Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума
статья

Функциональные обязанности логопеда ППк

-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.

-Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений.

-Принимает участие в обсуждении с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута.

-Оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума

Функциональные обязанности логопеда ППк

-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.

-Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений.

-Принимает участие в обсуждении с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута.

-Оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.

В системе комплексного обследования детей в работе ППк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.

Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Чиркиной, Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой, Нищевой  и  др.

Этапы логопедического обследования:

- ориентировочный

- диагностический

- аналитический

- прогностический

- информационный

1.Ориентировочный этап обследования

На этом этапе решается ряд задач:

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

  • изучение заключения ПМПК, медицинской и педагогической документации;
  • беседа с родителями.

Основным документом для начала работы с ребенком с ОВЗ является документ, подтверждающий данный статус: заключение ТПМПК, в котором прописаны – форма получения образования, образовательная программа, формы и методы психолого-педагогической помощи, специальные условия для получения образования, организация ПМП помощи (специалисты). Именно на основе этого заключения и строится дальнейшая коррекционная работа с ребенком.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения.

К педагогической документации относятся характеристики педагогов. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях.

Таким образом, документация способствует не только установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.

В процессе беседы с родителями выявляется исключительно ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах появления дефекта.

Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.

2.Диагностический этап

Содержанием диагностического этапа является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих фактов к моменту обследования:

  1. Какие языковые средства сформированы?
  2. Какие языковые средства не сформированы?
  3. Характер несформированности языковых средств.

Естественно, что характер дидактического материала будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
  • уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности проходит дифференцированно.

Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста

  1. Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков.
  1. Обследование монологической связной речи. Здесь отмечается специфика построения текста и использование языковых средств. 
  2. Обследование лексического запаса; грамматического строя речи, звукопроизношения, слоговой структуры слова. При наличии у ребенка проблем звукопроизносительного характера процедура обследования далее разворачивается по двум направлениям:

1.        Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

2.        Обследование состояния фонематического восприятия.

3. Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы.

Особенностью речевой карты является аналитичность. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физическом и психическом здоровье ребенка, раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, а также отведено специальное место для записи логопедического заключения.

Завершается форма речевой карты разделом «Логопедическое заключение». В заключении обязательно должна быть структура дефекта, т. е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными и при возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз).

На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, которые позволят этот дефект преодолеть или компенсировать. Поэтому выделяется следующий этап обследования – прогностический.

4. Прогностический этап

Прогностический этап – очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте (индивидуальный план коррекционной работы с ребенком).

Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.

Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до педагогов и родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования – информационный.

5.Информирование

Представление логопедического обследования на ППк.

Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются результаты обследования, ставятся задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребёнка.

 В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения.

Для детей речевых групп составляется АООП, для детей с ОВЗ, находящихся в физиологических группах, составляются АОП.

Информирование родителей является одним из сложнейших этапов, завершающих обследование ребенка. Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько никто более не способен. Они могут содействовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней.

Беседа с родителями строиться на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.

В процессе информирования родителей сообщается вся информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке.

Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях.

Логопедическое сопровождение

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях (групповых, подгрупповых и индивидуальных).

А так же осуществляется промежуточная и итоговая диагностика речевого развития.

Консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) и педагогам по профилактике речевых нарушений у детей.

Учитель-логопед - это узкий специалист, работа которого направлена на преодоление речевых нарушений. В рамках ДОУ, я не могу охватить детей всего детского сада. Отсюда следует, что актуальным решением проблемы является тесная связь с родителями ДОУ и воспитателями. За последнее время количество детей с нарушениями речи увеличивается во много раз.

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Родители отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома по изучению необходимой литературы и применению ее на практике. Но осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Остановимся на формах работы с родителями:

  • Консультации. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал
  • Беседы. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.
  • Семинары - практикумы. Здесь проводится обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком и формирование у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.
  • Посещение родителями индивидуальных занятий.
  • Анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
  • Тетрадь для выполнения домашних заданий. Где логопед пишет задания на дом.
  • Родительские собрания. Они необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
  • Дни открытых дверей.

Родители посещают НОД, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Вспомогательные наглядные средства:

- специальные «логопедические уголки»;

- информационные стенды;

- пособия(в т.ч. электронные), памятки.

Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Формы взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей ДОУ:

  • Консультации
  • Тетрадь взаимодействия
  • Семинары - практикумы
  • Круглые столы
  • Педагогическая мастерская
  • Работа ППк
  • НОД (интегрированные занятия)
  • Подготовка детей к праздникам (подборка стихов, обсуждение утренников).

Также нами ежегодно проводится логопедическое обследование средних, старших и подготовительных групп всего структурного подразделения, с целью раннего выявления речевых нарушений и своевременного оказания логопедической помощи.

Преемственность дошкольной и школьной

логопедической службы

 Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

     К    сожалению,  такое   тесное   сотрудничество   в   плане   преемственности   в логопедической    работе   есть   далеко   не    во    всех   дошкольных   и   школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

  1. Часто дети из одного ДОУ идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
  2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре   и   содержании  логопедической   работы   в  ДОУ,  и, напротив,      учителя-логопеды    ДОУ   мало   знакомы   с образовательными   программами    школы, организацией    и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно   оценить   работу,   проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
  3. Нет    отработанной   системы   взаимодействия   дошкольных   и школьных   логопедов,  традиций  преемственности.

 Ежегодно   нами   проводятся   следующие   мероприятия   по  преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:

  • Обследование выпускников логопедических групп и детей с ТНР в физиологических группах с использованием речевой диагностики и передача сопутствующей документации педагогам и специалистам школы;
  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;
  • Посещение учителями начальных классов и специалистами итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников детского сада;
  • Выступление   на   родительском   собрании   для   родителей    будущих первоклассников   по  теме  «Речевая   подготовка  ребёнка  к  школе».  
  • Обсуждение с учителем-логопедом  школы основных направлений коррекционной работы с выпускниками групп, которые нуждаются в продолжение коррекционных занятий, уточнение индивидуальных и психологических особенностей этих детей.
  • Посещение специалистами и воспитателями  ДОУ уроков
  • Планируется посещение учителями начальных классов родительских собраний воспитанников подготовительных групп (в том числе и логопедической)

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

 более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

 стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

 отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

 возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

 прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Родительское собрание "Преемственность деятельности учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе"

Презентация раскрывает проблемы детей с тяжелыми речевыми нарушениями, знакомит родителей с коррекционной работой учителя-логопеда, повышает компетентность родителей по данному вопросу....

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...

Статья" Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ"

В статье подробно раскрыта тема комплексного сопровождения детей группы риска в условиях дошкольной организации.Рассматривается деятельность ППк консилиума и взаимодействие специалистов....