Консультация для родителей "Воспитание у детей культуры поведения в театре"
консультация (старшая группа)

Калядина Нина Михайловна

Среди всего многообразия воспитательных и обучающих форм для детей дошкольного возраста одной из самых красочных и близких для понимания малыша является театральная деятельность. Заключенная не только в рамки посещения спектакля, а имеющая корни в повседневной жизни, она решает множество задач связанных с внутренним миром, эстетическим образованием, формированием душевных качеств ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида

«Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Воспитание у детей культуры поведения в театре»

     

                                           

               

Подготовила: Калядина Н.М.

Пгт. Комсомольский

2022

i5603-image-original 

Среди всего многообразия воспитательных и обучающих форм для детей дошкольного возраста одной из самых красочных и близких для понимания малыша является театральная деятельность. Заключенная не только в рамки посещения спектакля, а имеющая корни в повседневной жизни, она решает множество задач связанных с внутренним миром, эстетическим образованием, формированием душевных качеств ребенка.

Дети, в отличие от взрослых, все вокруг воспринимают через чувственную сферу и для полноценного, качественного развития им важно получать большое количество разнообразной информации об окружающем мире, получать разнообразный опыт. Переживая сюжет сказки, рассказа, постановки карапузы получают варианты для решения разнообразных ситуаций, вырабатывают положительные качества характера, взрослеют. Образное мышление, свойственное детям дошкольного возраста, позволяет при помощи простых кукольных домашних представлений корректировать поведение. Ничто так не понятно ребенку, как постановка с героями, приключениями, выводами, полученными в результате разыгранных событий. Вы можете тысячу раз говорить карапузу, что что-то делать плохо, и он не поймет почему. Один раз разыграйте перед ним ситуацию на куклах и малыш с радостью внемлет вашим словам.

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу — формирование зрительской культуры, которая складывается из:

  • знания особенностей театрального искусства;
  • умения адекватно реагировать на сценическое действие;
  • понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;
  • владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа — от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15—20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10—15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании — вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап — это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра.

Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети. С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

  • миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);
  • ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);
  • игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);
  • игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);
  • кукольные представления.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

  • самому любить и понимать театральное искусство;
  • владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;
  • при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;
  • стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;
  • активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;
  • стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;
  • помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.

Стоит отметить, что не все дети моментально могут высказаться о просмотренном спектакле. Не настаивайте на обсуждении. Спросите, понравилось ли малышу, если он охотно пойдет на разговор, обязательно его поддержите. Некоторые дети реагируют по-другому. Если вы видите, что после просмотра постановки, ваш кроха не настроен на диалог, то дайте ему время. Особо эмоциональные дети, с тонкой душевной организацией после посещения театра нуждаются в обдумывании увиденного и услышанного, в кропотливом изучении собственного внутреннего ощущения. Этот процесс не нужно нарушать. Часто на следующий день такие детки выдают настоящие речевые или художественные шедевры, подводя итог под полученными знаниями.

Приобщение ребенка к театру − важная задача для взрослых. Не стоит ее перекладывать на плечи педагогов и воспитателей. Конечно, его поведут на спектакль с классом, но лучшим вариантом будет полноценное знакомство с этим видом деятельности вместе с близкими людьми, которые смогут пояснить все нюансы, донести необходимую информацию и обсудить все детали полученных эмоций. Знакомство с театром вместе с родителями позволяет привить любовь к театральной деятельности на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной коммуникативной деятельности в старшей группе «Знакомство с устройством театра, сценой, культурой поведения в театре». Воспитатель Дордолан Наталья Федоровна

Цель: Создать условия для формирования представлений детей об устройстве театра, сцены, культурой поведения в театре.Задачи:- Организовать деятельность детей по знакомству с театром, сценой.- Организо...

Знакомство детей с культурой поведения в театре

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам сделать вот такой небольшой альбом для рассматривания детям. Он предназначен для знакомства детей с правилами поведения в театре. Также, данные изображения можно испол...

Беседа «Культура поведения в театре»

Познакомить детей с культурой поведения в театре....

Знакомство с устройством театра ,культурой поведения в театре

Познакомить детей с историей театра.Задачи....

«Культура поведения в театре»

Воспитание культуры общения детей в театре....

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Культура поведения в театре».

Цель: формирование навыков культурного, этически грамотного поведения у детей.Задачи:Образовательные задачи:- познакомить с правилами поведения в театре, театральной терминологией;- закреплять умение ...

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Культура поведения в театре».

Цель: формирование навыков культурного, этически грамотного поведения у детей.Задачи:Образовательные задачи:- познакомить с правилами поведения в театре, театральной терминологией;- закреплять умение ...