"Развитие самостоятельности и инициативы у будущих первоклассников"
консультация (подготовительная группа)

Шипула Оксана Александровна

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx158.77 КБ
Файл pamyatka_dlya_rod.2.docx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: « Развитие самостоятельности и инициативы у будущих первоклассников».

Цель: формирование теоретических знаний у родителей о воспитании самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста. И применения этих знаний родителями  в жизни.

Задачи:

1.Объединить усилия взрослых для успешной реализации в воспитании навыков самостоятельности детей.

2.Сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их).

3. Заинтересовать родителей данной проблемой.

Тема нашего родительского собрания «Воспитание самостоятельности детей и поддержка инициативы». Данная тема выбрана  нами неслучайно. Наблюдая за детьми, понимаем, что далеко не у всех детей есть предпосылки к развитию самостоятельности. А у тех детей, у которых проявляется это качество, не всегда есть инициатива сделать что-либо.

Именно поэтому, эти два понятия - самостоятельность и инициатива рассматриваются нами одновременно.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребенок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в школе он будет иметь большие проблемы. Самостоятельность ребенка очень важна для будущего формирования личности.

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Когда ребенок-школьник не в состоянии поддерживать порядок на своем рабочем столе, собирать свой школьный ранец, разогреть обед, это уже проблема. Зачем ребенку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы все сделать за него?

Именно поэтому прививать самостоятельность необходимо уже с раннего возраста.

 Главное помните, что ребенок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребенка нести ответственность за свои поступки и слова - так вы воспитаете самостоятельность. В будущем ваш сын или дочь будут полагаться на свои силы, и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вы можете в следующей таблице:

Возраст

Возможные дела по дому

К 2-м годам

  1. относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;
  2. относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;
  3. вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);
  4. приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;
  5. класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;
  6. чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;
  7. аккуратно складывать свои вещи на стульчик;
  8. вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду

К 3-м годам

  1. складывать игрушки на место;
  2. разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);
  3. помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);
  4. раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;
  5. срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;
  6. после еды убирать свою посуду со стола в мойку;
  7. складывать посуду
  8. посудомоечную машину;
  9. протирать свою обувь специальной губкой

К 4-м годам

  1. подметать или пылесосить полы;
  2. вытирать пыль с мебели;
  3. поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
  4. менять воду в поилке и кормить домашних животных;
  5. развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;
  6. в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
  7. застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
  8. насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
  9. намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
  10. взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
  11. перемешивать салат;
  12. чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
  13. собирать ягоды с кустов

К 5-ти годам

  1. наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;
  2. мыть овощи и фрукты;
  3. без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;
  4. без помощи взрослых застилать постель;
  5. сортировать белье для стирки;
  6. выносить мусор с помощью взрослых;
  7. ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых

К 6-ти годам

  1. чистить сырые овощи;
  2. самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);
  3. развешивать на сушилку белье — полотенца, детские брюки, рубашки;
  4. подметать двор;
  5. выгуливать собаку;
  6. поливать огород;
  7. запускать стиральную машинку

К 7-ми годам

  1. заваривать чай, кашу быстрого приготовления;
  2. собирать свой школьный ранец;
  3. поддерживать порядок на своем рабочем столе;
  4. гладить полотенца, футболки

К 9-ти годам

  1. мыть полы;
  2. чистить сантехнику и плиту (без применения химических веществ);
  3. пришивать пуговицы;
  4. красить стены, забор

К 10-ти годам

  1. ходить в магазин за мелкими покупками (по списку);
  2. самостоятельно менять постельное белье

 Электронный журнал для детей и их родителей: «В капусте».

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях нашего детского сада.

Самое главное, учим взаимодействовать друг с другом, через:

Развитие активного интереса детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний;

Создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

Постоянное расширение областных задач, которые дети расширяют самостоятельно. Постепенно выдвигаемые перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрение детской инициативы;

Тренировки воли детей, поддерживания желания преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

Ориентирование дошкольников на получение хорошего результата. Необходимое своевременное обращение особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

«дозирование» помощи детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

Поддерживание у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи.

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Предложите ребенку посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-05.jpg http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-06.jpg

http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-07.jpg http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-08.jpg

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать — это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников

Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творче...

«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»

Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность....

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ.

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с № 67,  Жгун Наталья Анатольевна           Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетиче...

Памятка "Развитие самостоятельности и инициативы детей 2 - 3 лет"

Памятка для родителей детей 2-3 лет по развития самостоятельности и инициативе...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности

Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.Воспитатель – Яковлева О.А.Первая квалификационная категория.МБДОУ «Чечеульский детский сад» Про...