"Воспитание детей"
консультация

Рязанская Татьяна Константиновна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воспитание детей"25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Способы воспитания детей»

  

Воспитание детей – это сложный, кропотливый и длительный процесс. Ребенок, который растет в полной семье, развивается всесторонне, перенимает традиции, модели поведения. Отец с матерью стараются сформировать нравственного, интеллектуального, физически развитого человека, который сможет легко адаптироваться в обществе. Но каждая отдельная семья имеет свои методы и правила семейного воспитания. Одни родители учитывают мнение отпрыска, общаются с ним как с отдельной личностью, не применяют физическое воздействие, моральное давление, другие – смотрят на воспитание иначе.

 Известные российские педагоги Г. И. Щукина, В. А. Сластенин и Ю. К. Бабанский выделяют такие методы семейного воспитания: убеждение; требование; поощрение; наказание; похвала; подражание: повторение.

Убеждение-Оно должно быть четким и логичным, сказанным в нужный момент. Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание, определенные чувства, эмоции ребенка. Не только словом можно убедить, но и примером любимых героев книг и кинофильмов, произведениями искусства, а главное — хорошим примером. В частности, собственный опыт убеждает детей лучше всего.

Требование -Без них воспитание невозможно. Практически у всех детей есть обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это необходимо. Требования должны быть озвучены спокойным, категоричным тоном. Родители требуют одно и то же, не отменяя и не изменяя ранее сказанное.

Поощрение- Одобрять, хвалить, показывать свое доверие – это все необходимо чаду во время развития и формирования личности. Умеренное количество замечаний, сказанных одобрительным тоном, стимулирует к новым правильным, хорошим поступкам, действиям.

Похвала -Одобрительные слова необходимы, но их должно быть достаточно, иначе чрезмерная похвала приведет к завышенной самооценке. Похвала должна соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям ребенка. Здесь важным является степень доверия к детям. Если родители доверяют им, следовательно, уважают. Нельзя говорить ребенку, что он не справится, ему что-то не по силам, ему нет доверия – такие слова ослабляют волю, замедляется развитие чувства достоинства. Наказание Педагоги рекомендуют: наказания не должны быть частыми и в большом количестве; уважать личность ребенка; учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности; наказывать справедливо, сперва выяснив причины, мотив действия; наказание должно соответствовать отрицательному поступку; всем членам семьи принимать участие в воспитании. Важно заметить: в качестве наказания взрослым нельзя отменять то, что они обещали сделать ранее (сходить всей семьей в парк, кино и т. п.), иначе доверие будет потеряно.

 Подражание-главное, найти общий язык между отцом и сыном ребенок копирует поступки, действия родителей, других детей. Поэтому взрослым необходимо следить за собственным поведением.

Повторение -Этот метод способен вернуть, укрепить доверие между родителями и чадом. Когда малыш падает, то нельзя говорить: «Не плачь!» Необходимо выслушать его, после повторить, что он чувствует. Так он поймет, что его понимают, успокоится, будет слушать советы, объяснения взрослого. То, как родители обращаются друг с другом и со своими детьми, создает основу восприятия отпрыском любви. Если на младшее поколение кричат, физически наказывают, то у них сложится мнение, что таким должно быть поведение. Взрослым свою любовь к детям надо проявлять не только своими поступками, но и показывать свое отношение к проблемам, капризам. Нужно говорить о своей любви малышу, брать его на руки, обнимать, гладить, целовать. Честность, искренность, уважение – залог доверительных отношений. Доверие, уверенность. Чтобы отношения складывались гармонично, основывались на взаимоуважении, надо с самого рождения ребенка доверять ему. Дети чувствуют, что им доверяют, очень ценят это, стараются справляться с порученными делами. При этом родителям всегда и во всем подбадривать малыша, вселять в него уверенность словами.
Режим. Важно наличие режима в жизни малыша, это дает ему ощущение покоя. Режим учит терпеть и ждать. Слушать собственную интуицию. Многие родители перенимают опыт предыдущих поколений, читают форумы других взрослых в интернете, сравнивают своего ребенка с другими, но это неправильно. Необходимо прислушиваться к своему малышу, а не к чужому.
Вежливость и взаимоуважение. Учить вежливым словам нужно с раннего возраста. Вежливость идет рука об руку с уважением. Взрослым необходимо уважительно относиться к близким, самому отпрыску, его интересам, желаниям, друзьям и т.д.
Личное пространство. У малыша должно быть свое место, где он будет полноправным хозяином. Примерно после 2-2,5 лет нужен свой персональный игровой уголок. Если в доме более 1 ребенка, то личный уголок необходим каждому.
Позитив. Родители должны сами улыбаться, слушать бодрую музыку, танцевать, двигаться. Пусть малыш видит веселых, оптимистичных близких, будет расти позитивным, приятным в общении, более контактным. Никогда не обсуждать ребенка с другими людьми в его присутствии. Всегда обращать внимание на отпрыска. При недостатке внимания со стороны взрослых дети начинают делать что-то назло, портить предметы, шалить и получают внимание родителей. Важно замечать не только плохие действия, при этом умеренно хвалить за хороший поступок. Методы и правила для воспитания выбирает каждая семья самостоятельно. Главное – учитывать то, что ребенок – отдельная личность со своими интересами, эмоциями, способностями.
Воспитание подразумевает реализацию таких целей:  создание благоприятных условий для проживания и развития; формирование основ культуры общения; разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей; подготовка к жизни в социуме; формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны; привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены; формирование основ безопасности; развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности; приобщить к социокультурным ценностям; ознакомить с миром природы; развивать художественный вкус, приобщать к искусству. Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте. Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи. В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение. Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным.
Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться. Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.
Проблемы семейного воспитания Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания Проблемы, с которыми сталкиваются родители: Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями. Недостаток внимания. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.). Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы. Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.
Типы семей и особенности воспитания. Ребенок счастлив в полноценной семье В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.

Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.

Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.

Противостояние. Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.

Снисхождение. Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться. Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.
Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания,  существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи. Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, гармонично, всесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.

Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

  

 Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:

• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Какой же из этих способов воспитания эффективней?

 Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:

1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно".

7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».

К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.

4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.

5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.

6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если у вас гиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.

7. Лучше наказывать ребенка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо.

 Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

• когда он болеет;

• перед сном и сразу после сна;

• во время еды (ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

• непосредственно после душевной или физической травмы;

• когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

• когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

 Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических наказаний может надломить волю ребенка, превратить его в покорного и неспособного принимать самостоятельные решения человека.

 В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны воспитателя, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает, когда достигает поставленной цели.

 Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений, для того, чтобы ребенок мог сделать из них реалистический вывод о себе и своих способностях.

Однако не всякая похвала приносит пользу. Как правильно хвалить ребенка?

1) Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой). Похвала не за усилие и достижение, а за наличие способности, не дает никакого стимула к развитию.

2) Вредно, захваливать ребенка безо всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.

4) Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

Например: Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты убрал все игрушки». Неправильная похвала: «Ты просто молодец!». Правильная похвала: «Ты нарисовал такой красивый рисунок». Неправильная похвала: «Ты настоящий художник».

5) Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Это отнюдь не вызывает желания «брать пример» с того, кого (несправедливо) хвалят. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Ее суть в том, что за хорошее поведение ребенок получает поощрение, а за плохое — наказание или лишение привилегий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...