Как говорит ваш ребенок?
консультация

КАК  ГОВОРИТ  ВАШ  РЕБЁНОК

 

Каждый  родитель  задаётся  вопросом:  «А  правильно  ли  говорит  мой  ребёнок?».  Чтобы  составить  полное  представление  о  речи  ребёнка  в  целом, необходимо  обратить  внимание  на  следующие  параметры:

·      понимание  речи;

·      оценка  речи  по  звучанию  (звукопроизношение);

·      фонематический  слух;

·      связная  речь;

·      лексико-грамматический  строй  речи;

·      состояние  голоса;

·      темп  речи.

Понимание  речи  включает  в  себя  понимание  инструкции,  которую  необходимо  выполнить  в  определённой  последовательности.  С  возрастом  в  задания  включаются  ответы  на  вопросы,  объяснение  наиболее  часто употребляемых  пословиц.

Связная  речь  подразумевает  составление  рассказа  по  серии  картинок,  либо по  сюжетной  картинке.  Здесь  же  ребёнок  должен  безошибочно  повторить предложение,  состоящее  из  определённого  количества  слов.

Оценка  речи  по  звучанию  предполагает  определить  внятность  речи  ребёнка.

Фонематический  слух.  Оценивается  способность  к  отхлопыванию  ритмов,  правильность  произнесения  ряда  звуков  и  их  последовательности,  способность производить  звуко-буквенный  анализ  слов  и  умение  по  звукам  составить  слово.

Лексико-грамматический  строй  речи.  Оценивается  способность  изменять  слова  по  родам,  числам,  падежам,  а  также  слоговая  структура  слова  (слово  должно  быть  произнесено  без  пропусков  букв,  слогов).

Состояние  голоса.  Обращается  внимание  на  звучность  и  способность  менять  интонацию  голоса.  Младшим  школьникам  предлагается  изменить  повествовательное  предложение  на  вопросительное  и  восклицательное  предложение.  

Темп  речи.  Говорит  ли  ребёнок  либо  слишком  медленно,  либо  слишком  быстро.

 

РАССКАЖИТЕ  ДЕТЯМ

Астра. В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного расте­ния. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с жел­той серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали вы­водить новые сорта Королевы маргариток различной ок­раски. И спустя двадцать два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников во­скликнул: «Астер!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.

Назовите другие цветы, которые цветут осенью. Расскажите о цветнике в вашем дворе или возле школы.

Какого цвета астры вы видели? Какие у них лепестки? Расскажите, почему астра получила такое название. Как называют цветы астры? Почему?

Флоксы. До поздней осени цветут в садах белыми или розовыми шапками флоксы. Кроме больших, обильно цветущих кустов многолетних флоксов, на клумбах цве­тут однолетние флоксы, обычно ярко-красной окраски.

За эту окраску и дано растению название «флокс», что в переводе с греческого языка означает «пламя». В наро­де эти цветы называют «пламенник».

Но хотя флоксам и дано греческое название, они при­везены из Америки всего двести лет назад.

Что значит слово флокс и почему это растение так назвали?

Голубой. Лиловый. Коричневый. Голубой цвет полу­чил свое название от цвета оперения шейки голубя. Французское название сирени—«лиля», отсюда назва­ние лиловый. Коричневый цвет назвали по цвету корицы, а слово корица образовалось от слова кора. Слово оран­жевый означает цвет апельсина (апельсин по-француз­ски— «оранж», от итальянского слова «оро» — золото).

Оранжевый и оранжерея (теплое застекленное поме­щение для выращивания растений) происходят от одно­го и того же слова. В русском языке оранжерею называют еще теплицей.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обуче­ние ему связано с требованием правильного и четкого изображе­ния письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием акку­ратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму не­возможно без развития внимания, наблюдательности и таких сло­жных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от то­го, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

Как правильно сидеть при письме

Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохране­нию зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправле­ны и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (рассто­яние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, со­гнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка немного выступа­ют за край стола и находятся на расстоянии около десяти санти­метров от туловища.

Как расположить тетрадь

От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы из­брать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо по­ложить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых  пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполне­ния страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придер­живает ее сверху.

Как правильно держать ручку

Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку сле­ва, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут на­ходиться внутри ладони или свободно лежать у основания паль­цев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около двух сантиметров.

При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходи­мо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подня­ты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следст­вием этого является преждевременное утомление и снижение тем­па письма.

Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

Словесные игры

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду на­зывать предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, напри­мер, стол из чего сделан?

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?       

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т.д.

Кто как работает

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а за­тем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

 

Придумай предложения

Взрослый называет предложение, а ребенок должен при­думать еще несколько, сочетающихся с данным.

В з р о с л ы й. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом. 

Ребенок. Я вижу низкий дом. 

М а м а. У меня острый нож. 

Ребенок. У меня тупой нож.

                                                                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_detey_5_goda_zhizni.ppt337.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей 5 года жизни

Слайд 2

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

Слайд 3

Словарь Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.)

Слайд 4

Звукопроизношение В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими С, З, Ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р. Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

Слайд 5

Фонематический слух На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук. Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения..

Слайд 6

Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом , необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

Слайд 7

Формирование речи идет по нескольким направлениям: Развитие словаря, фразы: - называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда. Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д. Не просто рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава. - называние действий по этим темам (Фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…) - называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый..) - составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

Слайд 8

Развитие грамматического строя речи - ум.-ласк. суффиксы (домик, куколка, платьице) - мн. ч. И. П. сущ – х (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья) - Р.п. мн. ч. (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов. - изменение сущ-х по падежам. Это мяч. Нет мяча. Играю мячом. Подошел к мячу. Акцентируем внимание на окончаниях слов.

Слайд 9

Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» ЭССЕ

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»Галилео Галилей Не ошибусь, если скажу, что все родители желают счастья своим детям. Правда мало кому приходит на ум (до определенного времен...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...