Семинар-практикум для родителей "Поможем ребенку вместе!"
методическая разработка (старшая группа)

Осеева Татьяна Петровна

Данный семинар-практикум проводится учителем - логопедом в сентябре, с целью  познакомить в общих чертах  родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших встречах с родителями логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-praktikuma.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Тема: «ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ ВМЕСТЕ!» 

Аннотация

Данный семинар-практикум проводится учителем - логопедом в сентябре, с целью  познакомить в общих чертах  родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших встречах с родителями логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях.

На первой встрече с важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Семинар – практикум необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Мероприятие проходит с опорой на мультимедийную презентацию.  Форма проведения данной встречи с родителями  заинтересует как логопедов, так и педагогов дошкольных учреждений, участвующих в комплексном сопровождении детей с ОВЗ.

        Целевая аудитория: родители воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

        Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
        Задачи:
1.Познакомить родителей с основными компонентами речи.
2.Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях.
3.Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
      Оборудование: проектор, экран, ноутбук, смайлики, мяч, солнце с магнитными лучами, предметные картинки для речевых игр, варежка из наждачной бумаги, картинные планы для описания предметов.

Ход семинара-практикума:

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (слайд 1)

 -Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашей первой совместной встрече. Прошло совсем немного времени с тех пор как ваши дети начали посещать наш детский сад. Вы так же, как ваши дети, оказались в новых условиях. Хотелось бы узнать, какие эмоции вы испытываете в связи с этим. Было бы приятно, если бы вы поделились с этим. Я предлагаю вам выбрать тот или иной смайлик, отражающий ваши эмоции и чувства (слайд 2).

(Родителям предлагается выбрать изображения смайликов  с разными эмоциями, которые лежат на подносе. Приветствуется  желание родителей высказаться по поводу своего выбора).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка?

Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка (слайд 3). Давайте в него заглянем! Важнейшим компонентом речи является словарь (слайд 4).  А что представляет из себя словарь ребенка в 7 лет? 
Посмотрите на следующий слайд и попробуйте догадаться, какие утверждения о состоянии словаря пятилетнего ребенка правильны? (слайд 5)

  • Запас слов увеличивается до 1000
  • Запас слов увеличивается до 2500-3000
  • Запас слов увеличивается до 6-7 лет: 3500 слов
  • Активно употребляет обобщающие слова
  • Произнесение слов сопровождается телодвижениями, жестами, мимикой
  • Понимает различные значения одного и того же слова (многозначные слова)        
  • Называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности
  • Называет отдельные предметы и их части

Родители зачитывают утверждения на слайде и пытаются дать верный ответ. В итоге появляется слайд с верными ответами (слайд 6).

Логопед предлагает сыграть в несколько игр на развитие словаря 6-летних детей. (слайд7). Родители встают в круг. Игра «Вот птица. Что за птица?» У ведущего мяч. Он говорит: Вот птица. Что за птица? - и передает мяч соседу, который должен назвать птицу, и так дальше по кругу. Затем ведущий говорит, например: «Вот посуда. Что за посуда?» - и все по кругу называют предметы посуды. Далее логопед предлагает сыграть в игру «Назови части». Приглашаются 2-3родителя. Логопед раздает им изображения предметов: машины, чайника, лошади. Каждый из них как можно быстрее называет части изображённых предметов. Как правило, сначала родители не очень охотно участвуют в совместных играх, но уже после первой игры атмосфера разряжается, взрослые чувствуют себя отчасти детьми, и более охотно принимают участие в заданиях. Логопед после каждой игры отмечает, что в эти игры очень легко играть дома с ребёнком. Правила остальных игр логопед кратко рассказывает по желанию родителей.


           - Давайте вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: артикуляция (звукопроизношение) (слайд 8). Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции. Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции. 
Логопед надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы. 
- Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в подвижности органов артикуляции. Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей).
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому ребенку (слайд 9). 

           

           -Вновь заглянем в сундучок. Следующий важный компонент речи: фонематический слух (слайд 10).  Если у вас, уважаемые родители, возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком (слайды 11,12).  

             

          – Заглянем в наш волшебный сундучок. Следующий компонент речи – грамматический строй речи (слайд 13). Грамматический строй речи – важнейшее умение в структуре речи, он позволяет дифференцировать уровень развития речи. На следующем слайде дети скажут нам, каким грамматическими 
конструкциями ни уже овладели к 6 годам (слайд 14).  

  • Умеют согласовывать существительные с прилагательными.
  • (синий платок, белая бумага)
  • Умеют согласовывать существительные с числительными.

           (один мяч, ….., пять мячей)

  • Умеют  употреблять относительные и притяжательные прилагательные  (деревянная ложка, папина машина, заячий хвост)
  • Правильно употребляют  предлоги (в, на, под, за, из и т.д.)
  • Умеют  правильно употреблять существительные во множественном числе.

      (шар-шары-много шаров)

       - А с какими трудностями еще пока сталкиваются дети в речи? Ответ мы увидим на следующем слайде (слайд 15). С помощью речевой игры «Чего не стало?» вы можете закрепить в речи ребенка употребление родительного падежа множественного числа имен прилагательных и существительных. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний прилагательных и существительных.

     

           - В нашем сундучке остался последний секретик, и это – связная речь (слайд 16). Связная речь – это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативности, достижения норм возрастного развития.  Как же развивать родителям связную речь ребенка? Постараться сделать ее максимально связной. Для этого необходимо целенаправленно учить описывать предметы. Попросите своего ребенка описать какой-либо предмет, например, вот такой домик на рисунке. И услышите в ответ примерно такое (слайд 17).

       - Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие (слайд 18). (Логопед раздает 1-2 родителям картинные планы и предлагает описать какой-либо предмет, отмечая связность и полноту описания по плану даже самого простого предмета)
        - И, конечно, рассказы из личного опыта детей и пересказы – это самые лучшие друзья в развитии связной речи. Один из видов рассказывания – рассказ по серии картинок. С помощью серии сюжетных картин попробуем восстановить последовательность истории и составить связный рассказ (слайд 19).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Уважаемые родители! Вы убедились, что появление развитой, четкой, полной речи у ребенка с проблемами в развитии требует усилий от родителей? Вы согласны, что заниматься развитием речи ребенка необходимо? Если ваши ответы на мои вопросы положительные, то прошу прикрепить магнитные лучики к  солнышку на доске.

(слайд20)

-Есть ли у вас вопросы?
 (Далее логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации и следующие родительские собрания, раздает буклеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Самыми распространенными формами работы воспитателей, инструктора по физкультуре с семьей являются физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в...

Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...

Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"

Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...

Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)

Цель: – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.Задачи:•         показать родителям знач...

Семинар практикум для родителей «Играя, обучаем вместе»

Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные м...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Играем вместе с детьми»

Аннотация к методической разработке семинара – практикума для воспитателей ДОУ«Играем вместе с детьми» Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с пед...