«Активный отдых: игры на природе и в квартире»
консультация

Чугунова Яна Дмитриевна

«Активный отдых:

игры на природе и в квартире»

 

 

(информация для родителей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_k_roditelskomu_sobraniyu.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А. Г. Головко»

Дошкольное отделение № 12

К родительскому собранию

«Активный отдых:

игры на природе и в квартире»

(информация для родителей)

Подготовила:

воспитатель

г. Прохладный

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРИРОДЕ.

Наиболее полезным для восстановления здоровья и улучшения психологического климата в семье является активный отдых на природе. Пассивное лежание на берегу озера, реки, многочасовое загорание на солнце не приносит пользы. Только активно двигаясь, можно укрепить свое здоровье. Этому способствуют подвижные и упрощенные спортивные игры и состязания.

Что такое игра и как ее организовать?

История игр начинается в глубине веков, однако и сейчас игры не потеряли былого значения. Непременной частью народных праздников являются состязания и подвижные игры. Примечательно, что в них активно участвуют в большинстве случаев не только дети и подростки, но и взрослые.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования.

Участниками многих из них могут быть люди практически любого возраста.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2—3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету.

Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре — выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию.

Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим.

Давайте приведем пример считалок. Я слушаю Ваши предложения: Какие считалки Вы знаете?

Другой старинный способ — выбор водящего с помощью, палки (биты) - особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если нее взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего?

Другим важным моментом в организации игры является разделение на команды.

Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета. Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый—второй», если требуется две команды, или на «первый- второй—третий» при необходимости трех команд и т. д.

Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Можно в команды объединить несколько семей.

Наиболее точным критерием физической нагрузки является пульс. Есть общий подход к определению допустимых физических нагрузок. Максимальный пульс в игре не должен превышать величины, равной 220 минус возраст занимающегося.

Для детей среднего школьного возраста пульс меньше 140 ударов в минуту характеризует низкую физическую нагрузку, от 140 до 160 — среднюю, более 160 ударов в минуту — высокую.

Пульс определяют на запястье, положив три пальца (указательный, средний, безымянный) на лучевую артерию. Частоту ударов считают в течение 10 секунд, и полученное число умножают на 6.

ЕСЛИ ВЫ ОСТАЛИСЬ В ГОРОДЕ.

Несомненно, загородные путешествия очень полезны. Сочетание природных оздоровительных факторов и высокой двигательной активности дает огромный заряд бодрости как взрослым, так и детям. Однако будем реалистами. Ведь невозможно все выходные дни проводить за городом. У каждого члена семьи есть и другие увлечения, житейские заботы, домашние дела, которые потребуют присутствия в городе в выходные дни.

Итак, ближайшие выходные дни вы проводите в городе. Однако это совсем не значит, что вы не сможете заняться укреплением своего здоровья и здоровья своих детей. Но для этого надо спланировать свое время так, чтобы в первой половине дня отвести время для физических упражнений, подвижных и спортивных игр, поскольку именно утром у детей появляется большая потребность в двигательной активности. Кроме того, удовлетворив эту потребность, дети могут во второй половине дня заняться другими, более спокойными играми, интересными для них делами, что позволит вам выполнить все домашние дела, которые вы наметили. Следует сказать, что активная двигательная деятельность будет полезна и вам. После физических упражнений и небольшого отдыха домашняя работа не будет вызывать сильного утомления.

Конечно, и в городских условиях для занятий физическими упражнениями и играми лучше всего отправиться в парк, но если его нет поблизости, для этой цели вполне подойдет школьная спортивная или дворовая площадка.

Нужно отметить, что занимаясь со своими детьми, вы укрепляете их авторитет среди сверстников, с которыми они постоянно общаются во дворе или в школе. Вы ближе знакомитесь не только с друзьями вашего ребенка, но и, конечно, с их мамами и папами, приобретаете новых друзей. От этого выиграют все.

ИГРЫ В КВАРТИРЕ

По каким-то объективным причинам вы отложили поездку на природу и, прочитав наши рекомендации, решили, что наверстаете упущенное играми во дворе. Но и этим вашим благим намерениям не суждено сбыться. Вы проснулись, а на улице сплошная стена мелкого ровного дождя. А это, как подсказывает вам опыт, на весь день. Не унывайте, мы предусмотрели и такой случай. И поэтому предлагаем вам игры, которые можно организовать, не выходя из своей квартиры. А если вы пригласите товарищей своих детей, они пройдут еще увлекательней и интересней.

Борьба на руках.

Это состязание всегда было популярно среди моряков, рыбаков, полярников, то есть там, где соревноваться можно только в ограниченном пространстве. В ряде стран Западной Европы по такой борьбе проводятся национальные и международные чемпионаты. Там эта игра называется «Армрестлинг».

Два участника садятся друг против друга за стол. Локти правых рук ставят на одну линию. Кисти рук соперники сцепляют так, что большие пальцы охватывают друг друга, а четыре других— тыльную часть кисти соперника. По команде участники стараются прижать руку соперника к столу, не отрывая от стола своего локтя. Кому это удастся — тот победитель. Поединок состоит из 3 схваток. Участник, выигравший две, встречается со следующим соперником.

