Образовательная область "Речевое развитие"
статья (старшая группа)

Полянских Вера Николаевна

ОО "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_oblast_rechevoe_razvitie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

                                            Дивишься драгоценности нашего языка: что не звук, то и подарок…

                                                                                                                 Н.В.Гоголь

В мире интернета и разнообразных гаджетов мы забываем самый главный дар в нашей жизни – родную речь. Маленькому человеку в эпоху огромного потока информации сложно постигать «уроки» родного языка, когда родители, вручив  телефон, с компьютерными играми и мультфильмами сомнительного содержания, ограничивают его в общении. Знакомство с великим даром – речью ребёнок начинает в семье. Дефицит общения можно восполнить посещением  детских учреждений, где опытные педагоги помогут малышу и его родителям.

        Цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО речевое развитие в себя включает:

  • овладение речью, как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой. Детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче словарный запас ребёнка, чем грамотнее его речь, тем ему легче сформулировать свои мысли, интереснее высказывания, тем больше возможностей в познании окружающего  мира, тем активнее его психическое развитие. Развитие речи влияет не только на успехи в обучении грамоте, чтению, но и на социальную адаптацию и даже на формирование характера ребёнка.

Существуют различные методы развития речи, которые используются не только для осуществления организованной образовательной деятельности, но и в любом режимном моменте.

  • Наглядные методы:

- непосредственное наблюдение (в природе, на прогулке, на экскурсии)

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, экспонаты музея, игрушки, предметы, картины)

  • Словесные методы:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- работа по мнемотаблицам (описание картин, предметов)

- тематические беседы;

- скороговорки, чистоговорки;

- чтение потешек и пословиц;

- ребусы;

- загадывание и придумывание загадок;

- игры с мячом;

- рассуждения;

- решение проблемных ситуаций

  • Практические методы:

- дидактические игры

- пальчиковые игры;

- игры – драматизации;

- инсценировки;

- хороводные игры;

- сюжетно – ролевые игры

  • ТРИЗ – технологии

Таким образом, используя это многообразие методов, правильно  организуя предметно – пространственную среду и педагогический процесс в целом, можно добиться хороших результатов в развитии речи дошкольников. Умение рассуждать, мыслить, свободно высказываться являются для ребёнка залогом успешной учёбы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...

Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .

Аннотация  к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в  подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС  является  Художеств...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".

Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...