Конспект родительского собрания "Подготовка детей к школе"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к

школе».

Цель:

ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе.

Задачи:

- дать представление о понятии «Готовность к школе».

- представить примерную модель личности первоклассника.

- ознакомить родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

Состав родительского собрания: родители детей группы, воспитатели, учитель начальных классов, учитель-логопед, медицинский работник.

Длительность собрания: 1час

Предварительная работа:

1.Оформление папки-раскладушки «Готовимся к школе».

2.Оформление буклета, памятки для родителей.

3.Оформление музыкального зала для проведения собрания. 

План :

1. Выступление учителя начальной школы

2. Выступление воспитателя;

3. Памятки родителям «Что необходимо знать и уметь ребенку,

поступающему в школу.»

5. Организационные вопросы;

6. Рефлексия.

Ход родительского собрания:

Звучит аудиозапись на школьную тематику «Учат в школе».

Слово воспитателя:

Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Рада приветствовать всех Вас на родительском собрании. Сегодня предлагаю рассмотреть вопрос: «Подготовка детей в школу». И для нашего собрания мы пригласили учителя начальной школы. Предоставляю слово педагогу школы.

Готовность к школе, к системному обучению есть комплексная характеристика сформированности предпосылок к учебной деятельности: осознанно относиться к выполнению заданий, умение соблюдать определенные правила в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого. Рассказ учителя о подготовке детей к школе.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

-Своё имя, отчество и фамилию.

Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

Свой город, его главные достопримечательности.

Страну, в которой живёт.

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

Домашних животных и их детёнышей.

Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

Транспорт наземный, водный, воздушный.

Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Воспитатель

 Мы выслушали учителя начальной школы. Первый класс - это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, для того, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе, для него появятся первые заботы, обязанности:

самостоятельно одеваться, умываться;

внимательно слушать и слышать;

правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

спокойно сидеть в течение 45 минут;

быть внимательным;

уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.

Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально.

Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

С первых дней школа предъявит ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

Физическое здоровье ребёнка.

Развитый интеллект ребёнка.

Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

Выносливость и работоспособность.

Умение ребёнка читать и считать.

Аккуратность и дисциплинированность.

Хорошая память и внимание.

Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность).

Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью

Так что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? - Вы узнаете из этих памяток (раздать родителям и дать время прочитать). Каждому из родителей выдаётся информация: «Что необходимо знать и меть ребёнку, поступающему в школу».

А сейчас, уважаемые родители, мы попросим, Вас собрать нам портфель. Игра «Собери портфель»

Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов). Я прошу, Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы нам в общении с детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут: юмор, доброта, внимание…)

О видах готовности к школе нам подробно расскажут наши специалисты: медицинский работник, учитель-логопед.

Медицинский работник

Перед школой будущий ученик должен пройти диспансеризацию. Она включает осмотры специалистами. (Подробно рассказывает об обследовании всех специалистов для подготовки медицинской карты)

Учитель-логопед

Советы учителя - логопеда

Формирование грамматически правильной, четкой, связной речи – одна из задач подготовки к школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы (далее рассказывает о речевой готовности ребенка к школе).

Воспитатель

Мотивационная готовность заключается в желании учиться в школе. Во-первых, стремление получать новые знания, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе, участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Советы учителя – логопеда

1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка

Не перегружайте его речевыми занятиями.

Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.При общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ним не торопясь.

Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5.Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

И не забудьте проверить: «А понятен ли ему Ваш вопрос?»

Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Воспитатель

Критерии готовности к обучению в школе

Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. Что же мы вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»?

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

3. социальная

4. мотивационная.

Физическая готовность- это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Интеллектуальная готовность- включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность- это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность- предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

Конкурс «Познавательный»

В этом конкурсе необходимо ответить на все вопросы правильно.

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).

3. Дом автомобиля? (Гараж).

4. Прибор для глажки белья? (Утюг).

5. Номер телефона скорой помощи? (03).

6. Жгучая трава? (Крапива).

7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).

8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).

9. Когда дети идут в школу? (Осенью).

10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).

12. Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).

13. Сколько дней в неделе? (7)

14. Мама телёнка? (Корова).

15. Дом совы? (Дупло).

16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).

17. Номер телефона пожарных? (01).

18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)

19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).

20. Когда листья опадают? (Осенью).

Вывод: Вот видите, даже вы, зная, казалось бы, все, справились не со всеми

заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому

не судите их за это строго, а разъясните и помогите «добыть» недостающие знания.

Воспитатель. Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.

Воспитатель:

Пожелание родителям.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле! В соответствии со статьей («Закона об образовании»), родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. ДОУ — помощник в реализации данных задач.

• Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

• В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

• Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой.

Воспитатель

В завершение родительского собрания, уважаемые родители, я прошу вас встать в круг провести

Игру - упражнения «Связующая нить».

Участники становятся в круг. Воспитатель по кругу передаёт клубок и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать своё настроение, рассказать о чувствах, что понравилось, а что нет и почему,каки открытия сделали вы для себя в процессе собрания.

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

-Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

-Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

-Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

-С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

- Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

- Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

- Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

-Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Решения родительского собрания

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления.

3 Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
Раздача памяток и буклетов для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания (подготовительная к школе группа) «Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению»

К концу дошкольного детства у ребенка появляются и личное сознание, т.е. осознание своего места в системе отношений со взрос­лыми, и первый схематичный абрис цельного мировоззрения. Впер­вые в этом во...

Конспект родительского собрания "Идем в школу"

Воспитатель предлагает  детям и родителям отправиться в путешествие по дошкольной стране. Путешествие проходит по различным станциям. на котрорых дети демонстрируют свои знания и умения. Затем пе...

Конспект родительского собрания "Готовность к школе детей и родителей"

Познокомить родителей с псехологической и педагогической подготовкой детей к школе....

Конспект родительского собрания "Скоро в школу"

Работа направлена на создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать р...

Конспект родительской встречи "Идем в школу с радостью"

Цель – помочь  родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреж...

конспект родительского собрания " Скоро в школу"

Родительское собрание для подготовительной к школе группы....

Конспект родительского собрания "Готовимся к школе вместе".

Конспект родительского собрания направлен на вовлечение родителей в диалог по вопросу подготовки к школе , созданию обстановки общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки....