Музыкальные настольные игры для старших дошкольников как средство развития музыкального восприятия
картотека (старшая группа)

Берковская Ольга Викторовна

музыкальные настольные игры, рекомендуемые для родителей и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nast_igry.docx17.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дети дошкольного возраста обычно бывают очень любознательны. Они стремятся к знаниям, к изучению окружающего мира, в этот период у них формируется творческое воображение. В дошкольном возрасте мозг ребенка довольно быстро утомляется, и лучше всего новые знания ребенку подавать в виде игры.

    Одним из лучших вариантов обучения в игре принято считать настольные игры. Многие настольные игры, придуманные для детей, носят не только развлекательный характер, но и обучающий.

Настольные музыкальные игры разработаны по типу разрезных картинок, различных видов лото, игры-пазлы, круги Лулия и содержат  принцип наглядности, предполагающий опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающий наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

 В своей работе мы используем  следующие музыкальные игры и пособия:

Лото "Музыкальный магазин" - увлекательное, красочное лото познакомит  детей с многообразием музыкальных инструментов (внешний вид, название), дети  научатся сопоставлять тень с изображением предмета.  Игра способствует развитию произвольного внимания, зрительной памяти, обогащения словарного запаса детей.

Теневое лото "Музыкальные жанры" - развивающая настольная игра, целью которой является закрепление и повторение основных видов жанров музыки- песня, танец, марш, умение находить его характерные признаки, развивать словарный запас детей. В ходе игры ребенок развивает наблюдательность, внимание, мелкую моторику рук, учится различать предметы по её форме.  

 Выигрывает тот, кто раньше других соберет и назовет свои элементы на игровом поле.

 Перед игрой задать предварительный вопрос о том, что ребенок видит на своем игровом поле? (танцующих, марширующих, поющих детей). Затем продемонстрировать ребенку один из цветных элементов и попросите совместить его с тенью силуэта. Вместе с ребенком проанализировать, что каждый музыкальный жанр имеет свои особенности:

 -танец может быть народным, классическим, бальным и т.д;

-марш солдатским, спортивным, кавалерийским, торжественным, праздничным и т.д;

-песня авторская, эстрадная, хоровая, дуэт, трио и т.д.

Музыкальное лото "Поможем Снеговичку" - цель игры:  развивать внимание, музыкальные способности через игровую деятельность, умение узнавать и называть музыкальные инструменты и предметы, классифицировать их по внешним признакам и свойствам.  

 Необходимо помочь Снеговичку собрать все потерявшиеся предметы в игре.

Ритмическое лото "Найди свой домик"- цель игры: развитие чувства ритма, слухового внимания, умения определять наличие ударения в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

   В начале игры рассматриваются картинки с домиками и изображенной на них  ритмоформулой. На каждом игровом поле считается количество точек. Затем педагог  предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок.

   Далее  предлагается  помочь героям найти свои домики. Для этого необходимо назвать героя, определить количество слогов в его названии  при помощи хлопков, отмечая слабые и сильные доли и "поселить" его в домик. Если в названии героя 1 слог, то он живёт в домике с одним кружочком, если 2 слога - в домике с двумя кружочками и т.д.

Музыкальное  мультлото "Любимые мультфильмы" -  звуковое лото для детей  "Любимые мультфильмы" направлено на развитие слуха, музыкальной и зрительной памяти.

      Включить музыкальный отрывок, ребёнок показывает, где "спрятался" мультперсонаж, исполняющий песенку и выкладывает карточку на своё игровое поле.  Выигрывает тот, кто быстрее всех соберет все карточки на своем поле.

Настольная игра- пазл "Весёлые музыканты" - эта обучающая и развивающая игра расширит знания детей  о музыкальных профессиях, познакомит с разными видами музыкальных инструментов. Играть непосредственно в поиск пары — необходимо соединить две части пазла:

 Пазлы — пары: скрипка- скрипач, пианино -пианист, гитара- гитарист, труба- трубач и т.д. Изображение музыкального инструмента или предмета в соответствии с профессией музыканта.

Круги Луллия "Подбери пару" - логическая игра, где ребёнок сможет проявить свою смекалку и сообразительность.

Цель игры: развитие образного и ассоциативного мышления, умение самостоятельно на слух и на вид подбирать музыкальные инструменты к определенному животному.

Картинки- пары:  Например,

1. Трещётки- "белочка грызёт орешки"

2. Барабан- "идёт медведь"

3. Ложки- "стучит дятел"  и т.д.

Настольная игра "Логические цепочки" - развивающая настольная игра "Логические цепочки" направлена на развитие мышления и логики у детей, повторение и закрепление знаний о музыкальных инструментах. Выстраивая логические цепочки ребенок учится мыслить самостоятельно, проявляет инициативу, таким способом развивает умственную активность и зрительную память. 

Необходимо собрать последовательную цепочку на игровом поле из карточек, объясняя их последовательность.

Настольная игра «Весело-грустно» - цель: развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.  

Игровой материал: Дерево и яблочки с разным выражением эмоций. Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и вешают на дерево соответствующее яблочко. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

    Музыкальные настольные игры и пособия могут использовать в своей работе, как музыкальные руководители, так и воспитатели в группах для закрепления пройденного материала.

Литература

Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет,

предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.

Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.

Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007

http://www.ipkpro.ru/science/infocard Дубровина А.В. «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ» Банк инновационного педагогического опыта (дошкольное образование) 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки

В статье представлена актуальность выбранной для сообщения темы, некоторые теоретические вопросы, связанные с пониманием музыкально-ритмических движений, подход к развитию творчества при создании двиг...

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ - как средство развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста

Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети,...

Интерактивная музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников «НАЙДИ ЛИШНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ». и «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Эта музыкально-интерактивная игра включает в себя две похожие игры.Интерактивная музыкально-дидактическая игра«Найди лишний музыкальный инструмент».Цель: Закрепление знаний детей о видах м...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

Методическая разработка «Музыкально-дидактическая игра «Собери свой оркестр» как средство развития музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы»

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами...