Рекомендации для родителей детей от 0 до 3 лет
консультация (младшая группа)

Рекомендации предназначены для родителей которые ждут ребенка или родители у которых уже есть ребенок раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga.docx476.39 КБ

Предварительный просмотр:

Для родителей о детях

от рождения до трех лет

Составили: Васильченко Марина Александровна

Рахметова Ирина Владимировна


ВВЕДЕНИЕ

Дорогие родители!

Все взрослые знают, что если заботиться о здоровье малыша с самого рождения, закалять его, следить за режимом дня, питанием, вовремя делать профилактические прививки, то ребенок станет физически крепким.

Однако одной заботы о гигиене и соблюдении режима дня мало. С ребенком необходимо заниматься, чтобы раскрыть его способности. Это особенно важно в первые три года жизни, когда его физическое и психическое развитие идет стремительными темпами.

В данной книге вы сможете узнать о: 

  1. Возрастных нормах детей от рождения до трех лет.
  2. Особенности психофизического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Дом - это универсальная развивающая среда для ребенка.
  4. Развивающих играх и занятиях с детьми младенческого и раннего возраста.
  5. Списке рекомендуемой литературы для родителей.


ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ.

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Социально-эмоциональное развитие:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует "своих" и "чужих". Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

Общая моторика, моторика рук:

3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).

Зрительно-двигательная координация:  

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Восприятие, предметно-игровая деятельность: 

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.); занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

Психологическое развитие:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

Понимание речи:  

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.); узнает голоса близких (с 7 мес.); отвечает на имя (с 8-9 мес.); прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.); хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.); обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ

Социально-эмоциональное развитие:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

Общая моторика, моторика рук:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Зрительно-двигательная координация: 

Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.

Психологическое развитие:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

Понимание речи:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ 

Социально-эмоциональное развитие:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Зрительно-моторная координация:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Психологическое развитие:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Источник: Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г., 2007.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.  

Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.

Младенческий - от рождения до 1 года.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка. При такой ситуации первые симптомы ЗПР могут проявиться во младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.)

К концу первого года жизни ребенок недостаточно крепок физически, развитие речи так же запаздывает.

Преддошкольный - от 1 до 3 лет.

Трудно  выделить определенные особенности психофизического развития  детей с ЗПР и в преддошкольном возрасте т.к. чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (социально-культурная депривация). При трех первых недостатках развития наиболее часто встречающимся этиологическим фактором являются слабо (или —при умственной отсталости — умеренно) выраженные повреждения мозга, дисфункции мозга. Различия состоят в том, что в случае умственной отсталости эти повреждения имеют разлитой характер; при задержке психического развития они либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору, либо и то и другое наблюдается одновременно; а при общем недоразвитии речи органическая и функциональная недостаточность, являясь парциальной, затрагивает только речевые зоны коры. При социально-культурной депривации, в наибольшей степени, обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недостаточно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым.

Слабая выраженность остаточной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.

Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.

О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем.

Особенности психофизического развития у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Младенческий - от рождения до 1 года.

К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.

Преддошкольный - от 1 до 3 лет.

Первичная патология речи  отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.  В физическом развитии отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.  Заметны отставания в двигательной сфере.

Особенности психофизического развития у детей с нарушением слуха.

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают слова и фразы. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обуславливает необходимость систематической коррекционноразвивающей работы по развитию лексической, грамматической и синтаксической сторон речи, слухового восприятия и речевого слуха, формированию произношения. В единстве с формированием словесной речи идет процесс развития познавательной деятельности и развития всех сторон личности ребенка. Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно– образное и словеснологическое, так называемое речевое мышление.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) – от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.

Уровень психического и речевого развития детей с нарушениями слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Дети с кохлеарным имплантом - это практически нормально развивающиеся дети, если у них нет дополнительных психоневрологических и специфических речевых (дизартрия, моторная алалия) расстройств. Они хорошо понимают речь в различных ситуациях общения (с учетом возраста). Фразовая речь развивается спонтанно, хотя и с небольшой задержкой (также, с задержкой появляются первые слова). Голос звонкий и громкий, речь интонационно разнообразная.

При имплантации ребенка после 2-х лет спонтанный процесс овладения пониманием речи и собственной речью начинается позднее — через 8-12 мес. Этот процесс идет также более медленно и зависит от того, насколько у ребенка был развит остаточный слух и произносительные навыки на момент имплантации, участия родителей в развитии ребенка, наличия у него сопутствующих нарушений и др.

Особенность детей с кохлеарной имплантацией (КИ).

Особенности слухового восприятия:

  • искажение звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему;
  • несформированностью (у ранооглохших) и нарушение центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего в первые годы после имплантации.

Особенности восприятия речи и звуков с КИ:  

  • Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, отличаются от тех, которые передаются нормально работающей улиткой, поэтому даже позднооглохшие дети сначала не узнают знакомые слова и звуки. Требуется время и специальные занятия, чтобы пациент научился это делать. Дети, использовавшие слуховой аппарат, также сначала не узнают знакомые слова и должны учиться слышать заново. Но они очень быстро научаются узнавать с КИ знакомые слова.  
  • Из-за того, что КИ преобразует звуки и речь не так хорошо, как улитка, дети после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного использования КИ они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях.
  • У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, а позднее привлекать его внимание, когда к нему обращаются.
  • Ребенок плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки, не может определить, идет звук спереди или сзади, если не видит источник звука.
  • Дети хуже воспринимают речь, если говорящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта, особенно в первый год использования КИ.  
  • Медленно научается обнаруживать и различать звуки.
  • Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и не привлечено его внимание.
  • Трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Ребенок плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Все это результат несформированности у ребенка центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это выражено. По существу, после имплантации такой ребенок является ярким примером центральных расстройств слуха и напоминает ребенка с сенсомоторной алалией. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2–3 лет. Если у ребенка есть сопутствующие расстройства нервной системы (например, общее нарушение внимания в синдроме минимальной мозговой дисфункции) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.
  • Окружающие шумы и реверберация (процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях) очень мешают ребенку узнавать и запоминать речевые сигналы и звуки окружающей среды.
  • С помощью КИ ребенок может воспринимать музыку, ритм музыки.

Особенности психофизического развития у детей с синдромом Дауна.

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами. Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Социально - бытовые навыки и ориентировка. Культурногигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.

Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка. Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами. Усвоение программы, трудности в усвоении программы. Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.

Эмоционально – поведенческие особенности ребенка. Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам и взрослым. Ребенок легко идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями и отдельными звуками.

Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР - это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. ЕЕ относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений, отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:  

  • Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью.  
  • Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма.  
  • Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия.  
  • Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации.
  • Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, при выделении существенных признаков, их абстрагировании от несущественных, при переключении с одного признака классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности нагляднообразного мышления и трудностях формирования словеснологического мышления. Детям трудно устанавливать причинноследственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простейшие умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словеснологического мышления (его конкретно- понятийных форм).
  • Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктвность и прочность запоминания, особенно на уровне словесно- логической памяти, отрицательно сказывается на усвоении информации.
  • Недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и распределения внимания, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы. Эмоциональная сфера у 5-6- летних детей с ЗПР подчиняется общим законам психического развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако, сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
  • Незрелость эмоционально – волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Они не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной.
  • Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. Недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена изза недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т.о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.
  • Недоразвитие речи носит системный характер и проявляется, как правило, в задержке формирования, а в сложных случаях, в отсутствии фразовой речи, в ограниченности словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, затруднениях в построении связных высказываний. Недостатки семантической стороны проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.

Особенности психофизического развития у детей с расстройством аутистического спектра.

Аутизм – своеобразное нарушение психологического развития. Основные его признаки: нарушение контакта с окружающим миром, общения с людьми. Особенности аутичных детей описаны в работах К.С.Лебединской, О.С.Никольской и др. Обязательной составляющей детского аутизма служит так называемая «триада аутизма»:

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия.
  2. Нарушение коммуникации.
  3. Повторяющиеся и стереотипные элементы поведения.

Основные трудности в обучении связаны с неконтактностью ребенка с РАС с другими людьми. Он плохо контролирует свое поведение. У него наблюдаются затруднения в ведении диалога, в выражении просьбы, быстрое пресыщение общением. Ребенку с РАС трудно понять эмоции другого человека. Адаптацию детей с аутизмом затрудняет стремление к постоянству, сопротивление изменениям, наличие неопределенных страхов. Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других – ребенок может быть умственно отсталым.

Развитие речи детей с РАС тоже имеет свои особенности: одни дети по срокам опережают речевое развитие своих здоровых сверстников, у других наблюдаются задержка речи, эхолалии, произнесение цитат из рекламы, книги. Речь аутичного ребенка не направлена на общение со взрослыми, он получает удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. В некоторых случаях речь полностью отсутствует.

