музыкотерапия, как один из методов арт - терапии
консультация

Юрченко Вероника Геннадьевна

В пследнее время все чаще в детском саду используется метод музыкотерапии, как один из методов арт- терапии.  Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Хочется поделиться играми, которые использую в своих занятиях по музыкотерапии. Они направлены на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, эмоции), коммуникативные способности, формирование творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya_kak_odin_iz_metodov_artterapii.doc26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия, как один из методов арт-терапии.

      В условиях реформирования современного общества перед нами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждого ребенка. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт — терапия.      

      Арт — терапия — процесс осознания себя  и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт — терапии — это его развитие, как интеллектуальное, так и  эмоциональное, раскрытие творческого потенциала. Одной из разновидностей  арт-терапии является музыкотерапия.

     Музыкотерапия — одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции  психофизического здоровья детей. Организация занятий по музыкотерапии  в образовательном учреждении способствует личному росту и успешной социализации детей, помогает снять нервное напряжение

.    Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях,а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Занятия проходят в форме игры. Приведу примеры таких игр.

      Игры на развитие внимания рекомендуются детям, характеризующимся повышенной активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании го длительное время на одном предмете.

1.Игра «Будь внимателен!»

  Цель игры: Стимулировать внимание на обучение быстрому и точному реагированию на

                      звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии

                      от другого примерно 0,5м. Звучит маршевая музыка (рекомендуется «Марш»

                      С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно. В ходе игры

                      руководитель , с разными интервалами и вперемешку дает команды.

                      Дети движутся в соответствии с командой под музыку.

Команда

Движение

«Зайчики!»

«Лошадки!»

«Раки!»

«Птицы!»

«Аист!»

«Лягушка!»

«Собачки!»

«Курочки!»

«Коровки!»

Дети прыгают, имитируя движение зайца

Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

Дети пятятся, как раки (спиной)

Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птиц)

Стоять на одной ноге

Присесть и скакать вприсядку

Дети сгибают руки (имитация движения когда собака служит) и лают

Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко»

Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «Му-у!»

2.Игра «Слушай звуки!»

   Цель игры: Развитие активного внимания.

   Процедура игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет на

                        определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий

                        будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты.

Звук

Поза

Нажимается клавиша нижнего регистра

Поза «плакучей ивы» ( ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу)

Нажимается клавиша верхнего регистра

Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук)

3. Игра «Повтори за мной»

   Цель игры: Развитие моторно — слуховой памяти.

   Процедура игры. Вариант 1. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий

                       простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая

                       фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет

                       ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?»

                       Если кто из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию

                       (простукивает ритм).

                                 Вариант 2. Ведущий играет на фортепиано короткую мелодичную фразу.

                       Одному из детей предлагается повторить ритм этой фразы ударами карандаша

                       по столу. Далее как в варианте 1.

                      Ведущий может не играть, а пропеть музыкальную фразу детской песенки.

4. Игра «Кто что сделал?»

    Цель игры: Развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

   Процедура игры. Из группы детей выбирают 3-4 ребенка. Один из выбранных  водящий.

                        Остальные дети — зрители. «-3 выбранных ребенка поочередно показывают

                        водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен

                        повторить эти действия в том порядке, в котором их увидел.

                        Игра проводится под фонограмму веселой музыки.

5. Игра «Флажок»

    Цель игры: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.

    Процедура игры. Звучит музыка (лучше маршевая), дети двигаются под музыку.

                        По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны

                        остановиться и замереть в тех позах, в которых их застала команда

                        ведущего (на 5-7 сек.) Музыка продолжает звучать.

                               Затем, по команде ведущего, дети снова начинают двигаться и т.д.

6. Игра «Веселое путешествие»

    Цель игры: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

                        и умение адекватно выразить свое.

    Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры

                     «Веселый ветер» И. Дунаевского, пребывание на острове - «Чунга — Чанга»

                      В. Шаинского. Педагог предлагает детям

- отправиться на своем корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда рады и

  беззаботны;

- придумать название этому острову;

- изобразить жителей чудесного острова;

- нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т.д.)

- исполнить всем вместе гимн острова «Чунга — Чанга», сопровождая свое пение движениями.

           Таким образом  музыкотерапия  способствует развитию психических процессов у детей, формирует эстетические чувства, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"

Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Музыкотерапия - как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе.

Еще одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия. Цели:·  Создавать положительный эмоциональный фон....

Музыкотерапия как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе

Одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия. Цели: · Создавать положительный эмоциональный фон. · Стимулировать ...