Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.
статья на тему

Яковлева Ольга Александровна

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.

Воспитатель – Яковлева О.А.

Первая квалификационная категория.

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

 

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyuirovanie.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.

Воспитатель – Яковлева О.А.

Первая квалификационная категория.

МБДОУ «Чечеульский детский сад»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

 Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.

Мои находки. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология интервьюирования самими дошкольниками. Они позволяют создать условия для развития инициативности и самостоятельности детей, а также активизирует познавательный интерес детей и коммуникативные качества.

Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными.

Для разработки данного проекта, я использовала метод интервьюирования самими детьми. Где каждый получил возможность рассказать о своих мыслях, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем предстоящие мероприятия, устанавливаем правила.

С чего мы начали.

Мы с детьми много узнали о их мамах: какие они красивые, умные, милые, заботливые; о том как сильно дети любят своих мам и помогают им. Выслушав все рассказы, рассмотрев фотографии, прослушав много добрых слов о маме у меня возник вопрос, который я озвучила детям: Я сомневаюсь в том, что взрослые любят своих мам, так же как дети. Выслушав детей, я обратилась к ним с просьбой: помогите мне это выяснить.

Вместе с детьми мы обсудили как это можно сделать? В результате активного обсуждения между детьми, пришли к выводу что можно расспросить работников ДОУ и родителей – взять интервью и издать книжку-малышку с рассказами о том, как относятся взрослые нашего детского сада и наши мамы и папы к своим мамам.

На первом этапе мы:

- провели словарную работу, где в форме бесед и обсуждений мы узнали значение слов: интервью, корреспондент, редактор, писатель, художник-оформитель;

- читали стихи о маме;

- рассматривали иллюстрации, фотографии, видео ролики;

- привлекли родителей к совместной творческой деятельности с детьми «Обложка для книги о маме»;

- подготовили атрибуты к игровым ситуациям (блокноты, бейджики, рисунки);

- дети распределили роли самостоятельно учитывая желание и интересы друг друга;

- дети совместно с воспитателем продумали вопросы, которые будут задавать взрослым.

На следующем этапе:

- были созданы игровые ситуации «Интервью о маме», «Интервью у мамы». При этом дети дети использовали аудиосредства (микрофон), для подготовки репортажа использовали фотоаппаратуру.

Третий этап.

После того как корреспонденты собрали информацию, в работу включилась следующие подгруппы детей – это редакторы и художники оформители. Путем обсуждения дети – редакторы переработали тексты интервью, а художники – оформители путём проб и ошибок оформили книжку – малышку.

После чего совместными усилиями мы выпустили первую книжку – малышку «Моя мама лучше всех». Эта книжка была выставлена в приемной группы, где родители и гости могли ее прочитать и рассмотреть.

Для чего это нужно?

- ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;

делает выбор и принимает решение;

договаривается о совместных действиях, работает в группе;

прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

- ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

- ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

- ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников

Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творче...

«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»

Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ.

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с № 67,  Жгун Наталья Анатольевна           Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетиче...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности

Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....

«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».

Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниковкак средство развития самостоятельности и инициативы».Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности ...

«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».

     Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы»....