Консультация для родителей «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР"
консультация

Борисова Татьяна Павловна

Уважаемые родители, вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой?

 

Список используемой литературы: 1 Анищенкова, Елена Степановна. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в детском саду]/ . - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 61 с.- (Родничок).- Библиогр.: с. 63. 2 Бабушкина, Рената Леонидовна. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ , ; под науч. ред. . - Санкт-Петербург: КАРО, 2005.- 176 с.- (Коррекционная педагогика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_v_sisteme_korrektsii_rechi_u_detey_s_onr.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЛОГОРИТМИКА - ЭТО ЗДОРОВЬЕ!

Уважаемые родители, вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит

много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не

разговаривает? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой?

А ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные

движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением

специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из

основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение

проблемы развития речи у детей.

А СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, У КОТОРОГО

ПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ ЕЩЕ НЕЯСНО,

ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ, ТАК КАК ОН СЛИШКОМ МАЛ?

Думаю, что нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия

как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно

не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так

как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить:

ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ . Пальчиковая гимнастика,

упражнения на развитие двигательных способностей, координацию

движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют

развитию общей и мелкой моторики.

КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ

К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки

хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи,

локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на

ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ . Ходьба и маршировка в различных

направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад,

вверх и вниз, направо и налево, на месте.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И СТИХОТВОРНОГО ТЕМПА И

РИТМА

Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное

стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку

сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть

трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая

внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.

ДЫХАНИЕ

Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его

продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на

кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это

увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие

дыхания.

АРТИКУЛЯЦИЮ, МИМИКУ И ГОЛОС

Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию

подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно

отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим

голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник.

Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется

перед зеркалом

УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА, РЕЛАКСАЦИЮ

Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под

спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие

умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их

положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно

управлять своим телом.

ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

СЛУХ

От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит

насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами,

правильно слышит – хорошо говорит.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬТак как определенные движения

нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится

сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое

внимание между разными видами деятельности. К примеру, «Идет,

поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В

целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и

память, так и моторное, и зрительное.

ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ

Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно

вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и

воображение.

РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через

песенки и стихи, задействованные в занятиях.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия

будут скорее пассивные, как и пестушки, так как произносить или пропевать

текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. Хотя, наиболее

оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может

выполнять движения и петь самостоятельно.

МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДОМА

ИЛИ ИХ ПРАВИЛЬНО МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ЛОГОПЕД-

ДЕФЕКТОЛОГ?

Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Ведь если

пойти в центр по раннему развитию детей нет возможности или времени, то

лучше в меру своих способностей заниматься с ребенком, чем не заниматься

вовсе. Безусловно, в центре малыш сможет начать общаться и взаимодействовать с другими детками, так как на занятиях по логоритмике

есть много коммуникативных игр, песен, упражнений, вовлекающих детей в

общение друг с другом. К тому же, почти все детки более

дисциплинированны со сторонним человеком, а в группе занимаются куда

более охотно. Хотя, если доверия и расположения малыша стороннему

человеку завоевать трудно, то он может и вовсе отказаться участвовать в

занятиях, и тогда заниматься с таким ребенком лучше все же дома. Не

отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь

терпением, преподносите малышу это как игру, и результат обязательно Вас

порадует.

ИГРАЕМ ДОМА

Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальчиками, провести по

лбу 7 раз).

Жу-жу-жу подошли мы к ежу (провести по щекам 7 раз).

Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (растереть лоб ладонями).

Кок-кок-кок-надень на ноги сапожок.

Мышка мыла, мыла лапку (одной мыть другую).

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого

пальца другой руки).

Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки

« намыливать большие пальцы).

Сполоснув потом водой.

Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску (то же с указательным

пальцем).

Средний мылила усердно (то же со средними).

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой (то же с безымянными).

А мизинчик быстро мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем).

Очень он боялся мыла.

3.- Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик.

- Крепко мячик обнимаем, никуда не отпускаем.

Только брату отдаёт, брат у брата мяч берёт.

- Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.

- Вверх подброшу мяч рукой

Точно-точно над собой,

На лету схвачу руками,

Подтяну к груди локтями.

- Я бегу, а мячик мой

Рядом скачет под рукой.

От ладошки не уйдёт,

Звонко песенку споёт.

- Поскакали по тропинке

Прыг-скок, прыг-скок.

У ребят прямые спинки,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгаем как мячики, девочки и мальчики,

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Развитие голоса

Далеко и близко

На развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения

Мама объясняет, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но

если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем ребенку мама дает задание произносить любое звукоподражание то

тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,

ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача мамы и ребёнка отгадать, далеко или близко находится животное или

звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать папе, бабушке и так далее до

тех пор, пока вся семья не побывают в этой роли.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Развивает у вашего ребёнка умения менять темп речи в соответствии с

темпом выполняемого движения.

Под слова родителя: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша

шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: « ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» бег на месте мелкими

шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ…»

Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику на слово

Петрушку и свеклу. на обеих руках

Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе — попеременные удары кулачками и

ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальчики на обеих руках

Петрушка иль свекла?

Ох! Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, загибают пальчики

Петрушку и свеклу.

Ох! Хлопок!

Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони склад. крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики

Петрушка и свекла.

Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался не плох!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкального руководителя: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

Логоритмика – это одна из форм активной терапии.Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где ...

Консультация для родителей: " О Формировании и коррекции речи детей дошкольного возраста"

Материал поможет родителям оценить развитие речи своего ребенка и в домашних условиях развивать все стороны речи...

Консультация для педагогов Гендерный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста

Гендерный подход в коррекции речи  у детей дошкольного возраста . Какие игры использовать на занятиях с мальчиками, а какие с девочками. Почему....

Консультация для родителей Логоритмика как средство развития речи детей с ОНР

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и соп...

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

Консультация для музыкальных руководителей:«Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»...

Консультация для музыкального руководителя: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

В консультации освещается вопрос взаимодействия специалистов по логоритмике. Приведены этапы логоритмической работы по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения...

Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика- средство коррекции речи у детей дошкольного возраста"

Речедвигательная гимнастика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции...