Родительское собрание "Подготовка к школе"
материал (подготовительная группа)

Незаметно пролетит год. И поверьте, очень скоро наступит  первое сентября, тот день, когда ваше чадо должно пойти, как говорится, в первый раз в первый класс. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя и специалистов детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobran_po_gotovnosti_k_shkole.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Подготовка к школе»

Незаметно пролетит год. И поверьте, очень скоро наступит  первое сентября, тот день, когда ваше чадо должно пойти, как говорится, в первый раз в первый класс. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя и специалистов детского сада.  

    Тем более, что  в соответствии со ст. 18 п.1 закона об Образовании  родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребёнка ещё в раннем дошкольном возрасте, т.е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребёнка возлагается на родителей (семью).

    Этот же закон  предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. Т.е если вашему ребенку на 1 сентября 6,5 лет вы имеете отдать его в школу.

Хочется задать вам вопрос. Считаете ли вы что ваш ребенок готов к школе? Спросить каждого.

Попробуйте ответить на вопросы теста. Я расшифрую.

    Обычно, когда говорят о школьной готовности малыша, имеют в виду, главным образом, интеллектуальное развитие ребенка. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической готовностью ребенка.

   Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Чаще для детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма,  учебники,  красивые письменные принадлежности.

Выделяют несколько сфер психологической готовности ребенка к школе.

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

Мотивационная  готовность. Купите  или  попросите  на  время у  знакомых  несколько  новых  игрушек.  Позовите  ребенка  посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом  интересном  месте  остановитесь.  Спросите,  чего  сейчас  больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной  готовностью  к  школе захочет  узнать,  что  же произошло  с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Готовьте ребенка рассказывайте о школе и хорошее и доводите до ребенка, что могут быть и трудности.

Волевая готовность. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобится  умение  подчиняться  правилам,   внимательно  слушать, выполнять  задания,  действовать  по  устным  инструкциям  учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

У детей нашей группы одна из проблем это не умение слушать и выполнять инструкцию. Дети не понимают что от них требуют. Элементарный пример с занятия которое было сегодня. Посчитайте от 1-5 колосок. Никто не остановился продолжили до 10.

Школа дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать самостоятельностью. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

А у нас в утренние часы в приемной. Может быть кто-то узнает себя. Ребенок ложится в кресло родитель снимает с него брюки, сам при этом опаздывая на работу. Детям уже 6 лет. Они в состоянии сделать это сами. На прогулку собираются, кровати заправляют. Интересно.  Дома заправляют кровать?

Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок  (это  развивает  усидчивость),  хороши  и  настольные  игры,  где необходимо соблюдать правила. Ребенок должен уметь выдерживать 20-30 минут. Доводить дело до конца и убрать за собой игровое или рабочее место. Поиграйте с ребенком и понаблюдайте за ним.

    Интеллектуальная  готовность 

Как создаются первые впечатления о ребенке, конечно после ответов на простые вопросы. Ф.И.О, дата рождения, Ф.И.О. родителей, место их работы, домашний адрес. Первое задание в тетради было как раз на эту тему. Как вы думаете дети ответили мне на эти вопросы? Меньше половины. Советы.

Традиционными при знакомстве с ребенком являются вопросы, типа: Какое сейчас время года? Почему? Назови посуду? И т.д. Вы пробовали задавать такие вопросы детям? Получали ли  вы ответы на них?

Интеллектуальная  готовность к  школе  подразумевает  определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать,  классифицировать  разные  объекты,  выделять  существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь просите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов.

Способность  обобщать,  хорошо  тренировать  в  игре  с  картинками «Четвертый лишний»

Проходя  мимо  какого-нибудь  человека,  попросите  ребенка  внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем.

 Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.

    Важно и обучение математике.

Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более.  А на элементарные вопросы: Где больше предметов? Как сделать, чтобы стало поровну? Ответить не может. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Учить считать это с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, пуговицы и т.д. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять,  пусть  в  пределах  пяти.

   Речь.

Школьное  обучение  предъявляет  ребенку  новые  требования   к  речи

Перечислим их.

1. Сформированность  звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков, так как в школе заниматься исправлением звукопроизношения и постановкой звуков, будет некогда. Ведь не первый план в школе выйдет задача научить ребенка правильно и грамотно писать, поэтому о четкой дикции и правильном звукопроизношении нужно думать сейчас. В некоторых школах есть логопеды и части детей нашей группы просто необходимо будет продолжать работу  по формированию произношения и в школе.  И здесь я задам вопрос???????? Раньше я ставила вас в известность о состоянии звукопроизношения ваших детей. Повзрослели дети и вы должны быть более осведомлены в этих вопросах. Тем более, что немногие родители интересуются состоянием звукопроизношения своего ребенка и чаще я выхожу на разговор с вами, встречаясь в приемной комнате группы.  Хотя я неоднократно повторяю и приглашаю вас, объясняя, что вы можете встретиться со мной в любое время с 09.30-16.30. Думаю  удобнее будет определить консультативный день. Это среда вторая половина дня.

 А сегодня выслушаю каждого Считаете ли вы, что звукопроизношение вашего ребенка правильное или есть недостатки.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.  Так же необходимо проверить достаточно ли хорошо развит у ребенка фонематический слух ( т.е различает ли ребенок звуки близкие по звучанию). Лучше всего это сделать с помощью картинок, попросите показать, где крыса, а где крыша; где уточка, а где удочка; где коса, а где коза.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а у и; анализ обратного слога гласный - согласный тип ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны    знать и правильно употреблять термины «звук», «предложение», «слово»,звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.

