Консультация для родителей "Учим предлоги"
консультация

Юдина Юлия Николаевна

Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

Практика  работы (с детьми с тяжелыми нарушениями речи) показывает, что дети с ТНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.

Дети с ТНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи.

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8 % всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребёнком языка, и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащения запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под,  нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, « Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Нужно объяснять детям, что на - это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); в - внутри чего-то ( в столе, в шкафу и т.д.); под- внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов.

На первом году обучения мы знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях. Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в, под, даётся «усечённое» задание: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду « маленьких слов» надо выделить слова под или на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщённого значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причём внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.  

Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели ... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагают «озвучить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутьё, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как самостоятельные слова.

Для усвоения значений предлогов можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Что к чему?» (предлог к), « Что от чего?» (предлог от), «Короткие слова», «Кто где живёт?», составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, пересказы текстов с предлогами, составление предложений по опорным словам, заучивание короткого текста с предлогами.

При составлении детьми предложения с предлогами используются сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определяют количество слов в предложении. Каким по счёту словом является предлог. Следует обращать их внимание на то, что предлог - отдельное маленькое слово, закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.

В старшей группе детей учат:

- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: на — в, на — под, кот; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» используем термин «маленькое слово».

В старшей группе второго года обучения проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:

- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;

- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из; 

анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т. д.);

- составлять схему предложения с предлогом в схеме.

В результате целенаправленной работы у детей:

- улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- формируется правильное, осмысленное восприятие предлогов, пробуждается интерес к процессу построения предложений, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_predlogi.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

Практика  работы (с детьми с тяжелыми нарушениями речи) показывает, что дети с ТНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.

Дети с ТНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи.

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8 % всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребёнком языка, и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащения запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под,  нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, « Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Нужно объяснять детям, что на - это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); в - внутри чего-то ( в столе, в шкафу и т.д.); под- внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов.

На первом году обучения мы знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях. Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в, под, даётся «усечённое» задание: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду « маленьких слов» надо выделить слова под или на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщённого значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причём внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.  

Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели ... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагают «озвучить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутьё, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как самостоятельные слова.

Для усвоения значений предлогов можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Что к чему?» (предлог к), « Что от чего?» (предлог от), «Короткие слова», «Кто где живёт?», составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, пересказы текстов с предлогами, составление предложений по опорным словам, заучивание короткого текста с предлогами.

При составлении детьми предложения с предлогами используются сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определяют количество слов в предложении. Каким по счёту словом является предлог. Следует обращать их внимание на то, что предлог - отдельное маленькое слово, закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.

В старшей группе детей учат:

- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: на — в, на — под, кот; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» используем термин «маленькое слово».

В старшей группе второго года обучения проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:

- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;

- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из; 

анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т. д.);

- составлять схему предложения с предлогом в схеме.

В результате целенаправленной работы у детей:

- улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- формируется правильное, осмысленное восприятие предлогов, пробуждается интерес к процессу построения предложений, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям,  дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)

В ходе образовательной деятельности не только  формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и  закрепление  данной категории в связ...

Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;-...

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»

В консультации даётся  описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....