Консультации педагога-психолога
консультация

Каирова Юлия Вячеславовна

Консультации педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx28.95 КБ
Файл Тренинг для родителей52.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ  ПСИХОЛОГА

Здравствуй, детский сад!

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сложный период для самого малыша, и для родителей. Дети становятся беспокойными, много плачут, плохо засыпают, отказываются от еды. Это вполне понятно: резкое нарушение домашнего режима, изменение окружающей обстановки, разлука с мамой – отрицательно влияют на ребенка.

Главная задача воспитателей и родителей помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада.

Некоторые советы родителям, как помочь ребёнку снять дневное напряжение. Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями.

-  Если малыш днем в детском саду скован и робок, нужно помочь ему расслабиться, выговориться, не допуская перевозбуждения.

-  Если же ребёнок в садике возбужден, и дома никак не может остановиться, следует постараться перевести его энергию «в спокойное русло».

Одним из лучших антистрессовых приемов является – игра.

Несколько нехитрых правил:

Во- первых, выбор — играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком.

Во- вторых, вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться криками.

Советуем следующие игры для занятий с ребенком.

Игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти собрать все предметы- «грибы» – в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру.… К одному из них можно прикрепить записку с планом проведения вечера: «Давай, почитаем?», «Давай порисуем?».

Игра «Рвакля». Приготовьте ненужную бумагу, газеты, журналы, корзину. Пусть малыш рвет, мнет, топчет бумагу, делает с ней все, что ему хочется,, а потом бросает в корзину.

Почти всем детям справиться с дневным напряжением помогают игры в воде. Вместе с ребенком Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губкой, резиновыми игрушками, просто переливать из сосуда в сосуд воду…Вид и звук льющейся воды успокаивает, через 15-20 минут ребёнок будет готов идти в кровать.

Создать спокойную, расслабляющую атмосферу помогут эфирные масла. Для этого в аромалампу добавьте одну-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает напряжение. Чтобы малыш спал спокойнее положите в детскую подушку мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати.

Перед сном вы можете сделать ребёнку расслабляющий массаж, вместе послушать тихую мелодичную музыку, шум моря или звуки дождя, вспомнить все радости прошедшего дня и немного помечтать.

Если малыш будет знать, что в конце шумного дня, дома его ждут понимающие родители, напряжение отступит.

Адаптация ребёнка к детскому саду.

В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Родители стараются дать своему ребенку самое лучшее, то, чего были лишены сами. И опираются они, в первую очередь, на свой личный опыт. Но важно даже не то, что давать, а как это делать.

С самого момента рождения ребенок познает мир. Сначала невербально, больше доверяя осязанию, обонянию и вкусу. После 6 месяцев, а потом и самостоятельно, сделав первые шаги, у малыша возрастает потребность в вербальном общении, он начинает познавать мир с других позиций. Соловей поет красиво, ворона неприятно каркает. А чтобы продолжать это развитие, необходимо создать максимально комфортные условия. Именно такие условия в числе прочих создают и детские дошкольные учреждения.

В современном обществе детские сады  практически перестали рассматривать как комфортное место пребывания ребенка. Сейчас родители все чаще относятся к ним как к месту временного и вынужденного пребывания. Мама с папой молодые, работать нужно. А ведь, как известно, дети способны перенимать эмоции от окружающих в утрированной форме. Вот и получается, мама, сморщившись, с плохим настроением, ежедневно «транспортирует» малыша в сад… и откуда взяться хорошему настроению?

А представьте другую ситуацию: мама (или папа), улыбаясь, разговаривая с малышом, ненавязчиво давая советы, интересуясь прошедшим днем, друзьями и подружками, провожают его в сад. Ребенок, зайдя в группу, имеет «положительный заряд» эмоций, с ним не приходится прощаться «по-английски», сбегая из группы, пока он ревет в три ручья. Ситуация, когда родители понимают, что необходимость посещения ребенком дошкольного учреждения продиктована не тем, что его не с кем оставить, а положительными моментами общения, развития, поведения в обществе и другими полезными навыками, должна стать эталоном. Маленький человек, ячейка общества, радостно машет ладошкой вслед уходящему родителю. И малыш, получая позитивные эмоции, будет стараться передать их и своим детям в будущем.

Как начать?

Итак, в очередь на получение путевки в детский сад вы встали заранее, и теперь следует максимально подготовить малыша как к новому коллективу, так и к новым распорядку дня и правилам.