Первый уровень аутистических расстройств является сравнительно лёгким, часто сочетается с формальной сохранностью интеллекта и речи, хотя во многих случаях интеллектуальные и(или) речевые расстройства отмечаются.

Второй уровень тяжести аутистических расстройств может сочетаться с интеллектуальными нарушениями (различной, чаще лёгкой степени) и нарушениями речевого развития.

Третий уровень аутистических расстройств является наиболее тяжёлым и, как правило, сочетается с интеллектуальными нарушениями умеренной (тяжёлой, глубокой) степени и выраженными нарушениями речевого развития.

Источник: Статья Возрастные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/04/vozrastnye_osobennosti_detey_s_ovz.pd 

ГЛАВА 3. ДОМ - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА.

Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.

Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».

Закономерен вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы создать в доме предметно-развивающую среду?» Главное и основное правило организации  развивающей среды- это доступность.

Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

• Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;

• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);

• Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);

• Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т. д.);

• Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);

• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон»«Ударь как мышонок»);

• Пальчиковые игры;

• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).

Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии».Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза».

Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т. д.).

Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т. д.). Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).

При обучении новому знанию (введение новых понятий)можно использовать систему трехступенчатого урока:

1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т. д., т. е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию).

Например: сначала ребенку показывают лимон«Это лимон».

2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т. д.).

Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе».

В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.

Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

+Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?» На что можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»

Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет Вас и Ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.


ГЛАВА 4. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА.

На первом году жизни ребенка происходит стремительное становление ориентировочно-исследовательских реакций, а постоянное воздействие различных раздражителей окружающей среды способствуют формированию активного познавательного интереса ко всему новому, особенно к действиям и речи взрослого. Очень важно создавать условия для овладения ребенком исследовательскими действиями, с помощью которых он может познать окружающие его предметы, пользуясь различными органами чувств – зрением, слухом, осязанием.

Родители должны помочь своему ребенку познавать окружающий мир и играть вместе с ним в различные развивающие игры. Игры и занятия должны знакомить малыша со свойствами и возможностями предметов. Количество и продолжительность специально организованных занятий на первом году жизни должны быть небольшими (по несколько минут несколько раз в день). На занятиях необходимо показывать и помогать освоить ребенку новые действия с игрушками, так как самостоятельно он не в состоянии их осуществить. Занятия нужно проводить в привычной для ребенка обстановке в игровой, занимательной форме.

Обязательным условием является хорошее самочувствие и 129 отсутствие неудовлетворенных физиологических потребностей малыша (в еде, чистоте, отдыхе). Даже несколько минут могут быть использованы для занятий: рассматривание лиц близких взрослых, игрушек; захват ручками различных предметов; прослушивание колыбельных песен. Необходимо помогать ребенку осваивать новое, совершая совместные действия, обучать его методом рука в руку, постоянно закреплять достигнутое, повторять пройденное. Малыш вскоре порадует родителей своими успехами. Переучивать ребенка всегда сложнее, чем сразу научить правильно. Новые умения могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время. Малыши легко отвлекаются и им трудно сосредоточить свое внимание надолго.

Следует исключить воздействие посторонних раздражителей (во время занятий в поле зрения не должно быть одновременно нескольких ярких игрушек). Взрослому следует чередовать и организовывать разнообразные игры, придумывать упражнения для ребенка. Важно следить за реакциями малыша, в случае изменения настроения и появления признаков утомления прекращать занятие. Окружающее пространство должно быть лишено опасных и запретных вещей, следует убрать острые и хрупкие предметы подальше от ребенка. Малышу важно испытывать чувство безопасности и комфорта, любовь и заботу близких, получать их одобрение и поддержку. Следует быть внимательным к сигналам ребенка: занятия нужно прекращать вовремя, не допуская переутомления. Уставший ребенок не воспринимает информацию, поступающую из внешней среды. Очень важным в развитии и обучении ребенка является правильный выбор игрушек и развивающих пособий.

При подборе оборудования для игр и занятий важно учитывать определенные факторы и требования:

• безопасность и прочность самих игрушек и материалов, из которых они изготовлены, отсутствие острых и  мелких деталей в них (малыш ощупывает, берет в рот, бросает, стучит ими по окружающим предметам);

• яркость и привлекательность (внешний вид игрушек должен способствовать появлению эмоциональных и ориентировочных реакций);

• контрастность цвета (игрушки должны быть окрашены в яркие цвета; предпочтительны красный, желтый, зеленый, синий, потому что именно эти цвета ребенок учится различать первыми);

• развивающий потенциал (игрушка должна стимулировать и развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, а также двигательные функции – хватание, манипуляции).

Игрушки должны быть красочными, яркими, привлекательными, изготовленными из различных материалов (дерева, пластмассы, резины, ткани) и разной фактуры. Наиболее гигиеничными и легко поддающимися чистке являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Критериями выбора является как возраст малыша, так и задачи, которые будут решаться с их помощью. Игрушки должны быть соответствующего размера (удобного для захвата) и веса; звук игрушки должен быть приятным, не очень резким, иметь разный характер звучания; цвет ярким, игрушка должна быть объемной. Игрушка не должна иметь резкого запаха. Игрушки и упражнения должны соответствовать возрасту ребенка.

Для психоречевого и двигательного развития детей младенческого возраста необходимо подбирать игрушки, которые помогут ему овладеть новыми умениями, будут способствовать развитию малыша. Игрушки для занятий с малышом следует часто чередовать. Желательно поделить игрушки на те, которыми ребенок может играть в любое время и те, которые взрослый достает только во время целенаправленных занятий. Следует периодически убирать те или иные игрушки, чтобы ребенок их забыл и соскучился, через некоторое время он будет радоваться им как новым.

При длительном предъявлении одной и той же игрушки ориентировочная реакция малыша быстро угасает, а значит, этот раздражитель перестает способствовать его психическому развитию. При проведении развивающих игр-занятий также лучше использовать игрушки, которыми ребенок еще никогда не играл или редко видит – это повысит его познавательный интерес. Желательно не давать ребенку игрушки во время кормления и при высаживании на горшок, иначе формирование социальных навыков у него будет задерживаться. Для развития самостоятельных действий с предметами следует размещать игрушки в различных местах и положениях, постепенно добавляя к знакомым игрушкам новые.

Игрушки для детей до 6 месяцев

  • погремушки-грохотушки (различные по громкости, цвету и величине, захвату);
  • подвески со зрительными и шумовыми эффектами;
  • бубенчики;
  • разноцветные ленточки и флажки; • резиновые пищащие игрушки;
  • куклы-неваляшки;
  • фигурки животных из разных материалов;
  • игрушки-прорезыватели для кусания, жевания и сосания.

Игрушки для детей 6–9 месяцев 

  • куклы-неваляшки и другие красочные, но простые куклы из пластмассы, резины, ткани;
  • игрушечные чашки, миски разного цвета и формы диаметром 7–12 см;
  • кубики из разных материалов (тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые);
  • детская посуда высотой около 20 см с легко открывающимися крышками: кастрюля, бидон и т. д.;
  • сюжетно-транспортные игрушки: машины простой формы, каталки и т.п.;
  • заводные механические игрушки – клюющая курочка, лающая собачка, часы-кукушка и др.;
  • шарики и мячи разных размеров, фактуры, величины и материалов для катания, бросания, массажа рук.

Игрушки для детей 9–12 месяцев 

  • куклы из разных материалов (пластмассы, резины, ткани) размером от 10 до 40 см, у которых есть основные особенности облика человека – крупные яркие глаза, носик, рот, подвижные руки и ноги, в том числе куклы в красочной одежде, изображающие детей;
  • пирамидки с крупными кольцами;
  • фигуры животных и птиц (мягко-набивные, пластмассовые, резиновые и др.);
  • сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины простой формы из пластмассы размером около 15 см, тележки, каталки;
  • звучащие игрушки с кнопками или клавишами, легкими для нажатия самим ребенком;
  • заводные механические игрушки (паровозики, машинки);
  • музыкальные игрушки (металлофон, гармошка, барабан);
  • игрушки, отображающие некоторые предметы быта (чашки, ложки, тарелки);
  • шарики и мячи разных размеров (резиновые, деревянные и полиэтиленовые, тканевые);
  • вкладыши – основные геометрические формы (куб, шар, призма) и фигуры (треугольник, круг, квадрат);
  • строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и т. п.).

Игрушки для детей от 1 года до 3 лет 

Детская игрушка должна быть художественно и технически качественно сделана, воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске, давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета. Не следует давать ребенку «страшные» игрушки, малышей в этом возрасте легко напугать. Если какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу убрать ее. Чаще всего это случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.