Мы уделяем этому большое значение. Работа в этом направлении ведется регулярно. Вы тоже закрепляете это дома. Работаете вместе с детьми, проверяете правильность выполнения задания.

Откройте пеналы. Составьте схему слова. Например:лиса.

Кстати, перед вами подсказка на стене. Некоторые дети умело ею пользуются.

В пеналах вы видите схемы составления предложений. Здесь думаю все более или менее понятно.  

        Это очень важный компонент в речевом развитии, от него зависит правильное и грамотное письмо. Попросите ребенка назвать слова, которые начинаются например со звука «а» (автобус, ананас, аптека) или спросите с какого звука начинается его имя, бабушки, папы, или определите последний звук в слове (танк, самолет, лапа). Еще проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно делить слова на слоги, попросите хлопнуть в ладоши столько раз сколько слогов в слове (собака, диван, дом, юла). Если ребенок справляется с заданиями, значит, он владеет элементарными навыками языкового анализа и синтеза, и в дальнейшим сможет избежать ошибок на пропуск букв в словах.

Здесь же остановимся на обучении чтению.

Мнений очень много. Нужно ли обучать чтению до школы? Как обучать правильно и т.д. ребенка лучше научить читать до школы: в 4–5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6–7 лет. Во первых программа спец-х групп предполагает овладение ребенком подгот. группы послоговым чтением. Во вторых процесс овладение чтением достаточно сложный и детей имеющих речевые нарушения обучить сложнее чем ребенка с чистой речью. У нас есть возможность оказать инд-ю помощь. В массовых классах школ такой возможности нет. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от личных проблем.

 Вернемся почему процесс овладения чтением сложный.

 В чем сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы, как, например, в грузинском языке. Практически все согласные буквы обозначают два звука – твердый и мягкий. Видя букву м, мы не знаем, какой звук должны произнести – твердый (м) или мягкий (мь). Только гласный, который стоит после согласного указывает на твердость или мягкость предшествующего согласного. При чтении мы должны обязательно «забегать» глазами вперед, читать как бы круговым движением: сначала смотрим на гласную, затем возвращаемся к согласной и только после этого читаем слог. Гласные буквы а и я, о и ё, y и ю обозначают соответственно один и тот же гласный звук – а, о, у, но буквы а, о, у, ы, э указывают, что предшествующий им согласный нужно произносить твердо, а буквы я, ё, ю, и, е указывают на мягкость этого согласного. Именно отсюда происходят у детей те хорошо знакомые учителям «муки слияния»: ребенок не может открыть для себя правило ориентации на гласную букву и тщетно пытается сложить в слово непокорные буквы.

 Как происходит обучение чтению у нас и с помощью чего?

Откройте буквари на стр 16 (бегущие человечки)

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять  слова  с  уменьшительно-ласкательным  значением,  умение образовывать  слова  в  нужной  форме,  выделять  звуковые  и  смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных. Игры : «Назови ласково», «Какой, Какая, Какое?»

5.  Сформированность  грамматического  строя  речи:  умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить  простые  предложения,  видеть  связь  слов  в  предложениях, распространять  предложения  второстепенными  и  однородными  членами; работать  с  деформированным  предложением,  самостоятельно  находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Об этом мы поговорим в следующей встрече.

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Подготовка руки к письму.

Нужно ли учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью».

Основные цели: развитие зрительно-пространственной координации, развитие мелкой моторики руки,  дифференциация правых и левых частей тела. Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков. В первую очередь, необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш. До сих пор несколько детей нашей группы держат карандаш неправильно. Здесь мы постоянно следим, значит не хватает контроля дома. Приучая детей правильно держать карандаш, взрослый показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец. Детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работы. Два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.

Воспитание  навыка  точно  координировать  движение  руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линии в ограниченном  пространстве,  например,  между  линейками,  точного расположения фигур, линий, ориентируясь на линейки, клеточки тетради, правильной и аккуратной обводки, штриховки фигур. Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети  учатся  внимательно  рассматривать  показываемые  им  рисунки, воспроизводить  их  в памяти,  выкладывая их из палочек  или  выполняя рисунки цветными карандашами. Зрительные  диктанты  чередуются  со  слуховыми,  цель  которых  – развитие внимания к речи взрослого. А уже незадолго до учебы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, – говорит мама, – только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь очень внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д.

Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя, можно значительно раньше. Но не давайте ребенку сразу большую картинку. Начинайте с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, зрительный контроль за движениями руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребенок письмом в первом классе.

Работаем мы пока только простым карандашом, во второй половине года начнем работать шариковыми ручками.

 Вы приобрели для своих детей  3 тетради это для математики, печатания букв и развития графомоторных-навыков в кабинете есть принтер и есть возможность печатать задания для детей.

 Выхожу к вам с предложением для развития мелкой моторики рук и зрительно-пространственной ориентации приобрести готовые печатные тетради «Готовим руку к письму». Чем хороши? Посмотрите. Цена за 2 – 30 руб.  Ручки шариковые.  

   Раздать памятки родителям!!!!

 

В заключении напомню:

Родители должны уже сейчас вы должны задуматься в какую школу вы пойдете, по какой программе будет учиться ваш ребенок. Не надо бояться классов коррекционноразвивающего обучения. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год

Примерный план работы клуба на учебный год....

Презентация родительского клуба "Мамина школа"

краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

Детско-родительский клуб «Мамина школа »

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...

Выступление на родительском собрании "К школе будь готов"

В выступлении представлена краткая характеристика психологической готовности ребенка к обучению в школе, так же даны рекомендации родителям как помочь ему подготовиться к школе....

Родительские страхи перед школой

Советы для родителей будущих первоклассников....

родительский клуб "Мамина школа"

Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...