Начать стоит с определения возраста, в котором ребенок начнет посещение детского сада. Важно учитывать ряд особенностей:

возраст с 2 до 3 лет является «переходным» для иммунной системы. В этот период происходит становление «промежуточного» иммунитета;

в первый год посещения детского сада организм ребенка будет «привыкать» как к новой обстановке, так и к микрофлоре. Соответственно, без частых «болячек» не обойтись. Поэтому нужно заранее настроиться на это, а также подумать, кто сможет в крайнем случае вас подменить;

начинать подготовку лучше за 3-6 месяцев до первого официального посещения дошкольного учреждения;

вместе с путевкой от отдела образования вам потребуется принести обменную карту ребенка, лист (или карту) вакцинации. Для этого необходимо заранее известить педиатра в поликлинике о вашем желании посещать дошкольное учреждение и получить список специалистов, чьи заключения о состоянии здоровья малыша вам будет нужно получить.

И потихоньку начинайте посещать специалистов. Так вы избежите больших очередей и записей на приемы. Анализы сдавайте в последнюю очередь, потому как официальный срок их достоверности всего 2 недели.

Как правило, режимы дня дошкольников существенно не отличаются друг от друга в различных регионах, но все-таки рекомендую родителям заранее прогуляться к детскому саду, который вы предполагаете посещать. Познакомиться с заведующей, попросить распорядок дня вашей возрастной группы. Погулять по территории, при этом обязательно рассказывая малышу о цели прогулки.

Психологическая подготовка.

Важно понимать, что малыш будет задаваться вопросом: «За что же его вот так просто отрывают от мамы, приводят к другим детям, которые не всегда доброжелательны?». И это вполне естественно. Поэтому ребенку важно чувствовать ваш позитивный настрой, видеть улыбку, махать на прощание в окошко и в первое время получать небольшие презенты по вечерам.

Параллельно с подготовкой документов и прогулкой к детскому саду следует постепенно переводить ребенка на «садовский» режим. По утрам стоит ориентироваться на время, к которому вам положено быть на работе плюс дорога до садика, дорога до работы и 20 минут с малышом в садике.

Сначала просыпаться будет тяжело: будить сладко сопящего малыша, умом осознавая, что это не совсем привычная необходимость, кажется почти преступлением. Но через это стоит пройти, учась заново вырабатывать дисциплину и слово «надо», потерянные во время декретного отпуска. Будите ребенка постепенно, играя, зовя на помощь его игрушки. Поболтайте о чем-нибудь приятном, пока малыш окончательно проснется и примет вертикальное положение.

Дальше – все по новому расписанию. Каждый день. Есть хорошая поговорка: «Если человек будет делать что-либо на протяжении 20 дней, то на 21 день он сделает это автоматически».

Первый день в детском саду.

Он должен быть как  Первое сентября. Небольшим праздником.

Естественно, что первую неделю или две малыш не может находиться там полный день. Сначала под вашим присмотром 1 час, потом без вас 1 час, на третий день его можно оставить на 3 часа и т.д. Лучше выбирать первую половину дня, до обеда. График течения адаптации составляет медицинская сестра совместно с воспитателем. И все интересующие моменты вы сможете уточнить у них.

Итак, в начале посещения детского сада пусть малыш берет с собой любимую игрушку. Ему спокойнее будет. На смену в группу наденьте домашнюю одежду.

Период адаптации, или привыкания к новому, в среднем длится около 1 месяца. В это время важно следить не только за эмоциональным состоянием ребенка в детском саду, но и за отсутствием стрессовых ситуаций дома. Следует внимательно наблюдать за привычками, в том числе и вредными, которые были или появились с момента поступления в сад, а также обращайте внимание на то, как и сколько малыш кушает. Если в садике воспитатели говорят, что ребенок ничего не ел, отказывался, а дома он буквально набрасывается на еду – это служит первым сигналом родителям о срыве адаптации, причину которой нужно тщательно искать.

Воспитатели в данном случае должны являться вашими союзниками в воспитании нового члена общества. Интересуйтесь проведенным днем и у старшего, и младшего воспитателей. За провинность или шалость не стоит ругать малыша в присутствии взрослых.

Не забывайте постоянно напоминать малышу о том, как вы его любите, какой он теперь взрослый и самостоятельный. Не один раз я сталкивалась с тем, что многие родители, проводив чадо, уходят «по-английски». А проще говоря, сбегают от ребенка, пока он не понял в чем дело. Не попрощавшись. Аргументируют это просто: «Он начинает плакать, в группу идти не хочет, а маме/папе очень тяжело слышать плач своего ребенка».