Следует выбирать не слишком маленькие, но и не слишком большие игрушки. Для многих заданий используются парные игрушки как одного, так и разного размера (куклы, машинки, мячи и др.). Для выполнения заданий ребенок не должен прилагать значительных физических усилий, элементы оборудования должны быть выполнены качественно, подходить и дополнять друг друга. Даже самая полезная для развития игрушка без участия взрослых в ее изучении и игре с ней теряет значительную часть своей привлекательности. Полезно иметь разные наборы игрушек и пособий – для свободного пользования и игр, а также для дидактических занятий совместно со взрослым.

Необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство дома. Это может быть часть комнаты или целая детская комната, но это пространство должно быть логично и функционально организовано. У каждой вещи должно быть свое место. Хорошо и удобно группировать игрушки в коробках, ящиках, корзинах и контейнерах по определенной тематике: машинки, конструктор, куклы, наборы для творчества и т. д. Со многими игрушками ребенку удобно играть на полу, поэтому стоит позаботиться о ковре и свободном пространстве. Для действий с другими игрушками понадобится детский стол и стульчик. Важно не пропустить благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка к аккуратности, порядку (убирать игрушки и вещи на место). Собирание игрушек можно обыграть и сделать интересным для ребенка, постепенно это станет хорошей привычкой.

Своевременное познавательное и речевое развитие ребенка раннего возраста возможно лишь в процессе его взаимодействия со взрослыми, которое должно включать не только повседневное общение, но и специально организованные дидактические игры и занятия. Многие родители воспринимают развитие детей как нечто само собой разумеющееся и не понимают всей важности целенаправленного формирования потенциальных возможностей ребенка, создания условий для его интеллектуального и личностного развития. Они нередко полагают, что все это – исключительно работа педагогов, однако это мнение ошибочно. Сами родители могут внести огромный вклад в развитие своего ребенка, что особенно важно в первые годы жизни, когда закладывается основной фундамент для формирования всех психологических новообразований и черт личности.

В раннем возрасте приоритетным для интеллектуального развития является сенсорное воспитание, обогащение чувственного опыта, формирование представлений о свойствах предметов. Жажда познания окружающего мира в сочетании с потребностью в эмоциональном общении со взрослым определяет поведение ребенка первых лет жизни. Обучение возможно и необходимо не только в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок находится в группе сверстников и где с ним проводятся регулярные систематические развивающие занятия. Очень многому его могут и должны научить родители и другие члены семьи в повседневных бытовых ситуациях, во время выполнения режимных моментов.

Когда ребенок овладевает способностью самостоятельно активно передвигаться, он начинает все полнее и шире познавать окружающий мир, изучать и исследовать объекты, которые находятся в пределах его досягаемости – игрушки и предметы домашнего обихода. Ребенок наблюдает за тем, как взрослые действуют с теми или иными предметами, выполняют работу по дому, он усваивает этот опыт, старается подражать. В игре ребенок познает окружающий мир, знакомится с различными свойствами предметов. В процессе предметной и игровой деятельности формируются восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение ребенка.

Именно в игре закладываются основы положительного взаимодействия со сверстниками. Занятия с ребенком, в отличие от его самостоятельной предметной и игровой деятельности, направлены на целенаправленное формирование у него тех умений и навыков, которые имеют наибольшее значение для его развития, но без специального обучающего воздействия появиться не могут. Занятия способствуют развитию высших психических процессов и самой способности обучаться – умению воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить.

Регулярные занятия помогают формировать у ребенка целенаправленность, произвольность, организованность и другие качества, которые будут так необходимы ему на последующих возрастных этапах. Методика проведения игр и занятий с детьми первых лет жизни имеет свою специфику, которая связана с особенностями развития и поведения детей этого возраста. В раннем возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание и эмоциональное восприятие окружающей действительности, поэтому при планировании игр и занятий нужно помнить о том, что первостепенное значение имеет степень их увлекательности для ребенка. Игровая форма обучения является ведущей в этом периоде. Занятия должны вызывать позитивные эмоции и интерес у ребенка, только тогда они будут продуктивными.

Игрушки лучше всего показывать в действии, со звуковым сопровождением (кукла танцует, кошка мяукает, заводная игрушка прыгает, колокольчик звенит и т. д.). Можно использовать прием неожиданного появления игрушек и другие элементы сюрпризности. Однако при этом необходимо соблюдать чувство меры. Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно другому не мешало, а помогало. Решающую роль в этом играет эмоциональность поведения и речи взрослого, а также положительное отношение к ребенку. Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Не менее важна эмоциональность взрослого, выразительность и интонированность его речи. С детьми раннего возраста нельзя общаться сухо, сдержанно и монотонно, такое поведение не принесет успеха и хорошего результата в занятиях. Но при этом высказывания и инструкции взрослого должны быть краткими и лаконичными; длинную сложную фразу ребенок может не понять.

Как педагогам, так и родителям следует тщательно готовиться к занятиям, заранее продумывать все их элементы, наизусть выучивать стихи, потешки, не допускать больших пауз, во время которых ребенок может отвлечься. В этот период у детей наблюдается стремление добиваться видимых результатов выполняемого действия. Положительное решение задачи вызывает у ребенка удовлетворение, желание повторять усвоенное действие или новое слово, которое он научился произносить.

Ребенок получит особенное удовольствие от достигнутого результата, если его усилия вознаграждаются (например, когда он построит лесенку, ему дадут игрушку, которая пойдет по ступенькам). В этом возрасте предпочтительными являются индивидуальные занятия. Если же занятие проводится с малой группой детей, то нужно следить, чтобы одни дети не мешали другим, нельзя допускать длительного бездействия кого-либо из малышей. На некоторых занятиях полезно организовать общение детей разных возрастов и разного уровня развития, что будет способствовать положительному влиянию детей друг на друга. На коллективных занятиях взрослый должен быть внимателен к каждому ребенку, наблюдать, как он осваивает предлагаемый материал, своевременно помогать и подбадривать. Индивидуальный подход осуществляется прежде всего в форме обращения взрослого к детям – внимательного, счастливого.

Внимание и интерес ребенка возрастают, когда в художественном тексте, который ему читают, отвлеченное слово или местоимение заменяют его именем. Детям второго года жизни требуется активная, действенная помощь взрослого. В этом возрасте формируется понимание речи окружающих, однако оно пока не совершенно, и дети не сразу способны понять, что от них требуется. Ребенок может отказываться выполнять предложенное задание, хотя и проявлять при этом признаки заинтересованности. Полезно в таких случаях вместе с ним проделать то, что требуется, а потом предложить повторить то же самое самостоятельно. У каждого ребенка следует поддерживать бодрое настроение, желание довести дело до конца, прийти ему на помощь, не допуская, чтобы его усилия остались бесплодными.

Регулярность, систематичность и последовательность занятий очень важны для достижения положительного результата. Темпы овладения различными умениями и навыками у детей могут варьировать. При планировании занятий следует соблюдать четкую последовательность и поэтапность. Например, при формировании представлений и сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина) сначала ребенка учат сличать предметы по одному из признаков, затем учат выделять их по слову взрослого и только потом – самостоятельно называть их. Также следует дозировать информацию, не перегружать ребенка новыми сведениями и впечатлениями, постепенно усложнять и расширять объем знаний.

Один и тот же игровой и дидактический материал может использоваться в самых разнообразных заданиях и с совершенно различными целями и задачами. Для того чтобы приобретенные знания или умения закрепились в опыте ребенка, следует неоднократно повторять пройденное, причем постараться вносить в каждое повторение что-то новое, чтобы интерес ребенка к его выполнению не пропадал или снижался. Усвоенное с помощью взрослого действие, умение, слово ребенок с удовольствием многократно повторяет. Успешное усвоение новых знаний требует повторных занятий. Не все намеченные программные задачи могут быть усвоены детьми на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие и обучение, а другим для этого требуется более длительный срок.

Нужно стараться, чтобы знания и умения, получаемые на занятиях, были достаточно прочными и устойчивыми, чтобы дети применяли их в самостоятельной деятельности и играх. Повторяемость можно осуществлять в разных вариантах. Повторение занятий без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем неоднократных упражнений закреплять знания и умения, особенно когда успешное выполнение поставленной задачи зависит от правильных движений и действий детей с предметом или когда повторение помогает им преодолеть затруднение (например, при произнесении звука, слова).

Вместе с тем точное воспроизведение предыдущего занятия может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению материала. Поэтому при повторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохраняя одно и то же содержание, следует привлекать новый материал дополнительно к уже известному. Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном (например, после общего ознакомления с предметом внимание ребенка следует привлекать сначала к его величине, а затем к цвету и другим признакам). Остановимся на таком важном моменте, как сочетание наглядности со словом. Все, что предъявляется ребенку, должно сопровождаться словом взрослого.

