Консультация для родителей «Идеи, как превратить бытовые предметы в тренажеры, которые будут развивать психические процессы и социальные навыки у детей»
консультация

Елена Сергеевна Еременко

Идеи направлены на  оптимизацию  эмоциональное состояния детей , умение сотрудничать, на развитие всех психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx141.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Идеи, как превратить бытовые предметы в тренажеры, которые будут развивать психические процессы и социальные навыки у детей»

1 Идея

Картинки из журналов и пособий помогут развивать речь

Используйте картинки из старых журналов и пособий, чтобы развивать у детей речь, фантазию и произвольное запоминание. Задания с ними научат ребенка классификации и основам грамотности. Вырежьте картинки и укрепите их скотчем или приклейте на картон. Дайте картинки ребенку с определенным заданием – например, попросите разделить их на группы по какому-либо признаку, придумать цельную историю о нескольких изображениях, найти предметы, которые начинаются на букву «а». Также с помощью вырезанных картинок и простой открытки можно сделать дыхательный тренажер. 

Учить детей классификации

Вырежьте  картинки  из  журналов  и  пособий  с  исписанными  страницами. Укрепите картинки. Для этого обклейте их с двух сторон скотчем, или наклейте на картон. Дайте картинки ребенку и озвучьте задание: разделить их на группы по какому-либо признаку.

Помогать выучить буквы

Вырежьте крупные яркие буквы из журналов и пособий. Попросите ребенка выбрать все изображения, которые начинаются с определенной буквы. Назовите букву и попросите ребенка взять карточку с ее изображением. Раздайте карточки ребенку  и попросите назвать букву и обвести пальцем ее контур, затем можно предложить составлять из букв слова.

Тренировать способность к произвольному запоминанию

Разложите перед ребенком десять картинок. Предложите их рассмотреть в течение минуты и запомнить, что на них изображено. Уберите картинки и попросите ребенка назвать, что он запомнил. Другой вариант этого задания – «что изменилось». Дайте ребенку рассмотреть картинки, потом попросите его закрыть глаза и поменяйте 2–3 картинки на другие. Задача ребенка – вспомнить, каких картинок не было, а какие картинки пропали.

Развивать у детей речь

Попросите  ребенка  называть,  что  изображено  на  картинках. Те картинки, изображения на которых он назвал правильно, откладывайте в сторону. Произнесите сами названия картинок, в которых он ошибся, потом произнесите их вместе с ребенком, а потом попросите его повторить самостоятельно. Перемешайте картинки и попросите назвать некоторые из них.

Изготовить дыхательный тренажер

Изготовьте дыхательный тренажер, который будет полезен ребенку с заиканием, невротическими расстройствами, тревожным и гиперактивным детям. Вырежьте из журналов 10–20 картинок  небольшого  размера  –  квадраты,  бабочки,  буквы,  маленькие зверьки.  Разместите  маленькие  картинки  на  открытке.  Дайте  ребенку пластиковую трубочку для коктейля и попросите дуть в трубочку так, чтобы сдуть с открытки все маленькие картинки. Усложните  задание:  предложите  сдувать  только  картинки  слева  или только картинки с изображением машинок.

2 Идея

Игры со старой скатертью или куском ткани научат детей сотрудничать

Вырежьте кусок ткани размером 1,5 на 1,5 м или используйте старую скатерть. Игра «плот» с отрезом ткани научит детей сотрудничать, оптимизирует их эмоциональное состояние и сплотит детей, а игра «страх, я тебя знаю» поможет снять у них тревогу. Также вы можете изготовить из отреза ткани, пуговиц, шнурков и молний «тренажер по Монтессори», который будет интенсивно тренировать у воспитанников мелкую моторику и развивать речевые центры мозга. 

Поиграйте с детьми в игру «страх, я тебя знаю». Назначьте одного из детей «букой». Этому ребенку можно сделать импровизированный костюм: завернуть в шаль, надеть несколько шапок, маску. Накройте невысокий столик скатертью или тканью. Попросите «буку» забраться под стол, чтобы его не было видно. Скажите другим детям, что под столом «бука» и попросите их – тех, кто решится – засунуть руку под стол и прикоснуться к нему. Тогда «бука» должен вылезти из-под стола, чтобы детям стало видно, что это не что-то страшное, а знакомый ребенок. Роль «буки» могут исполнять все желающие по очереди.

Изготовьте  тренажер:  нашейте  молнии-змейки,  пуговицы,  петли, «липучки» и шнурки на лоскут ткани размером метр на метр или больше. Сделайте объемную аппликацию на ткани. Для этого вырежьте из ткани другого цвета элементы –  круг, фигурку животного, домик.  Пришейте  или  приклейте  клеевым  пистолетом  элементы на основу, подложив под него вату или наполнитель для игрушек. Нарисуйте на ткани квадрат и разделите его на 9 частей – сделайте таблицу  «три  на  три».  В  каждой  ячейке  напишите  маркером  или лаком для ногтей цифру или букву. Дайте ребенку «тренажер» для манипуляций:  пусть  застегивает  застежки,  проводит  поочередно всеми  пальчиками  по  контуру  аппликации,  находит  ее  на  ткани на ощупь с закрытыми глазами, прикасается к той букве или цифре, которую вы назвали.

