое мышление.

1.Классификация

«Чудесный мешочек»

В мешочке находится несколько деталей конструктора LEGO.

а) Ребенку показывает деталь, которую надо найти.

б) Ребенку только называет необходимую деталь.

в) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.

«Собери модель»

Ребенок собирают модель под диктовку воспитателя. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк».

 ПРИМЕР: Алгоритм построения объекта (елочка):

Шаг 1. Взять один коричневый кирпичик 2*2и прикрепить на плату.

Шаг 2. Взять два зелёных кирпичика 2*4, прикрепить сверху на первый кирпичик так, чтобы они сложились в одну линию.

Шаг 3. Теперь нужно взять на 1 кирпичик больше. Сколько кирпичиков возьмёте?

 Взять 3 зеленых кирпичика 2*2. Прикрепите их  посередине сверху зелёных в одну линию.

Шаг 4.  Теперь нужно взять на один кирпичик меньше. Значит, сколько  возьмёте?

 Взять два зеленых кирпичика 2*2. Прикрепить их на предыдущие кирпичики посередине.

 Шаг 5. Взять один зелёный кирпичик 2*4. Прикрепить его сверху.

Шаг 6. Взять столько же красных кирпичиков, сколько брали последний раз. Сколько возьмёте? Один красный кирпичик 2*2. Прикрепить его на центральный.

2. Внимание и память

«Что изменилось?»

Ребенку показывают  модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Ребенку показывают  в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а

затем убирает ее. Ребенок собирает модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд»

Выставляется ряд LEGO - деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Воспитатель подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность,  с которой поставлены детали в образце. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает образец и затем выставляет то же по памяти.

3. «Логические закономерности»

«Что лишнее?»

Ребенку показывают  ряд  LEGO - деталей и просят определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

Упражнения на продолжение ряда.

Воспитатель показывает последовательность элементов, состоящих из LEGO - деталей, а ребенок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры»

Ребенку предлагают  задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребенку дается задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

Игра, развивающие восприятие формы

«Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать и правильно называть знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на

ощупь  LEGO – деталь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Развитие лексической стороны речи

Цель: обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.

При проведении работы по развитию лексики и связной речи ЛЕГО - конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:

  • конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель» «Транспорт»«Животные»«Рыбы» и т. д.)
  • составление описательного рассказа о созданном предмете
  • изучение названий частей предмета и т. д.

Д/и «Паровоз»

Оборудование:  плата, набор   LEGO – деталей, набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние и дикие животные).

На первом этапе занятия воспитатель просит ребенка по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»:

- Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.

Задача: разложить картинки согласно инструкции.

Д/и «Один — много»

Оборудование:  плата, набор   LEGO – деталей, набор предметных картинок.

По образцу воспитателя ребенок выкладывают на своей плате элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

Педагог предлагает ребенку положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку

переложить к группе элементов и называют слово во множественном числе.

Д/и «Огромный, средний, маленький»

Оборудование:  плата, набор   LEGO – деталей, набор предметных картинок.

По образцу воспитателя ребенок выкладывают на  плате LEGO – детали в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

Предметную картинку ребенок прикладывает  к каждому элементу на плате, называет ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

Д/и «Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления,

активизировать в речи антонимы.

Игровое правило: создать постройку противоположную по смыслу

(длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая

башня).

Д/и «Изучаем предлоги»

Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и

запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором.

Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками

проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во

время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась

НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а

потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может

скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ

ручеек и т.д.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой

предлог, в каком месте можно обыграть.

Д/и «Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в

составлении простых распространенных предложений.

Оборудование: поделки фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход игры: Ребенок рассматривает поделку и описывает «невиданного» зверя,

называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище,

петушиный хвост, кабаньи ноги».

Д/и «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Оборудование: постройка «дерево»

Ход игры: «Растет в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нем

появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники».

Ребенку предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек  (кирпичик зеленого цвета).

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если

рыба маленькая, как можно ее назвать? А если большая? Как называется суп

с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

Д/и «Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие

человечков на построенном домике из LEGO – деталей.

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

 Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и

закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое

произнесение слов, предложений. Развивают интонационную

выразительность, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Д/и «Знакомим с понятием «звук»

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем LEGO – детали, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки, синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие.

Д/и «Придумай слово по схеме»

При ознакомлении  с понятиями звук, слог, слово, предложение, как

структурными единицами нашей речи, можно использовать разную

величину деталей. Таким образом, ребенку легче усвоить эти абстрактные

понятия с опорой на зрительные ориентиры.

Задания приведены на примере автоматизации звука [С].

Д/и «Различаем звуки»

Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные

детали конструктора.

Воспитатель: «Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева

будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду

называть звуки, если услышите звук «С» — прикрепляйте на левую полочку

деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» — прикрепляйте на правую

полочку деталь конструктора».

Д/и «Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых

деталей конструктора.

Воспитатель: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у

ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в

середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем

определить, где в этих словах находится звук «С»».

Воспитатель показывает ребенку картинки, в названиях которых звук «С» в

различных позициях. Ребенок называют слово, определяют место звука и прикрепляет картинку под  соответствующей LEGO – деталью.

Д/и «Образуй слог»

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков

синего, красного и зеленого цветов. Вначале, на построенном мостике

встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог

МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированных детьми из

ЛЕГО элементов буквы.

Д/и «Посчитай слоги»

Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка -

сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество

элементов конструктора.

 Д/и «Составь предложение»

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ

предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за

каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер

каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики

соответствующего цвета.

Развитие связной речи детей

Д/и «Опиши деталь»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры:  Воспитатель показывает LEGO –  деталь, ребенок должен описать эту деталь. (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены LEGO – предметы в определенной

последовательности.

Воспитатель: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они

расположены. Отвернись, я что-то изменю.  Повернись.  Что изменилось?

Усложнение: описать предмет, которого не стало, рассказать о месте, где он стоял.

Д/и «Создадим историю»

Задание: ребенку предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, любую

сцену из рассказа, который он прочитал или придумал.

Этапы выполнения задания:

1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место

действия, действующие лица и сюжет.

2. Попросите воспитанника построить сцену из рассказа.

3.Попросит описать сцену и затем сравнить собственное описание с описанием в рассказе.

4. Попросите воспитанника поделиться своим сочинением с другом.

Игра — самый верный и легкий способ научить чему-то своего ребенка без всяких репетиторов и развивающих центров. Нужно лишь немного времени и желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО»

Педагогические чтения:«Новые смыслы метапредметности в образовании»     ТЕМА:«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием конструктора Lego на тему: «Смешарики в гостях у ребят»

Конспект ОД с использованием легоконструирования. Входе ОД ребята помогают Смешарикам создать зоопарк с разными животными. Для этого дети находят и называют лего-детали и формочки, уточняют порядок их...

Образовательная деятельность "Плот" (использование конструктора LEGO эдюкэйшен)

Конспект образовательной деятельности по образовательной робототехнике...

НОД по конструктивно-модельной деятельности (с использованием конструктора Лего) в старшей группе ДОУ "Друзья щенка Гаф"

Развивать способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор, учить строить животных по схемам.Выделять основные части и характерные детали конструкций, создаватьчасть модели ...

Опыт работы " ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

АктуальностьНепрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановк...

Организация образовательной деятельности с использованием игры — конструктора «Геоконт» В. В. Воскобовича

В наше время большую популярность набирают игры В.В.Воскобовича. Одна из них игра "Геоконт"...