Социализация дошкольников посредством подвижных игр
консультация (младшая группа)
В статье рассматривается вопрос о роли подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольников. Автор считает, что подвижная игра является хорошим средством социализации детей в коллективе и обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_posredstvom_podvizhnyh_igr.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанова Валентина Ивановна
воспитатель
МБДОУ детский сад №56 «Солнышко» г. Белгорода
Социализация дошкольников посредством подвижных игр
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольников. Авторы считают, что подвижная игра является хорошим средством социализации детей в коллективе и обществе.
Ключевые слова: игра, подвижная игровая деятельность, ребенок, общение, самостоятельность, двигательная активность, гармоничное развитие личности, общество, процесс социализации.
«Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей,
ребенок познает окружающий его мир предметов и людей,
входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.
Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости».
В.А. Сухомлинский
Социализация детей дошкольников — это основа для дальнейшей жизни в школе, в высших учебных заведениях, на работе, в семье. В дошкольном возрасте закладываются главные навыки общения, понимания своего места в жизни. Социализация представляет собой последовательное и всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности и связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей.
Всем известно, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра — это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре реализуются основные потребности дошкольника.
В детском саду используются различные виды игр, но хочется остановиться на подвижных играх, так как в наше время дети мало двигаются в течение дня, что неблагоприятно сказывается на их здоровье. В выходные дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм, но для полноценного роста и развития, ребенку необходимо много двигаться. Именно через двигательную активность удовлетворяются все потребности ребенка — дошкольника. Подвижная игра является хорошим средством социализации детей в коллективе.
В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности
Но наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. А ведь игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
У детей необходимо развивать умения играть, а ведь часто бывает, что препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребенка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны», отрывочны. Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может и должен пытаться, используя индивидуальный подход, постепенно привлекать ребенка в общие игры. Необходимо неиграющего ребёнка включить в группу играющих детей, чтобы он почувствовал всю прелесть игры и у него самого возникло желание активно участвовать в ней. Таким путем можно устранить асоциальные проявления в поведении ребенка.
Дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром – социально неуверенные дети. Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат.
Именно поэтому мудрые воспитатели стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуация. И этому будут способствовать подвижные игры, так как в игровой совместной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
Подвижные игры являются средством разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. В подвижной игре ребёнок научится владеть собой, уметь сдерживать свои эмоции и приучится, таким образом, подчинять свои действия. Систематическое участие в подвижных играх разовьёт у ребенка умение управлять своими движениями, научит дисциплинировать своё тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. В движении ребёнок получает много положительных эмоций. Радость, веселье – это обязательные условия игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции сближают детей, дают повод для дальнейшего общения.
Если подбирать подвижные игры методически грамотно, то они помогут сформировать те стороны психики ребёнка, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Именно поэтому необходимо правильно руководить игрой ребенка. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка будет проходить с различными затруднениями. Воспитатели, организуя игры помогают детям усвоить социальные нормы и ценности.
В своем дошкольном учреждении мы реализуем парциальную образовательную программу Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор». По мнению Л. Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний» [3].
Все подвижные игры в парциальной программе Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор» подобраны с учетом возрастных особенностей. Эти игры мы включаем в физкультурные занятия на воздухе, в самостоятельную двигательную активность, в физкультурные досуги с привлечением родителей, детей из других детских садов. Часто используем подвижные игры «Выходи играть во двор» при организации народных праздников.
Дети, освоившие программу «Выходи играть во двор» сами организуют подвижные игры во дворе, передают свой игровой опыт малышам, включают в свои игры взрослых. Тем самым дети социализируются в обществе. Процесс социализации в ходе подвижной игровой деятельности успешно формируется и развивается, приобретает высокую эффективность и полезность.
Нужно приобщать детей к подвижной игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Список литературы:
1. Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002. Вильчковский Е.С. Подвижные игры в детском саду. – М.: «Просвящение», 1983.
2. Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2001. — 21 с.
3. Воробей Г.В. Народные игры и забавы. – К.: 1995,
4.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»
Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и ...
Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)
В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме....
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....
Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»
Доклад«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»Енякина Маргарита Николаевна воспитательСтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учрежде...
Статья "Социализация дошкольника посредством сюжетно-ролевых игр."
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал...
Презентация "Социализация детей посредством подвижных игр"
Презентацию "Социализация детей посредством подвижных игр" можно рекомендовать инструкторам по физической культуре в ДОУ и воспитателям. Роль подвижных игр в системе физического и спортивног...
"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».
laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой (10 игр для ...