Учить детей сотрудничать и оптимизировать  их эмоциональное состояние

Предложите детям поиграть в «плот». Скажите: «Мы с вами попали на необитаемый остров. Там мы срывали с деревьев фрукты,  подружились  с  обезьянками  и  попугаями,  купались  в  море. Но потом нам захотелось домой. Мы сделали из стволов деревьев плот». Расстелите ткань на полу. Скажите: «Сейчас я хлопну в ладоши, а вы все становитесь на плот. С плота падать нельзя – акула  съест.  Готовы?»  Хлопните  в  ладоши  и  подождите,  когда  дети забегут на плот: «Умницы! А теперь все станет посложнее. Деревьев было не так уж много. Плот получился поменьше». Подогните треть ткани: «Попробуете поместиться на таком плоту?» Хлопните в ладоши и подождите, пока дети забегут на плот: «Вот это да! Но вообще-то некоторые из деревьев сломались. Плот был во-о-от такой». Сложите ткань вдвое – и далее складывайте ткань и уменьшайте ее площадь. Можете ввести правила: «стоять» с помощью хотя бы одной руки или обнимать тех, кто не влез на плот, чтобы их не съела акула. Обязательно хвалите детей.

Развивать мелкую моторику у детей

Для этой цели подойдут любые куски ткани, даже небольшие обрезки. Дайте детям ткань и ножницы. Напомните правила безопасности  при  обращении  с  ножницами.  Попросите  детей  разрезать ткань на полоски. Это тренирует мелкую моторику, развивает навыки вырезания, а также позволяет сбросить напряжение и агрессию. Детей пяти лет и старше можно попросить взять по три полоски ткани и научить плести косичку.

3 Идея

Игры с канатом помогут оптимизировать эмоциональное состояние у детей

Организуйте игры «мостик над пропастью», «хвосты» и «дорожки» с помощью длинных веревок или каната. Игры помогут сплотить детей, оптимизируют их эмоциональное состояние, научат детей сотрудничать. Также используйте небольшие куски веревки, чтобы способствовать развитию мелкой моторики у детей. Дайте детям задание выкладывать из них геометрические фигуры, цифры и буквы – дополнительно это задание поможет формировать их визуальные образы. 

Оптимизировать эмоциональное состояние  

Предложите  детям  игру  «хвосты».  Нарежьте  веревку  на  куски длиной  60–80  см.  Раздайте  детям  по  куску  веревки  и  помогите им  привязать  их  к  себе  так,  будто  это  их  хвосты.  Задача  детей, когда  вы  дадите  команду  «Начали!»,  –  снять  с  других  как  можно  больше  хвостов,  но  сохранить  собственный  хвост.  При  этом детям  можно  пользоваться  только  ногами.  Напомните  детям, что  драться нельзя. Для  начала  дайте 30  секунд на тренировку, чтобы проверить, поняли ли дети правило. Эта игра особенно полезна для детей с СДВГ.

Развивать мелкую моторику

Дайте  ребенку  куски  веревки  и  попросите  выложить  из  них  круг, квадрат,  треугольник;  буквы  «т»,  «а»,  «о»;  цифры  «1»,  «3»,  «8» и т. д. Игра поможет формировать зрительный образ геометрических фигур, цифр и букв..

Развивать умение сотрудничать у детей

Поиграйте с детьми в «дорожки». Разложите куски веревки длиной не менее трех метров на полу в форме изогнутых линий. Попросите детей бегать по этим дорожкам, при этом точно наступать на веревку и не толкать того, кто бежит впереди.

4 Идея

Тренажер из упаковки из-под яиц поможет развивать мелкую моторику

Сделайте тренажер для развития мелкой моторики и произвольности с помощью упаковки из-под яиц или ячеистого лотка. Для этого очистите и раскрасьте лоток, заполните ячейки небольшими игрушками и дайте ребенку задание перекладывать их по правилу. Также вы можете использовать этот тренажер, чтобы развивать у детей память – по принципу «что изменилось». А в ходе отработки негативных эмоций ребенка можно попросить его уничтожить пустой картонный лоток с помощью кондитерской шпажки или незаточенного карандаша.

5 Идея

Игры с картонной коробкой стимулируют сюжетно-ролевую игру

Изготовьте тренажер из картонной коробки, веревки и прищепок, чтобы совершенствовать моторику у детей и стимулировать развитие сюжетно-ролевой игры. Сделайте лабиринт внутри крышки коробки. Он поможет развивать произвольность, а игра с «черным ящиком» и игрушками внутри будет способствовать развитию фантазии у дошкольников. 

Совершенствовать моторику и стимулировать  развитие сюжетно-ролевой игры

Возьмите коробку из-под обуви или крупнее и проделайте по четыре дырочки симметрично на двух боковых сторонах. Проденьте в дырочки, расположенные напротив друг друга, веревку или бечевку. Получится, что поперек коробки протянуты четыре веревки. Возьмите 12 прищепок и при желании раскрасьте их. Закрепите на каждой веревочке по три прищепки. Дайте ребенку коробку и попросите его развесить на веревочках и закрепить прищепками кусочки ткани или маленькие картинки. Чтобы дополнительно тренировать познавательные  процессы  и  произвольность,  придумайте  правила: например, попросите ребенка вешать на одну веревку большие прищепки, на другую маленькие; или – на одну веревку картинки с  гласными  буквами,  а  на  другую  с  согласными.  

Развивать крупную и мелкую моторику и произвольность у детей

Склейте из палочек для мороженого или полосок картона объемный  лабиринт  внутри  крышки  коробки,  например,  от  обуви.  Для этого  приклеивайте  палочку  или  полоску  боковой  стороной  так, чтобы  получались  «стенки».  Положите  внутрь  крышки  бусину. Обозначьте с одной стороны крышки старт, с другой финиш. Дайте лабиринт ребенку. Его задача – держа крышку-лабиринт двумя руками, покачивать и двигать его так, чтобы бусина прошла от старта к финишу.

Развивать у детей моторику и фантазию

Раскрасьте  картонную  коробку  в  черный  цвет.  Нарисуйте  на  ней звезды  или  другие  атрибуты  таинственности.  Сложите  в  коробку небольшие  предметы:  ластик,  магнитную  букву  с  холодильника, мячик, пупса, погремушку и т. п. Попросите ребенка, не глядя, вытаскивать  из  коробки  предмет  и  на  ощупь  угадывать,  что  это  такое.

Способствовать снижению эмоционального напряжения и агрессивности

Поставьте  перед  ребенком  картонную  упаковку.  Дайте  ему  безопасные ножницы, кондитерскую шпажку или незаточенный карандаш.  Предложите  ребенку  уничтожить  картонку  с  помощью  этих предметов.  Если  ребенок  испытывает  негативную  эмоцию  прямо сейчас, предложите ему показать с их помощью, как он злится или обижен. Также для этой цели можно использовать картонную упаковку из-под яиц.

6 Идея

Упражнения с воздушными шарами, бумагой и водой помогут развивать моторику

Проведите работу со страхами с помощью воздушных шаров, Упражнения оптимизируют эмоциональное состояние ребенка, будут развивать фантазию и произвольность. Еще одна необычная идея – изготовьте тренажер из сетчатой миски или дуршлага для развития мелкой моторики.

Провести работу со страхами

Скажите ребенку, что сейчас воздушные шарики помогут ему справиться с тем, чего они боятся. Надуйте шарик для ребенка и попросите его потихонечку, шепотом сказать шарику о чем-то, чего он боятся. После этого отпустите шарики со страхами в небо или лопните их. Вместе с шариком «улетает» страх.

Способствовать оптимизации эмоционального  состояния

Предложите  ребенку  нарисовать  то,  о  чем  он  мечтает.  Когда  рисунки  будут  готовы,  дайте    ребенку  надутый  воздушный шарик  на  длинной  нитке.  Попросите   ребенка привязать  рисунок к нитке – в этом может понадобиться ваша помощь.

 

Изготовить мешочки-антистрессы

Неплотно  наполните  несколько  воздушных  шариков  крупой  или песком. Используйте перловку, круглый рис или подобные крупы. Крепко завяжите каждый шарик. Давайте ребенку мять их в руках, чтобы оптимизировать их эмоциональное состояние.

Литература:«Справочник Педагога-психолога Детский сад» №7 Июль 2020г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101» г. Оренбург

                            Консультация для родителей

«Идеи, как превратить бытовые предметы в тренажеры, которые будут развивать психические процессы и социальные навыки у детей»

                                                                               

 C:\Users\Михаил\Desktop\X492P5eK.jpg                                               

                                                                               Подготовила: педагог-психолог

                                                                                                       Еременко Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Развиваем психические процессы

Памятка для родителей...

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...

7 простых дел, которые будут развивать мозг ребенка каждый день

Советы родителям о том, как развивать у детей мышление, воображение, память, слух с помощью игр....

Консультация для родителей "Развиваем психические процессы правильно!"

Все мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижеиями. Однако, едва ли не половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умение общаться, раз...

Развиваем психические процессы

В консультации даны рекомендации для развития психических процессов у детей дошкольного возраста (произвольного внимания, наблюдателльности, памяти и др.)....