Уважаемые  родители, это первый сигнал, индикатор того, что малышу некомфортно. Он должен насторожить. Возможно, что-то в вашем поведении не совсем правильно.  Причин огромное множество. Но они всегда есть. Поговорите с воспитателем, приглядитесь, как относятся к вашему чаду другие дети. В первое время можно познакомиться с другими родителями, по выходным можно собираться вместе на площадке, чтобы дети сблизились.

Абсолютным показателем правильного течения адаптации у ребенка является… его улыбка и мелькающая в окне ладошка по утрам уходящему на работу родителю. Этот малыш уверен, что посещение детского сада не является досадной необходимостью, а вечером за ним придут любящие мама или папа, которым он расскажет все-все произошедшее за такой длинный день. А завтра он снова пойдет к своим друзьям и подружкам, будет лепить куличи, кататься на велосипеде и ждать родителей…

Ребёнок не виноват.

Недостаточность развития механизмов внимания проблема, которая есть у подавляющего большинства современных детей. Причины тому самые разные:

Болезненность. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма.

Высокие нагрузки. Жизнь современного ребёнка наполнена множеством развлечений, занятий, а придя домой после детского сада ребёнок садится за компьютер или подолгу смотрит телевизор. Психические, физические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Недостаток общения ребёнка с родителями. Сознательно заботясь о развитии внимания ребёнка, родитель сам должен быть внимательным к ребёнку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни.

Синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Большинство детей активны от природы и могут быть не в состоянии надолго сосредоточиться на каком- то одном деле. Однако некоторые дети, которые проявляют постоянную гиперактивность, должны подвергнуться обследованию. Кстати, поставленный диагноз не говорит об умственной отсталости ребёнка, его интеллектуальные способности обычно не хуже, чем у обычных детей. Такие дети нуждаются в специальной комплексной коррекционно -развивающей работе вкупе с медиками, психологами, воспитателями.

Следующие типы поведения, если они

случаются излишне часто, могут указывать на ранние симптомы заболевания СДВГ.

—    Постоянно шевелит руками или ногами;

—    Разговаривает часто и громко;

—    Не в состоянии сидеть на месте;

—    Легко отвлекается;

—    Обладает коротким периодом внимания и занимается то одним делом, то другим;

—    С трудом ждёт своей очереди;

—    Вмешивается и любит распоряжаться  остальными детьми;

—    Ведёт себя импульсивно.

Советы родителям

Внимание — психический процесс, нуждающийся в постоянном развитии. Многое для этого могут сделать родители.

Для некоторых, наверное, будет новостью, что внимательный ребёнок это прежде всего самостоятельный ребёнок.

Нельзя от ребёнка, страдающего невнимательностью, требовать, чтобы он был таковым просто так. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием, а для этого надо увлечь, построить работу так, чтобы он был заинтересован сделать работу правильно.  В этом вам помогут весёлые игры и задания, которые сделают занятия с малышом не только полезными, но и увлекательными.

Если ваш ребёнок невнимателен и легко отвлекается, однако не является излишне активным или импульсивным, попробуй те проверить его слух или способности к восприятию устной информации. Несмотря на то, что он может слышать вас, вполне возможно, что информация, которую он слышит, недостаточно эффективно достигает его мозга.

 Игры на внимание.

Только систематические занятия дадут положительный эффект от игр. Старайтесь вовлекать  в них и других детей.

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ – ГОВОРИ»!

(В неё могут играть 2-З-летние дети).

Вам понадобятся: картинки (всего 10- 15), отражающие предметное окружение ребёнка, например, предметы посуды, цветы, насекомые.

Ход игры: «Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их будешь называть. Но ничего не говори, пока я не скажу: «Раз-два-три — говори.  Если ты правильно и, главное, вовремя назовёшь картинку, ты получишь её в награду!

Кризис семи лет.

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие возрастные кризисы:

  кризис новорожденности;

  кризис трех лет – переход от младенчества к дошкольному возрасту;

  кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

  кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Итак, кризис семи лет.

Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) – ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах , они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

 Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

Поощряйте общение со сверстниками.

Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).

Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).

Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода – кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох.

Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» – убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся. Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется. Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?». Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя. Кризис 3 лет и реакция родителей на эту возрастную особенность – очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

«Знаю ли я себя и своего ребенка?»

Цель: Создание условий для освоения приемов эффективного взаимодействия родителей и детей.

Задачи:

-  знакомство и установление контакта с участниками группы

- создание в группе сплоченности, дружеской атмосферы, доверия, эмоциональной свободы;

- актуализация собственного опыта в воспитании детей и личностных ресурсов.

1. Этап приветствие.

Актуальность темы занятия: для чего мы сегодня собрались?  

Уважаемые родители.  Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии тема которого «Знаю ли я себя и своего ребенка».

По сложившейся традиции тренинговых групп, для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т. е. укажет на карточке свое имя и отчество, которым можно вас называть в течение всего занятия. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно.  

1. Выявление запроса участников

Чтобы тренинг был эффективным нам необходимо понять, с каким запросом вы пришли. Заполните, пожалуйста, анкету участника тренинга, где необходимо указать свое Ф.И.О., количество и возраст ваших детей, и продолжить фразы:

Ф.И.О.___________________________________________________________

Количество детей_________________________________________________

Возраст детей____________________________________________________

- Я хочу больше узнать_____________________________________________

- Я хочу понять___________________________________________________

- Мои опасения по поводу тренинга___________________________________

  2. Знакомство участников:

Цель: создание эмоционального положительного настроя.

Инструкция: «Необходимо каждому родителю сказать свое имя «Меня зовут…» и кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель».

Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!» 

3. Правила группового общения.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Предлагаю вам  сейчас выработать свои правила работы в группе и записать их на листе бумаги.

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «здесь» и «теперь».
  3. Говорим о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то,  что происходит в группе.
  4. Говорить за себя, от  своего имени.
  5. Искренность в общении.
  6. Недопустимость непосредственных оценок человека.

2 Этап

Мини-лекция

Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся  своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители узнаем об этом.

Но сначала мы разберемся в том «Знаю ли я себя?»

Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение.

1. Упражнение  «Мой портрет в лучах солнца»   

«Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: почему я заслуживаю уважения?»

 

http://molier-fotoart.ucoz.ru/_pu/0/48030131.png

Обсуждение. Каждый участник зачитывает то, что он написал.

  

 2. Упражнение - игра «Шишки, желуди, орехи»

Играющие становятся в круг группками по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в Тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи.

 Описание игры. По сигналу водящий говорит, допустим: «Орехи!». Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз вызванные меняются местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или были ими наименьшее количество раз. Каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

 Вызванные игроки должны обязательно поменяться местами; игрок, не поменявший места, становится водящим.

 Вызывая игроков, водящий должен стоять в середине круга.

 3.  Тест №1  "Какой вы родитель".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

 

Вопросы

баллы

Сколько раз тебе повторять.

2

Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

И в кого ты только уродился!

2

Какие у тебя замечательные друзья.

1

Ну, на кого ты похож!

2

Я в твоё время!

2

Ты моя опора и помощник (ца)!

1

Ну что за друзья у тебя!

2

О чем ты только думаешь!

2

Какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты!

2

Какой ты у меня сообразительный!

1

Посоветуй мне пожалуйста.

1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

4. Упражнение «Шесть платочков».

Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.

Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:

Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

- Мама, а кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.

- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.

- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему?

Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?

Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».

Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.

Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься?

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

Обсуждение:

Вопрос: Какой смысл заложен в притче?

Вывод: Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.

            

  5. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"

Цель: Определение тем для просвещения родителей и воспитателей. Повышение значимости узких специалистов (психолога, логопеда, невропатолога) в решение тех или иных проблем.

Содержание: Участникам - родителям раздаются листочки, которые разделены на две части: в левую колонку родители будут записывать все, что огорчает в ребенке, в правую - все, что радует в ребенке.

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

 

 

 

После того как написали, психолог задает вопрос:

Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

В чем заключается главная задача родителей?

Обобщает психолог. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки.  

Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, помочь освободиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

6. Упражнение «Цветок» (работа в дневниках)

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. Напишите на лепестках ласковые слова и положительные качества ребенка.

тренинги для родителей сада

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.

10. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенка".

1

Самое любимое занятие Вашего ребенка

 

2

Как Вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

 

3

Что больше всего любит кушать Ваш ребенок?

 

4

Какая любимая сказка Вашего ребенка?

 

5

Напишите имя лучшего друга или подруги Вашего ребенка

 

Предварительно ответы на эти вопросы дают родители, а затем ответы сравниваются с ответами детей.

3 Этап

1. Рефлексия

Подведение итогов занятия – составление карты Бьюзена.

На листе ватмана в середине круга  пишется название тренинга. Отводятся четыре луча. Группе предлагаются написать:

- что у меня лучше всего получилось,

- что я сегодня узнал нового,

- что  мне больше всего понравилось в упражнениях,

 - что я могу сделать еще лучше?

 2. Ритуал прощания

Упражнение «Шар благодарности».

Цель: поблагодарить всех участников тренинга.

Содержание. Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, выскажет свою благодарность соседу справа: « Я благодарен тебе за…».

А сейчас в знак благодарности всем давайте поаплодируем все вместе.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха –  поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Консультация педагога-психолога для педагогов младшей группы ДОУ "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (3-4 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....