Постепенно, при регулярном повторении и показе, у него сформируется связь между предметом и словом, его обозначающим (сначала ребенок учится действовать с тем или иным предметом, далее – выделять его из ряда других по слову, искать и показывать по просьбе взрослого, а затем произносить его самостоятельно). Без пояснения и объяснения взрослого ребенку очень трудно освоиться в предметном мире и получить верное представление об окружающем. Слово взрослого необходимо для расширения и уточнения тех сведений, которые ребенок получил путем самостоятельного наблюдения и изучения. Речь взрослого помогает ребенку сосредоточиться, направить его внимание в нужное русло, побудить к действию.

При этом восприятие ребенком предметов и действий становится более точным, конкретным, так как своим словом взрослый направляет его внимание на те свойства и качества предмета или явления, которые он считает нужным подчеркнуть. Только после двух лет представляется возможность говорить с детьми о том, чего они в данный момент не наблюдают, но что им уже знакомо из личного опыта. Для постепенного ухода от наглядности и развития слухового восприятия можно следовать такому плану: при чтении потешки можно сначала сопровождать описанные в ней действия их выполнением игрушкой (зайка прыгает); в этом случае преобладает воздействие зрительного впечатления, а словесное сопровождение играет второстепенную роль.

На повторном занятии при чтении текста той же потешки детям опять показывают игрушку, но никаких движений она не совершает; конкретный образ персонажа – перед глазами, а о его действиях говорится в тексте. В этом случае сила зрительного впечатления ослаблена, что активизирует слуховое. Разные сочетания наглядности и слова зависят прежде всего от задачи того или иного занятия: в одних случаях ведущую роль играет наглядность, в других – слово. Имеют значение также возрастные возможности детей: чем младше ребенок, тем больше он нуждается в наглядно-действенном подкреплении слова, так как его опыт и запас представлений об окружающем еще невелик.

Положительный результат отмечается при использовании реальных предметов, с которыми ребенок ежедневно сталкивается в быту; на улице можно знакомиться с животными, птицами, явлениями природы. Для того чтобы лучше узнать предмет, ребенок должен его всесторонне изучить – осмотреть, ощупать, совершить с ним те или иные действия. Особенно это касается качеств предметов и накопления прилагательных в речи (круглый, квадратный, мягкий, твердый, холодный, горячий и т. д.).

Рассматривание живых объектов вызывает у детей большой интерес и яркие эмоции. Исключение составляют только отдельные дети, которые в первые минуты испытывают легкий испуг. Живые объекты привлекают малышей тем, что они подвижны, деятельны. Игрушки и предметы, которые используются в занятиях, также по возможности стоит показывать в действии, движении. Это особенно важно при овладении глагольным словарем. Для детей раннего возраста характерна слабость нервных процессов и быстрая утомляемость, поэтому необходима частая смена видов деятельности, чередование умственной, речевой и двигательной активности.

Занятие с уставшим ребенком, внимание которого рассеяно, а интерес к сотрудничеству отсутствует, будет малопродуктивным; лучше провести интенсивное и насыщенное, но непродолжительное занятие, чем мучить ребенка, заставляя его «отсиживать» положенное время. У детей раннего возраста способность сосредоточиться, внимательно слушать только начинает еще формироваться. В силу свойственной детям подвижности им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, однообразие их утомляет и с этим необходимо считаться.

Длительность занятий зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния ребенка. Если по ходу занятия ребенок имеет возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемый предмет, занятие может продолжаться 8–10 минут. Чтение стихотворения с показом игрушек, картинок требует от малыша относительной неподвижности, поэтому он быстро отвлекается. Игрушки для занятий с малышом следует часто чередовать. Желательно поделить игрушки на те, которыми ребенок может играть в любое время и те, которые взрослый достает только во время целенаправленных занятий.

Следует периодически убирать те или иные игрушки, чтобы ребенок их забыл и соскучился, через некоторое время он будет радоваться им как новым. При длительном предъявлении одной и той же игрушки ориентировочная реакция малыша быстро угасает, а значит, этот раздражитель перестает способствовать его психическому развитию. При проведении развивающих игр-занятий также лучше использовать игрушки, которыми ребенок еще никогда не играл или редко видит– это повысит его познавательный интерес. Желательно не давать ребенку игрушки во время кормления и при высаживании на горшок, иначе формирование социальных навыков у него будет задерживаться. Для развития самостоятельных действий с предметами следует размещать игрушки в различных местах и положениях, постепенно добавляя к знакомым игрушкам новые.

 Занятия и дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Важным фактором результативности занятия и обучения в целом является время суток, в которое оно проводится. Для проведения занятий, игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна и еды. В указанное время дня дети бодры, спокойны и деятельны. Помещение перед занятием следует проветрить, при необходимости убрать лишнюю мебель, игрушки и другие предметы.

В процессе развивающей работы с детьми раннего возраста применяются различные виды игр и занятий:

  • игры и занятия по социальному развитию;
  • по ознакомлению с окружающим;
  • по сенсорному развитию;
  • игры и занятия на развитие предметной и предметно-игровой действий;
  • с сюжетными игрушками;
  • с применением вспомогательных предметов, орудий;
  • игры и занятия по формированию предпосылок к продуктивным видам деятельности;
  • с природными материалами (песком, водой);
  • занятия с использованием картинного материала;
  • игры и занятия по двигательному развитию.

Важный компонент для создания развивающей среды – это наличие подходящих игр и игрушек.

В перечень развивающих игрушек для детей включаем:

  • погремушки, сенсорные игрушки, шнуровки;
  • игрушки для игр с песком (ведерки, лопатки, формочки);
  • доски и рамки - «вкладыши»;
  • кубики, пирамидки, юла, вертушки;
  • настольно-печатные игры;
  • разные виды и наборы пазлов;
  • мозаики, конструкторы;
  • подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, кусочки меха, сухоцветы, орехи).

Помните о том, что в комнате у ребенка необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в комнате длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Если комната мала, то можно просто менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

Коробки из-под фотопленки, шариковых дезодорантов. Универсальные емкости. Можно наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

"Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.
Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.
Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер.
Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

"Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.
Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

"Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.
Тактильные "коврики". Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки. Ребенок может перебирать и трогать их.
Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Малыш может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.
Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.
Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.
Доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка…"

Помните, что никакие игры и развивающие пособия

 не заменят общение ребенка с родителями!

Поэтому обязательно находите время, запасайтесь терпением и хорошим настроением, и занимайтесь с ребенком!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение – это активный процесс, в котором участвуют взрослый и ребенок. Взрослые (специальные педагоги и родители) должны предоставить ему возможность учиться и создать благоприятные условия, которые будут стимулировать общее развитие ребенка. Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов.

Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка. Надеемся, что наша книга окажется для Вас полезной.

Желаем успеха!

Спасибо за понимание и желание сотрудничать!


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. 3-е изд., испр. и доп. М. : Медицина, 1977.

2. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких: кн. для родителей. М. : Школьная пресса, 2007.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста : науч.-метод. пособие. СПб. : КАРО, 2008.

4. Жукова О.С. Как вырастить умного ребенка. От рождения до 3 лет. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.

5. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : кн. для педагогов / под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М. : Полиграф сервис, 2002.

6. Как развивается ваш малыш? : пособие для родителей / Е.Р.Баенская, О.Е.Громова, Ю.Ю.Коваленко и др. ; под ред. Ю.А.Разенковой. М. : Просвещение, 2008.

7. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие. М. : Просвещение, 2008.

8. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие. 2-е изд. М. : Айрис-Пресс, 2006.

9. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития : кн. для родителей. М. : Аркти, 2006.

10. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие : метод. пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

11. Педагогика с пеленок : пособие для родителей / О.Г.Приходько, Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова и др.; под рук. 144 О. Г.Приходько. М. : Издательская группа РОМАРТ, 2014.

13. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : метод. пособие. СПб. : КАРО, 2006.

14. Приходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить. М. : Каисса, 2010.

15. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М. : Школьная Пресса, 2000.

16. Разенкова Ю.А. Мама + папа = я. Ребенок от рождения до года : кн. для родителей. М. : Школьная Пресса, 2007.

17. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии : пособие для педагогадефектолога и родителей. М. : Парадигма, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических навыков у детей»

Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на об...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему "Безопасность детей в ваших руках"

Данный материал преданачен для родителей старших дошкольников в качестве рекомендаций по ознакомлению детей с безопасной жизнедеятельностью....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста».

Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;Упражнять детей в проявлен...