Методические аспекты эмоционального развития детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Комарова Ирина Викторовна

В данн материале освещены некоторые формы работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован в качестве консультации для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические аспекты эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Автор - Комарова Ирина Викторовна.

Наименование организации - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа центр развития ребенка – детский сад №1 «Лёвушка» (детский сад 1).

Место нахождения - Кемеровская область-Кузбасс, Киселевский городской округ.

Должность автора - музыкальный руководитель.

В связи с бурным развитием современного информационного общества все более актуальным становится формирование коммуникативных качеств личности, необходимых для установления взаимопонимания между участниками общения. На коммуникативный процесс оказывает влияние эмоциональная сторона общения. Поэтому развитие способности воспринимать эмоциональный смысл высказывания будет содействовать успешной социализации личности. В многообразных жизненных ситуациях, эмоции, обеспечивая человеку мгновенную первичную ориентировку, побуждает его к использованию наиболее перспективных направлений поведения и деятельности.

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления,  демонстрируют самобытный, индивидуально-неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения, что служит началом становления эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательные ситуации, может успешно самореализоваться в деятельности. Психологические особенности детей дошкольного возраста заключаются в том, что в процессе роста происходит изменение в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Исследования психологов показали, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционального развития; совершенствование эмоционального опыта происходит в неразрывном единстве с личностным развитием в целом. Если этот процесс сдерживается, то компенсировать эмоциональную неразвитость в другие промежутки жизни человека достаточно сложно, а порой и невозможно.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с 4-х летнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Для развития эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных проявлений (жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации) можно рекомендовать эмоционально-экспрессивные игры. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми эмоциональными свойствами: инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, наличие воображаемых ситуаций, ролевых воплощений. Для этого целесообразно начинать организацию таких игр с компонентов наиболее подвластных управлению и самоконтролю — это жесты, мимика (использование на уроках пиктограмм), постепенно вводя игровой материал, предполагающий принятия детьми различных поз, использования голосовых импровизаций (игра «Театр зверей»).

Как было сказано ранее, опыт работы с  дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с 4-х летнего возраста. Само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

Мы представим вашему вниманию некоторые формы работы с детьми 3-4-х летнего возраста, которые помогают развивать эмоциональную экспрессию и моторные механизмы эмоциональных проявлений (жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации).

«Приветствие» (с ролевыми перевоплощениями: кошка с котятами, собака со щенками, утка с утятами и т.д.). Учащиеся сами выбирают исполняемые роли.

 «Воздушные шарики». Различные эмоциональные воплощения, с помощью пиктограмм (используя кисти рук, мимику).

 «Осенние листья». Коллективная работа. В ходе работы учащиеся овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

  • показ как падают листья кистями рук;
  • просмотр падения настоящих листьев;
  • изображение падения листьев руками под музыку (любое произведение в среднем темпе, со средней динамикой);
  • раскрашивание листьев на общей картине «Ковер из листьев»;
  • показ работы родителям (каждый ребенок показывает лист, раскрашенный им самим);

«Грустный и веселый мишка». Так же относится к коллективной форме работы.

  • слушание песни «Грустный и веселый медвежонок»;
  • изображение грустного мишки, использование стихотворения «Мишка косолапый»;
  • изображение грустного и веселого мишки;
  • раскрашивание мордочек веселых, грустных медведей на общей картине;
  • показ работ родителям;

«Клоуны и Силачи». Изображение силачей, которые носят тяжести и клоунов, которые дурачатся и показывают друг другу языки. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

          «Театр зверей». Ролевая игра, с выражением различных эмоций и повадок зверей.

 «К нам пришла собачка».

  • Рассказать историю потерявшейся собачки (использовать маленькую мягкую игрушку собачки, чтобы дети могли ее погладить, пожалеть, приласкать);
  • Пение песни «К нам пришла собачка»;
  • Обсуждение наших действий по отношению к этой потерявшейся собачке.

Для успешного решения проблемы эмоционального развития дошкольников, необходимо провести диагностику эстетических способностей детей по методу И. Домогацкой, которая изложена в пособии «Методика диагностики эстетических способностей детей 3-х — 5-ти лет». Тесты систематизированы по годам жизни ребенка и представляют три уровня трудности. Каждый уровень разделен на три раздела, позволяющих определить степень общего развития ребенка и уровень развития специфических знаний, умений и навыков, соответствующих его успешной деятельности.

Первый раздел эмоционально-волевые и эмоционально-выразительные знания, умения и навыки. К ним относятся эмоциональная общительность ребенка, эмоционально-выразительная мимика, эмоционально-выразительные жесты.

Второй раздел — сенсорно-двигательные знания, умения и навыки.

Третий раздел — интеллектуально-речевые знания, умения и навыки.

В приложении приводится форма тестовых карточек, использование которых позволит упростить процедуру тестирования. 

Список литературы.

  1. Анисимова Г. И. Развивающие игры для дошкольников.
  2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика.
  3. Глазунов Д. А. Психология. Развивающие занятия.
  4. Диченского А. М. Развитие мелкой моторики.
  5. Домогацкая И. Е. Развитие музыкальных способностей и развитие речи детей 3-5 лет.
  6. Домогацкая И. Методика диагностики эстетических способностей детей 3 – 5 лет.
  7. Ежкова Н. С. Методические аспекты эмоционального развития дошкольников.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
  10. Костина Э. П. Программа музыкального образования для детей                 раннего дошкольного возраста.
  11. Меньшин И. С музыкой растем, играем и поем.
  12. Михайлова М. А.  Развитие музыкальных способностей детей.
  13. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни.
  14. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
  15. Юрченко Е. М. Развивающие игры для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим г...

Методические рекомендации эмоционального развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Методические рекомендации эмоционального развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Игры для развития социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

В методической разработке представлены игры-имитации, этюды по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста....

Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....

Методическая разработка Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста....