6 ВОПРОСОВ ПРО ЛЕВШЕЙ
консультация

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

Многие из нас до сих пор уверены: левши по сравнению с правшами гораздо одареннее, оригинальнее и креативнее, недаром же они преуспевают в творческих профессиях. Однако серьезные научные исследования никаких подтверждений тому не находят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6 ВОПРОСОВ ПРО ЛЕВШЕЙ24.4 КБ

Предварительный просмотр:

6 ВОПРОСОВ ПРО ЛЕВШЕЙ

МНОГИЕ ИЗ НАС ДО СИХ ПОР УВЕРЕНЫ: ЛЕВШИ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРАВШАМИ ГОРАЗДО ОДАРЕННЕЕ, ОРИГИНАЛЬНЕЕ И КРЕАТИВНЕЕ, НЕДАРОМ ЖЕ ОНИ ПРЕУСПЕВАЮТ В ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ. ОДНАКО СЕРЬЕЗНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НИКАКИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ ТОМУ НЕ НАХОДЯТ.

ИЗВЕСТНО ЛИ УЧЕНЫМ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, РОДИТСЯ ЛИ РЕБЕНОК ЛЕВШОЙ ИЛИ ПРАВШОЙ?
Существует множество теорий и гипотез возникновения леворукости: от социальных и социокультурных до генетических. И даже сегодня большинство ученых не сошлись в едином мнении и считают, что и причины и степень выраженности лево-праворукости могут быть различными.
Основные теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первая рассматривает появление леворукости как результат действия внешних (социальных, социокультурных) факторов, а вторая – как действие внутренних биологических факторов. Вряд ли нам удастся когда-нибудь разобраться в причинах, по которым практически во всех древних цивилизациях превалировало предпочтение правой руки. Уже в Библии мы находим много подтверждений этого: «Правой рукой совершаются добрые дела, праведные справедливые; левой рукой совершаются дела худые, неправедные и несправедливые». И поскольку такое отношение доминировало вплоть до второй половины 20 века, понятно, что с младенчества всех детей приучали работать правой рукой. Влияние среды и социокультурных воздействий в этом случае неоспоримо.
Другие специалисты считали и считают главной причиной - действие биологических факторов. Много веков леворукость будет считаться заболеванием, отражением патологии развития, почти физическим уродством. Сегодня подтверждается, что патологический вариант происхождения леворукости возможен – например, в результате нарушений развития мозга или травм рук, - но это совсем не означает, что леворукий ребенок в этом случае будет иметь серьезные проблемы в развитии.
Еще одна группа исследователей считает причиной леворукости генетические влияния. Согласно генетической теории «правого сдвига», праворукость передается по наследству потому, что люди имеют ген «правостороннего сдвига», а леворукость – является вариантом, при котором этот ген отсутствует, и человек может родиться, при определенных условиях внутриутробного развития, левшой.
Так, практически все исследователи сегодня склоняются к тому, что леворукие по своему происхождению - разнородная группа.

ГОВОРЯТ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЧИСЛО ЛЕВШЕЙ УВЕЛИЧИЛОСЬ. ЭТО ТАК? ПОЧЕМУ?

Действительно, в современном обществе мы все чаще встречаем леворуких людей. Считается, что два человека из десяти все делают лучше и легче левой рукой. Скорее всего, причина увеличения количества леворуких людей не биологическая, а социальная. Общество перестало считать леворукость аномалией, патологией развития, сегодня это индивидуальная особенность, такая же как цвет кожи, волос или глаз, худоба или полнота, высокий или низкий рост и т.п. Но такой взгляд обывателей на левшей стал нормой совсем недавно, лишь в последние 50-60 лет.

В издательстве «Росмэн» вышел комплект тетрадей «10 шагов подготовки к письму» М.М. Безруких, одинаково подходящий и для леворуких и для праворуких детей. Важно учесть только три отличия – способ держать ручки, положение тетради и посадку ребенка. В каждой тетради есть специальные рисунки, показывающие, как правильно это делать.

НАСКОЛЬКО ЛЕВШИ И ПРАВШИ - РАЗНЫЕ ДЕТИ?

Еще раз подчеркну, леворукие - разнородная группа и поэтому все левши – разные. Впрочем, не менее и не более разные, чем праворукие.
Есть дети с выраженными творческими способностями, а есть обычные, не умеющие петь, плясать, рисовать. Есть среди леворуких дети, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом, но есть и дети со школьными проблемами. Поэтому невозможно выделить какую-то особенность, характерную только для леворуких. Существует много мифов об особенностях леворуких, однако научные исследования не дают этому достоверных подтверждений.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ КАКИЕ-ТО СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ ЛЕВШЕЙ?

Леворукие дети, особенно дети, у которых есть выраженные факторы риска в развитии (патологии беременности и родов, травмы, операции) и нет леворуких родственников (что с большей долей вероятности позволяет предположить так называемый патологический или компенсаторный вариант леворукости) требуют особого внимания, т.к. у них возможны нарушения нейросенсорного, речевого и моторного развития. Однако хочу заметить, что точно такие же проблемы встречаются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в раннем развитии. В воспитании и обучении леворукого малыша нет каких либо отличий от праворукого ребенка.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ, ПОНЯВШИМ, ЧТО ИХ РЕБЕНОК ЛЕВША?
Родителям в 4-5 лет стоит протестировать, определить действительно ли ребенок леворук и определить какой рукой ребенок будет учиться писать. Это необходимо сделать потому, что есть люди, которые все бытовые действия выполняют лучше левой рукой, а пишут лучше правой.
Но главное – не переучивать, не заставлять леворукого ребенка выполнять все действия правой рукой. Переучивание – постоянный стресс, негативно влияющий и на развитие, и на психическое здоровье ребенка.


СТОИТ ЛИ ИЗ ЛЕВШИ ДЕЛАТЬ АМБИДЕКСТРА? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?

Из левши невозможно «сделать» амбидекстра. Амбидекстры одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, но таких людей очень мало. В то же время выраженность леворукости бывает разной – есть леворукие люди, которые могут использовать в каких-то действиях и правую руку, но они не амбидекстры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ

В статье рассматривается проблема речевого развития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечислены аспекты для психолого-педагогического сопровождения....

Звуки [Л], [Л\'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л\'], буква Л. Пересказ русс...

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...

Вопрос - ответ (часто задаваемые вопросы родителей логопеду)

Самые актуальные вопросы родителей по развитию речи детей дошкольного возраста логопеду. Советы логопеда по разным вопросам речевого развития....

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...