Программа по взаимодействию с семьей "Семейная гостиная" в старшей группе (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynaya_gostinaya_.doc524.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Комплексно –тематический план.

3. Методическое обеспечение программы.

4. Список литературы.

Пояснительная записка

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.

Кто помогает родителям в воспитании детей?

Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии системы взаимодействий ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Актуальность

Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Данная программа нацелена на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Цель программы:

Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Задачи:

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ.

- установить партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ.

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
  2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
  4. Индивидуальный подход - учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
  5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
  6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
  7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
  9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников

являются:

Знакомство с семьёй: анкетирование, тесты.

 Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни

открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,

родительские собрания, оформление информационных стендов,

организация выставок детского творчества, приглашение родителей на

детские  праздники и спектакли.

Образование родителей:  семинары, проведение семинаров - практикумов,

 создание наглядной информации в виде папок-передвижек,

ширм, памяток,  советов воспитателей.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации

театральных постановок, концертов, выставок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты

  • Внедрение программы в работу детского сада даст возможность

активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога

ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую

позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть

на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

  • Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
  • Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
  • Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
  • Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Комплексно-тематическое планирование

Наглядная агитация «Уголок для родителей»: «Режим дня»,

«Организованная образовательная деятельность», «Это важно», поздравление именинников (ежемесячно), рубрика «Основы безопасности» (ежемесячно).

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Консультирование родителей по учебно-воспитательному процессу в соответствии с тематикой недель.

Сентябрь

Родительское собрание: «Старший дошкольный возраст. Какой он?».

Папка-передвижка: «Особенности ребенка 5+», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге».

Памятка: «Советы по безопасности на дороге».

Консультация: «Познакомьте ребенка с родным городом»

Беседа: «Ребенок и родитель».

Октябрь

Папка-передвижка: «Что такое осень?», «Грибы под запретом», «Знаете ли вы своего ребенка?».

Беседа: «Закрепление у детей навыков самообслуживания».

Консультация: «Как одеть ребенка осенью»

Выставка совместных работ детей и родителей: «Осенняя фантазия».

Ноябрь

Консультация: «Что можно рассказать ребенку о Дне Народного Единства», «День матери».

Папка-передвижка: «О пользе витаминов для детского организма», «Здоровое питание дошкольников».

Памятка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей».

Беседа: «Режим дня старших дошкольников».

Декабрь

Родительское собрание: «Правила организации игровой деятельности».

Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошкольникам», «Наступает Новый год», «Безопасность детей в автомобиле».

Папка-передвижка: «Рекомендации для родителей по подготовке к Новому году и проведению с детьми рождественских каникул», «Наряд для ёлочки».

Беседа: «Одежда детей зимой».

Информационный час для родителей: «О безопасности дорожного движения».

Январь

Консультация: «Зима - наблюдаем, играем, творим», «Бег через дорогу - враг особенно зимой», «Игрушки в жизни ребенка».

Папка-передвижка: «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Как животные и птицы зимуют».

Памятка: «Советы по проведению игр».

Беседа: «Игры, которые можно провести с детьми дома».

Февраль

Папка-передвижка: «Безопасность ребенка», «Ошибки, которые совершать нельзя».

Консультация: «Как заниматься с ребенком», «Что такое грипп?».

Памятка: «Советы любящему папе».

Беседа: «Как провести выходной день с детьми».

Выставка поделок и рисунков детей и родителей ко Дню

Защитника Отечества.

Март

Родительское собрание: «Я - семья - род - народ!».

Папка-передвижка: «Дисциплина это обучение правильному поведению», «Как развивать самостоятельность ребенка».

Консультация: «Как выбрать правильные прописи для

дошкольника», «Леворукий ребенок»

Апрель

Папка-передвижка: «Родительская любовь: как ребенок её воспринимает»,

Консультация: «Подвижные игры», «Чего ждать от пищевых добавок»,

Беседа: «Не предлагайте телевизор вместо друга», «Как читать детям?».

Памятка: «Растения могут быть опасными».

Информационный час для родителей: «Безопасность детей».

Май

Родительское собрание: «Воспитание любознательности средствами природы». Творческий отчет «Наши успехи и достижения».

Папка-передвижка: «Что такое День Победы?», «Лето - лучшее лекарство».

Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»,

Памятка: «Правила поведения на воде».

Беседа: «Одежда детей летом».

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: МОЗАИКА-Синтез, 2015. 368с.
  2. Образовательная программа МБДОУ д/с «Улыбка».
  3. Н.М Сертакова. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»;
  4. С.В.Чиркова. Родительские собрания в детском саду (старшая, подготовительная группы). М.:ВАКО, 2014. -240с.
  5. С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматуллина. Предшкольное образование и система работы с родителями.

6. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями.        М;Просвещение,2015.-126с.

7. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей старшей группы. Родителям старшей группы рекомендую.

Речевой материал для родителей детей  старшей группы. Закрепляем с  детьми дома....

Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...

Программа взаимодействия с родителями в старшей группе

Данный материал содержит программу взаимодействия детского сада с семьей на год: с содержанием  коллективной формы работы,темами консультаций, темами наглядной информации в старшей группе....

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Почемучки"

Детский сад – это большой дом,Где жизнь и творчество кругом.Главная цель – это наши дети,Их здоровье, развитие – вот что важно на свете. Каждая семья – целый мир, мир свое...

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....

Тематическое планирование взаимодействия с родителями в старшей группе на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Тематическое планирование взаимодействия с родителями в старшей группе на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под ред. Н. Е...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников (старшая группа).

Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: 1. Создать условия для благоприятного климата взаимод...