Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений в домашних условиях».
консультация (старшая группа)

Веселова Ольга Владимировна

Методическая разработка по организации консультации для родителей дошкольников на тему «Формирование элементарных математических представлений в домашних условиях».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Формирование элементарных математических представлений в домашних условиях».

Цель: познакомить родителей с организацией и проведением занимательных математических игр с детьми дома, с использованием проблемных ситуаций.

Материал: игра "Высокий-низкий", набор зверей, набор посуды, миска с конфетами, шнурки, набор карточек для сказки "В весеннем лесу", геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, набор кружков красного, желтого и зеленого цвета.  

Ход консультации:

Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами встретились, чтобы обсудить необходимость развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. Математическое развитие является одним из средств умственного воспитания ребенка. Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях– неотъемлемая часть познания ребенком окружающего мира.

Мы взрослые не перестаем удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Наши дети в 3 года уже многое успели познать и имеют положительные результаты.

По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т. п.

    К 4 годам дети должны знать и уметь: Различать общий признак предметов; знать понятия «один»«много»«по одному» «ни одного»; составлять группы из однородных предметов и выделяет из них отдельные предметы; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; пользуется приемами наложения и приложения; при сравнении предметов соизмеряет один предмет с другим по заданному признаку величины; знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; уметь обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание; уметь ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева; различать правую и левую руки; уметь ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Практика обучения детей элементарным математическим представлениям показала, что на ее успешность является не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Использование проблемно-практических ситуаций в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений имеет важное значение для развития математических представлений детей.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребенок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для самого ребенка. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом детей.

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми положительно влияет на развитие творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия…»

Уважаемые родители, прошу Вас поделиться, какие игры и приемы вы используете в домашних условиях по формированию элементарных математических представлений? используете ли вы элементы проблемности?

Ответы родителей

Сегодня мне бы хотелось вам показать как в домашних условиях организовать игры по формированию элементарных математических представлений с использованием проблемных ситуаций.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Детей вы любите, да или нет? (да)

Чтоб ребяткам своим во всем помогать

Вы хотите что-то новое узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие закончилось, можно начинать.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять(хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Спасибо.

1. Сравнение предметов контрастных размеров.

Дидактическая игра "Высокий низкий"

Проблемная ситуация : Жили два друга жираф и собачка и решили они переехать в другой город. В новом городе им очень понравилось, но вот беда, они не знают где им лучше вместе жить, ведь жираф какой (высокий, а собачка какая (низкая).

Как им помочь, чтобы они не поссорились (каждый должен жить в своем домике).

Жираф высокий, значит он должен жить в каком доме, высоком или низком (высоком)

Собачка низкая, значит ей удобней будет жить в каком доме, высоком или низком (низком) и т. д.

2. Умение находить общий признак предмета

Сюжетно-ролевая игра "Чаепитие"

Проблемная ситуация : во время игры с животными звонит телефон у взрослого, выясняется что к тигру скоро придут в гости его друзья попить чаю. Что нужно сделать?

Ребенок определяет что нужно приготовить посуду. Из чего пьют чай (из бокалов, значит что нужно приготовить для чаепития (бокалы). Ребенку предлагается найти из всей посуды только бокалы и поставить их на стол.

3. Соотношение предметов по количеству

Продолжению сюжетно-ролевой игры "Чаепитие"

Проблемная ситуация : к тигру пришло пять друзей и сейчас начнется интересное чаепитие. А сколько же нужно поставить бокалов на стол, чтобы всех хватило?

Ребенок определяет, что рядом с каждым зверем нужно поставить бокал. Бокалов должно быть столько же сколько и зверей

4. Понятие один много

Продолжение сюжетно-ролевой игры "Чаепитие"

Проблемная ситуация : на столе к чаю стоит миска с конфетами. А хватит ли конфет на всех?

У ребенка спрашивают сколько конфет в миске (много).Возьми синюю конфетку, сколько ты взял (одну, а сколько осталось в миске (много). Угости друга круглой конфетой, сколько ты взял конфет (одну, сколько осталось в миске конфет (много). Угости друга шоколадной конфетой, сколько ты взял (одну, сколько осталось в миске конфет (одна). Угости друга последней конфетой, сколько в миске осталось конфет (ни одной).

Ты всех угостил друзей (всех, хватило ли конфет (хватило).А как мы узнали (раздали всем по одной).

5. Формы

«Найди предмет по форме»

Проблемная ситуация : геометрические фигуры очень любят играть в прятки и хотят с вами поиграть. Весь секрет в том, что фигуры не простые, а волшебные, когда она прячутся они превращаются в разные предметы вокруг нас. А вот в какие же?

Родителям раздаются геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник. По группе расставлены игрушки различной формы (круглой, квадратной, треугольной0 Найдите такой же предмет или игрушку такой же формы, как его фигура.

- Кто нашёл предмет такой формы? (Воспитатель показывает круг)

- Как она называется? (Мячик, он круглый)

Воспитатель показывает другие геометрические формы.

6. Ориентировка в пространстве

«Разговор по телефону»

Проблемная ситуация : «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот, собака, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, лягушка и мышка-норушка. Однажды вечером кот, собака, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот, собака, колобок, волк.

6. Ориентировка в пространстве

В лесу

Проблемная ситуация : кукла Маша очень просит вас рассказать ей новую сказку перед сном, но мы еще не читали новую сказку, что же делать (ответы). Сейчас мы сами придумаем свою сказку и отправимся на прогулку в лес.

Затем ставлю на доску изображение берёзы с почками.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки весны?

В углу доски выставляю подснежник, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю взрослого. Он выкладывает на доске солнце, птицу, облако. Если ребенок он затрудняется то помогайте ему.

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом?

Другой взрослый выкладывает подснежник и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится подснежник, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее подснежника, левее ёжика.

В заключении, нашего мастер-класса мне бы хотелось узнать Ваше мнение о сегоднешней встрече. Прошу Вас выразить свое мнение в тесте «Светофор».

Зеленый-с интересом участвовал (а) в мастер-классе. Полученные знания по организации математических игр дома считаю важным и необходимым.

Желтый -полученные знания на мастер-классе для меня полезны, но не считаю важным организацию математических игр в домашних условиях.

Красный – по результатам мероприятия, информация представленная на мастер-классе не имеет практического применения.

Спасибо за искренние ответы и активное участие в нашем мероприятии!

Я надеюсь, что дома вечерами, в выходные дни Вы, уважаемые родители, будете создавать условия и принимать участие в играх своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, знакомство с получением числа 7 и 8....

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, познакомить с получением числа "7" и "8", отсчитыванием единицы, формирование умения делить целое на равные части, на восемь равных частей....

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Знайкины уголки»

Программные задачи:Образовательные:- актуализировать и закрепить представления детей о трех геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник);- познакомить детей с циркулемРазвивающие:- развивать в...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»

Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Содержание 1. Пояснительная записка32. Актуальность43. Цели и задачи54. Принципы организации образовательного процесса75. Формы организации детей76. Условия и средства, обуславливающие успешность...