Правила игры. 1. Левой рукой можно держаться за край стола. 2.        Ноги находятся под столом, можно упираться ими в ножки стола, но дотрагиваться до соперника нельзя. 3.        Привставать со стула нельзя.

Игру можно повторить, борясь левыми руками.

Равновесие на линии

Двое играющих становятся на одну линию в метре друг от друга. Ступня правой ноги впереди, левой — сзади, носком вплотную к пятке правой. Левые руки за спиной. Задача играющих — ударами ладони правой руки по правой ладони соперника заставить его сойти с места хотя бы одной ногой.

Можно выполнять обманные движения, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме правой ладони, и захватывать кисть его руки.

Перетягивание на пальцах

Играющие встают у линии: правая нога впереди, левая сзади, вытягивают вперед правые руки и выполняют захват указательными пальцами. По команде начинается перетягивание. Победителем является тот, кто смог перетянуть соперника через линию на свою сторону. Перетягивание может выполняться как правой, так и левой рукой, так и разными пальцами. Можно выполнять перетягивание из различных исходных положений: стоя лицом друг к другу, ноги параллельно, стоя на одной ноге и т. д.

Толчки ладонями в ладони

Два участника стоят лицом друг к другу, ноги вместе, на расстоянии чуть больше вытянутых вперед рук. По сигналу участники должны выполнить толчки ладонями в ладони соперника и вывести его из равновесия. Кто первым сойдет с места — тот проиграл.

Можно делать обманные движения, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме ладоней.

Эту же игру можно проводить из исходного положения — присев друг против друга.

«Жучок»

Играющие становятся в полукруг, а водящий на шаг впереди спиной к ним. Правую ладонь он прижимает к правой стороне лица, ограничивая свой обзор, а левую — к правому боку, ладонью наружу.

Кто-нибудь из играющих несильно ударяет ладонью по ладони водящего, и все играющие протягивают вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем.

Входящий после удара поворачивается к игрокам и старается угадать, кто прикасался к его ладони. Если он угадывает, то опознанный становится водящим. Если нет, то он опять водит.

«Не урони палку»

Поставив перед собой вертикально гимнастическую палку, придерживая ее за верхний конец, участник должен перемахнуть ногой через палку (убрав в момент перемахивания руку) и не дать палке упасть на пол.

Побеждает участник, который выполнит это задание большее число раз подряд.

Разновидности игры: 1. Перемах ногой вправо и влево. 2. Перемах правой и левой ногой. 3. Перемахи через 2 палки, поставленные рядом.

«Выкрут»

Держа гимнастическую палку двумя руками перед собой, перенести ее через голову за спину и обратно. Не сгибая рук в локтевых суставах, задание повторить несколько раз, постепенно сближая кисти рук.

Победит тот, кто сделает выкрут с палкой при наименьшем расстоянии между кистями.

«Подними стул»

Взявшись руками за верхнюю часть спинки стула, поднять его прямыми руками над головой и опустить вниз.

Победитель тот, кто выполнит это задание большее количество раз, не опуская стул на пол.

Варианты: поднять стул, взявшись одной рукой за заднюю ножку, за переднюю и т. д.

Игра в спички

Один из игроков опрокидывает коробок со спичками (можно взять не полный) на стол так, чтобы они лежали грудой. Другой игрок начинает брать из груды по одной спичке так, чтобы не тронуть остальные.

Как только пошевелится какая-нибудь спичка, кроме той, которую достают, собирать спички начинает другой игрок.

Выигрывает тот, кто достал больше спичек за определенное количество (5, 10) попыток.

Можно пометить спички разными цветами и договориться, за спичку какого цвета сколько даётся очков. Или пометить спички круговыми полосками (сколько полосок — столько очков). Тогда победитель определяется по большей сумме очков.

«Поставь коробки»

На пол ставится перевернутая табуретка, участник в 2 м от нее стоит с четырьмя коробками спичек. Он должен с закрытыми глазами подойти к табуретке и положить коробки на ножки табуретки.

Мы вам предложили игры, которые сделают ваш активный отдых более интересным, разнообразным и веселым. Но вы можете использовать игры и развлечения ваших друзей, родителей. Кроме того, попытайтесь немного пофантазировать и сами придумайте новые забавы. Чем обильнее ваша «копилка игр», тем легче вы сможете в любых условиях, при любом количестве играющих выбрать для себя и своих детей, а также друзей наиболее интересные и полезные развлечения.

ИГРЫ НА ПРИРОДЕ

«Мяч — соседу»

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. У двух игроков, стоящих друг против друга, в руках по волейбольному мячу.

По сигналу играющие начинают передавать мяч вправо или влево по кругу (в одном направлении) так, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко.

«Не давай мяч водящему»

Все играющие, кроме одного-двух водящих, становятся по кругу и начинают бросать мяч друг другу. Задача водящих, находящихся в кругу,— коснуться мяча рукой. Если водящему удастся это сделать, он меняется местом с тем, кто неудачно бросил мяч. Если мяч выкатится из круга, за ним может бежать любой игрок.

«Съедобное — несъедобное»

Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков.

Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.

Побеждает последний, не выбывший из игры.

У этой игры может быть и другая разновидность. Играть, как в «классики». Одиннадцатью линиями на расстоянии 0,5 м одна от другой обозначают 10 классов. Игроки располагаются перед первым классом, а водящий за десятым.

Водящий по очереди бросает игрокам мяч и называет съедобные или несъедобные предметы, а игроки должны ловить либо не ловить мячи. Если игрок не допустил ошибки, то перемещается на один класс вперед, если ошибся, то остается на месте.

По ходу игры водящий бросает мячи сначала учащимся более старших классов (стоящим впереди), затем — младших. При этом старшеклассники отходят в сторону, не мешая ловить мяч.

Играют до тех пор, пока все не «окончат школу». «Окончивший школу» последним — водящий в следующем туре.

«Картошка»

Перед игрой рисуют круг диаметром 5—6 м. Играющие встают за линией и выполняют передачи мяча друг другу, как в волейболе. Когда мяч падает на землю, виновный в этом садится в середину круга,  а остальные продолжают играть   как раньше.

Игроки могут бить по мячу и одной рукой, но только не после первого подбрасывания, стараясь попасть по сидящим в круге.

Если бьющий по мячу не попадает в сидящих, то он также садится в середину круга. Если же он попадает, то игра продолжается.

Играют до тех пор, пока в круге не останется один человек или пока сидящие в круге не поймают мяч с лета.

Тогда последний из допустивших ошибку игроков садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

«Сильный бросок»

Две команды играющих размещаются на площадке лицом друг к другу на расстоянии 20 м. В 3 м от игроков каждой команды проводится линия «города».

На середину площадки кладут большой мяч. Каждый игрок имеет один малый мяч или снежок. По сигналу играющие в произвольной очередности мечут свои мячи в большой мяч, стараясь перекатить его за линию города противника.

Выигрывает команда, перекатившая мяч первой.

Круговая лапта

Играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 9- 10 м. Одна команда размещается в круге, а другая — за его пределами, эта команда и начинает водить. Водящие мечут мячи (лучше волейбольный), стараясь попасть в игроков, находящихся в круге. Тот, в кого с лета попал мяч, выбывает из игры. Попадание мяча от земли не засчитываете». Не засчитывается также попадание мяча, отскочившего от игрока. В этом случае тот игрок не считается осаленным. Игроки, находящиеся в круге, могут выручать осаленных товарищей, поймав мяч с лета. Игроки не должны покидать пределы круга, иначе они выбывают из игры. После того как все игроки будут выбиты из круга, команды меняются местами. Разновидности игры. Водящие могут располагаться не по кругу, а за двумя параллельными линиями. В этом случае игра называется «Охотники и утки».

Возможен еще вариант, когда в круге находится всего один человек — водящий. Такая игра называется «Подвижная цель». Водящего в круге заменяет тот, кому удалось попасть в него.

Борьба за мяч

Формируются две команды, которые произвольно размещаются на ограниченной площадке. У одной из команд по жребию мяч. По сигналу игроки этой команды стараются как можно быстрее выполнить подряд 5—10 передач. За это команда получает одно очко. Количество передач предварительно оговаривается между своими игроками. Игроки другой команды стараются перехватить мяч.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков за заранее оговоренное время или заранее обусловленное количество очков, необходимое для победы.

«Чур у дерева»

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву, а водящий должен занять дерево без игрока.

«Пустое место»

Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в обратную сторону. Задача бегущих — обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

«Падающая палка»

Играющие (до 8—10 человек) встают в круг диаметром 5—7 м и рассчитываются по порядку. В середине круга стоит водящий с палкой длиной не более 1 м. Он ставит палку вертикально в центре круга, называет номер кого-либо из стоящих в круге и отпускает палку. Названный должен успеть поймать палку прежде, чем она упадет. Если он поймает палку, то возвращается на свое место, если нет —то становится водящим, а прежний водящий возвращается в круг на свое место.

 «Точный прыжок»

Играющие рассчитываются по порядку. Первый номер делает небольшой прыжок в длину с места. Каждый следующий участник должен прыгнуть дальше предыдущего, но и не больше, чем на ступню. Победитель — последний оставшийся игрок.

«Удочка с прыжками»

Играющие встают в круг. Водящий в центре круга вращает веревочку с мягким предметом на конце (привязанный предмет должен скользить по поверхности земли). Остальные подпрыгивают на месте, пропуская веревочку под ногами. Задевший за веревочку становится водящим, а водящий идет в круг на его место.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Николай Викторович Гуреев «Активный отдых», Москва, «Советский спорт», 1991 г. Стр. 13; 44; 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе.

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА ПРИРОДУ   Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. Советы по организации двигательной активности детей на свежем воздухе.   На площадке....

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За здоровьем-на природу!

Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За  здоровьем-на природу!...

Как быть с физическими активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?

Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите ...