Практические приемы традиционной и нетрадиционной артикуляционной гимнастики с детьми с речевыми нарушениями
консультация (подготовительная группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_mart.doc431.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Практические приемы традиционной и нетрадиционной артикуляционной гимнастики с детьми с речевыми нарушениями».

Тренировка артикуляционных органов является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

Под артикуляционной гимнастикой понимают «совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе».

Артикуляционную гимнастику, проводимую в индивидуальной форме, выполняют сидя, так как в таком положении прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом. Упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки нарушенного звука.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

Упражнения для нижней челюсти

Упражнения для щёк

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для мягкого нёба, горла.

Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игры:

  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой. Попробовать вращать губами. Дотянуться губами до носа, затем до подбородка. Повторить 6 раз.
  • «Заборчик». Одно из самых важных упражнений для губ, поскольку является фундаментом для произнесения большого количества звуков. Широко улыбнуться, показав зубы. Удержать 15-20 сек.
  • Динамическое упражнение «Заборчик-трубочка». Выполняется под счет по 6 раз.
  • «Корова». Губы вытянуть в трубочку и вращать ими по кругу в право, затем влево.

Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

  • "Шар». Надуть и удержать 5 сек.
  • «Шарик лопнул»- надуть и хлопнуть ладошками по щекам.
  • «Самовар»- надуть и на звук ППП постепенно выдувать воздух.
  • «Уточка»- вытянуть губы, затем втянуть. По 6 раз.

Упражнения для горла и мягкого неба:

− «Лошадки». Цокать языком громко и быстро 10–20 секунд.

− «Ворона». Беззвучно произносить «каааар» и с закрытым ртом. 6 раз.

− «Колечко». Напряжённо скользя кончиком языка по нёбу стараться дотронуться до маленького язычка, заворачивая язычок в колечко, сначала с открытым ртом, затем с закрытым. Повторить 6 раз. − «Лев». Стараться дотянуться язычком до подбородка.


Повторить 6 раз.

− «Зевота». Зевнуть несколько раз с закрытым ртом, как-бы скрывая зевоту от окружающих. Повторить 6 раз.

− «Смех». Вызвать искусственный смех: произносить ритмично  «ха-ха-ха», положив   ладонь   на   горло,   чтобы   ощутить   насколько   напряжены   мышцы.

Упражнения для языка:

  • Статические    подготовительные     упражнения     («Лопаточка»,     «Чашечка»,

«Иголочка», «Горка», «Трубочка»).

  • Динамические подготовительные упражнения («Часики», «Лошадка», «Качели»,

«Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Грибок»).

Ознакомление с комплексом артикуляционной гимнастики  «Послушный язычок», раздача материала.

Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка   не   выходят   шипящие,   следует   потренироваться   делать   упражнение

«Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка»,

«Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения. Вот пример такой сказки.

Сказка о Весёлом язычке

Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается   показом   соответствующей   картинки.   Набор   наглядности   для


артикуляционной        гимнастики        можно        приобрести        в        книжном        магазине        или изготовить самостоятельно.

Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, я использую нетрадиционные: силовые артикуляционные упражнения, упражнения с сопротивлением, так называемую миогимнастику:

  • «Улыбка с сопротивлением». Ребёнок растягивает губы в «оскале», логопед ладошками медленно с силой гладит щёки ребёнка в направлении к кончику носа, пытаясь «сломать улыбку», а ребёнок старается удержать улыбку. Повторений 5–7. Затем ребёнок сам своими ладошками, совершая движения в направлении к кончику носа, пытается «сломать улыбку». Повторений 5–7.
  • «Борьба»-с помощью деревянной лопаточки удерживаем язык за зубами, задача ребенка вытолкнуть палочку.
  • «Удержать  пуговицу»-  пуговица  на  веревочке,  ребенок  удерживает  за  губами пуговицу, а взрослый тянет за нить.
  • «Сильный язычок»- ребенок упирается языком в щеку, давит на нее, а взрослый снаружи давит пальцем на щеку.

Упражнения помогают преодолеть гипотонус мышц и развить артикуляционную моторику.

Еще одним видом нетрадиционной артикуляционной гимнастики, которую особенно любят дети любого возраста, является «Вкусная гимнастика». Использование простых подручных продуктов способствует поддержанию интереса у детей к артикуляционной гимнастики (соломка, варенье, зефир, орехи, мармелад, фрукты, овощи и пр.)

Попробуйте применить на практике некоторые упражнения:

  • «Усы»- вытянуть губы уточкой и удержать соломку на верхней губе.
  • «Забор»- широкая улыбка, удержать соломку между зубами.
  • «Вершина айсберга»- удержать языком соломку за верхними зубами.
  • «Змея»- рот широко открыт, язык-змейка обвивает соломку, скручиваясь вниз, затем вверх.
  • «Тиски»- удержать губами мармелад, который пытаются вытянуть.
  • «Полочка»-  удержать  мармелад  на  вытянутом  языке,  сперва  узком,  затем  в

«Чашечке».

  • «Футбол»- языком двигать орех во рту, сперва в одну щеку, затем в другую. По 6 раз.
  • «Чистюля»- намазать тарелку вареньем и облизать.

Можно устроить соревнование под названием «Оратор». Выбираем двух игроков. Они должны четко и чисто проговорить заданную скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит», с зефирками во рту. Оценивается более чистое и четкое произношение скороговорки.

Благодарю за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Артикуляционная гимнастика, как одна из главных составляющих в системе работы с детьми с речевыми нарушениями.

Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гим­настики поможет учить детей пра­вильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствуе...

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...

Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...