Домашнее чтение
консультация (старшая группа)

Евгения Викторовна Зубенко

https://nukadeti.ru/skazki

Переходите по данной ссылке, чтобы попасть в удивительный мир книг... Приятного чтения!smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_detyam.docx1022.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека консультаций для родителей «Читаем детям».

a1728348bb740c6.jpg

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

scale_1200.jpg

  • Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
  • умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
  • Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  • Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
  • Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Как организовать домашнее чтение?

duryagin2.jpg

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение.  

Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

2661d9ea1f469673717d159f2b8bd075.jpeg

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

-Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

-Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

-  Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

-   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

-   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

-  Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Консультация для родителей «Читаем с детьми дома».

1-5.jpg

Когда ваш ребенок заканчивает детский сад, он заканчивает один из важнейших периодов своей жизни. В дошкольном возрасте он постигает тайны живой и неживой природы, усваивает первичные знания математики.   Учась логично и выразительно излагать свои мысли, он проходит элементарный курс ораторского искусства.

В период дошкольного воспитания ребенок так же приобретает умения не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Именно поэтому в такой важный период жизни ребенка его развитием должны заниматься, не только воспитатели в детском саду, но и родители дома.

В наш век высоких технологий родители считают, что дать послушать аудио сказку ребенку, это тоже самое, что почитать с ним. Но ведь это далеко не так. Живое общение с ребенком, чтение ему сказки, не заменят никакие аудио записи. Ведь прежде чем ребенок начнет общаться с нами с помощью речи, он общается с взрослыми с помощью эмоций. На первом году жизни ребенок отвечает улыбкой на улыбку и ласковые речи взрослого. Именно в эмоциональном общение закладываются основы речевого развития.

Если взять подготовительную группу и провести диагностику речевого развития детей, что мы увидим? Результат покажет нам, что из например 22 человек 20 нуждаются в занятиях с логопедом.

А проведя анкетирование среди родителей «Читаете ли вы дома. Результат покажет, что большинство родителей читают с ребенком раз максимум два в неделю.

Что же делать? Ответ прост. Читать! Читать каждый день!

Выключить телевизор, отключить компьютер, что бы ничего, не отвлекало вас от чтения с ребенком. Читайте не торопясь, с выражением и интонацией.

Читая ребенку художественную литературы, тем самым вы развиваете и совершенствуете речь и сознание ребенка.

Просто прочитать, это конечно хорошо, но недостаточно. Желательно еще побеседовать с ребенком о прочитанном. В беседе с ребенком вы обогащаете его словарный запас, учите четко выражать свои мысли.

Можно попросить ребенка пересказать книгу по иллюстрации к ней. Это поможет ребенку усовершенствовать умение четко, логично, а главное связанно выражать свои мысли.

Дошкольник, который хорошо владеет речью, умеет правильно и связанно излагать свои мысли, более успешно осваивает образовательный процесс, а также уверенно и комфортно чувствует себя в обществе.

Консультация для родителей «Читаем сказки правильно».

В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. Мультфильмы и детские компьютерные игры сейчас настолько красочны и интересны, что постепенно вытесняют из детского сознания сюжеты народных сказок. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка – это особый вид общения и передачи любви от родителей к ребенку. Книга, которую читает мама, папа, бабушка или дедушка, развивает фантазию, заставляет ребенка успокоиться и подготовиться ко сну. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультфильмов или прослушиванием сказки в аудиозаписи. Описанные ниже правила или, скорее, рекомендации помогут вам научиться, как правильно читать детям сказки.

Выбирайте сказки по возрасту.

Чем меньше ребёнок, тем короче и проще должны быть сказки. Короткие народные сказки – для малышей, сказки с более сложным сюжетом – для детей постарше, волшебные и авторские сказки – для дошкольников. Всему своё время, поэтому в гонке за серьёзными произведениями нет никакой надобности.

Опять то же самое?

Если чтения любимой сказки требуют снова и снова, значит, ребёнок ещё не разрешил для себя скрытые в ней смыслы. У него идёт невидимая внутренняя работа и этому не стоит мешать. Рассказывайте одну и ту же сказку до тех пор, пока ребёнок сам не попросит рассказать или прочитать другую.

Обсуждайте сказку.

Свои первые представления об окружающем мире дети получают, слушая или читая волшебные истории про Колобка, Морозко, Курочку Рябу, Золушку и других сказочных персонажей. Как узнать, правильно ли малыш понимает смысл этих сказок? Конечно — обсудить их с ребенком. Вопросы по сказке нужны для того, чтобы ребёнок задумался о каком-то моменте, о поведении героя, учился думать и рассуждать. Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Страшные сказки тоже нужны.

Иногда родители опасаются чтения страшных сказок, где есть жуткие моменты или герои. Ребёнок должен знать, что есть опасности и зло, которым есть возможность противостоять. Если ребёнок начинает излишне переживать, пугаться, необходимо успокоить его, уверив, что члены семьи смогут защитить его. После этого можно продолжить чтение, но только с его согласия. И это может быть сигналом того, что ребёнку не хватает чувства безопасности, создаваемого родителями.

Создавайте ритуалы.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка. Если сказку читают перед сном, сидя в любимом кресле в обнимку с ребёнком, вечером, когда за окном темно, в полуосвещённой комнате, это создаёт особый настрой и атмосферу. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтение сказок перед сном становится моментом сплочения, создаёт пространство, которое принадлежит только слушателям и магическим силам сказки.

Чтение сказки – это не просто приятное занятие, это приобщение к чему-то древнему и глубокому, что не расскажешь другими словами. Сказка даёт шанс пройти по жизни, совершив меньше ошибок и испытав больше удовольствий.

Po-shhuchemu-velenyu.jpg

Так давайте не будем в погоне за новыми технологиями забывать старую, добрую, проверенную временем сказку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, ра...

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Организация домашнего чтения

Консультация для родителей по созданию детской библиотеки...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в...

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...