Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
консультация (старшая группа)
Консультация содержит краткие рекомендации родителям о том, в какой последовательности нужно обучать ребенка умению ориентироваться в пространстве. А также предлагаются игры для формирования у детей умения ориентироваться на себе, в пространстве, на плоскости , а также восприятия пространственных отношений между предметами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация по формированию пространственных представлений у дошкольников | 402.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений
детей дошкольного возраста с помощью
дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
СТОИТ ДО ШКОЛЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:
- В схеме собственного тела;
- В окружающем пространстве;
- На плоскости;
- Восприятие пространственных отношений между предметами.
Примеры дидактических игр и упражнений:
1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»
Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название «левой» дается позже.
Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.
Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница». Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.
2. Ориентирование в окружающем пространстве
1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»:
В игре «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра «Что стоит внизу, наверху». (Кто стоит). Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».
Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.»
Игра «Магазин». Ребенок получает «покупку», точно назвав местоположение предмета.
2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»
Игра «Что изменилось?». Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.
Игра «Где я сяду». Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Угадай, где спрятано».
3.Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: инструктор просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, что находится слева от заданного предмета, между заданными предметами и т.п.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур (расположи жёлтый овал посередине листа, вверху слева расположи красный квадрат, вверху справа синий треугольник, слева внизу розовый круг, справа внизу зелёный прямоугольник) после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.
Игра «Укрась ёлку». Цель – найти местоположение игрушки по инструкции.
4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
Игра «Что где стоит?» Цель – установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).
Игра «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Игра «Да-нет». Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.
Игра «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
Игра «Новоселье»”. Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.
Играя занимайтесь со своим ребенком! Надеюсь, что настоящая консультация и приведённые примеры игр и упражнений помогут Вам и вашим детям успешно осваивать ориентировку в пространстве, которая позволит им в дальнейшем чувствовать достаточно уверенно в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Возрастные особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Подборка дидактических игр по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников....
Методическое пособие "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»"
Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы в разных возрастных группах, перспективные планы, описание дидактических игр и упражнений, система работы с родителями...
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах...
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
laquo;Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»...
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....