Конспект родительского собрания по петербурговедению в подготовительной к школе группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Симакова Ксения Андреевна

В прошлом году – в старшей группе с детьми при активном участии родителей был реализован проект «Мой Кировский район», с которого началось знакомство с Петербурговедением.

Участники проекта  показали высокую степень заинтересованности данным направлением, что привело за собой  необходимость выйти за рамки только детского просвещения, но и удовлетворить запросы родителей в данной теме - о правилах организации познавательных прогулок и занимательных исторических справок  для детей  подготовительной к школе группы, поддержания заинтересованности и положительного опыта совместного досуга.

В итоге было решено провести родительское собрание, на котором было выделены следующие части:

1)Видеопрезентация об итогах прошедшего года на тему Петербурговедение  и проекта «Мой  район».

2)Выступление воспитателя на тему «Изучаем родной город с удовольствием», в ходе которой  родителям были даны основные правила и советы по организации познавательных прогулок по Санкт-Петербургу (оформленные в памятку и презентацию)

3)подгрупповая работа родителей по составлению мини-квестов для использования во время пешеходных прогулок по Петербургу .

4)Обсуждение «Интересные предложения на текущий год» - по итогам среди всех предложенных вариантов в этом году реализуем детско-родительский проект выходного дня « Музейный выходной» - дети вместе с родителями один раз в месяц посещают экскурсии в различных музеях и знаковых местах СПб при поддержке воспитателей ( так как при обсуждении, вопрос поведения и способности родителей получить пользу от экскурсии совместно с ребенком вызывал наибольшую тревожность).

Также реализовано второе предложение из данного обсуждения -  книжная полка «Гуляем вместе», где представлены книги для самостоятельного чтения родителей и родителей совместно  с детьми о местах, которые стоит посетить в Петербурге. Книги содержат множество  занимательных фактов, ярких картинок и зачастую являются полноценным готовым пособием по прогулке в определенных местах, содержат вопросы и несложные задания для закрепления полученных в ходе прогулок знаний.

Содержание полки пополняется и изменяется. На данный момент представлены:  книги серии «Настя и Никита» - «Эрмитаж с этажа на этаж», «Петергоф», «Пешком по Невскому, «Медный Всадник – Главный всадник нашего города», «Летний сад», Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет – пособие для воспитателей и родителей», Е.А.Бехметьева «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт- Петербурга» и т.д.

Также сюда мы добавили оформленные готовые квестики, которые придумали родители на собрании, чтобы каждый мог их использовать на прогулках с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simakova_k.a.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская академия

Постдипломного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Актуальное содержание и эффективные практики психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста»(11.10.Г2.2)

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

Для родителей детей подготовительной группы

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе.

« Узнаем Петербург вместе»

Автор методической разработки:

воспитатель ГБДОУ №4

Кировского района Санкт-Петербурга

Симакова Ксения Андреевна

Куратор группы:

старший преподаватель

Кафедры дошкольного образования

Лагутина Юлия Викторовна

Санкт-Петербург

2022 г.


Пояснительная записка

В прошлом году – в старшей группе с детьми при активном участии родителей был реализован проект «Мой Кировский район», с которого началось знакомство с Петербурговедением.

Участники проекта  показали высокую степень заинтересованности данным направлением, что привело за собой  необходимость выйти за рамки только детского просвещения, но и удовлетворить запросы родителей в данной теме - о правилах организации познавательных прогулок и занимательных исторических справок  для детей  подготовительной к школе группы, поддержания заинтересованности и положительного опыта совместного досуга.

В итоге было решено провести родительское собрание, на котором было выделены следующие части:

1)Видеопрезентация об итогах прошедшего года на тему Петербурговедение  и проекта «Мой  район».

2)Выступление воспитателя на тему «Изучаем родной город с удовольствием», в ходе которой  родителям были даны основные правила и советы по организации познавательных прогулок по Санкт-Петербургу (оформленные в памятку и презентацию)

3)подгрупповая работа родителей по составлению мини-квестов для использования во время пешеходных прогулок по Петербургу .

4)Обсуждение «Интересные предложения на текущий год» - по итогам среди всех предложенных вариантов в этом году реализуем детско-родительский проект выходного дня « Музейный выходной» - дети вместе с родителями один раз в месяц посещают экскурсии в различных музеях и знаковых местах СПб при поддержке воспитателей ( так как при обсуждении, вопрос поведения и способности родителей получить пользу от экскурсии совместно с ребенком вызывал наибольшую тревожность).

Также реализовано второе предложение из данного обсуждения -  книжная полка «Гуляем вместе», где представлены книги для самостоятельного чтения родителей и родителей совместно  с детьми о местах, которые стоит посетить в Петербурге. Книги содержат множество  занимательных фактов, ярких картинок и зачастую являются полноценным готовым пособием по прогулке в определенных местах, содержат вопросы и несложные задания для закрепления полученных в ходе прогулок знаний.

Содержание полки пополняется и изменяется. На данный момент представлены:  книги серии «Настя и Никита» - «Эрмитаж с этажа на этаж», «Петергоф», «Пешком по Невскому, «Медный Всадник – Главный всадник нашего города», «Летний сад», Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет – пособие для воспитателей и родителей», Е.А.Бехметьева «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт- Петербурга» и т.д.

Также сюда мы добавили оформленные готовые квестики, которые придумали родители на собрании, чтобы каждый мог их использовать на прогулках с детьми.


Цель: поддержка семейной инициативы по формированию у дошкольников самостоятельности и инициативности при изучении родного города, педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Задачи:

  1. Способствовать возникновению заинтересованности родителей совместному познавательному досугу вместе с детьми.
  1. Познакомить с наиболее интересными местами для посещения с детьми, учитывая возрастные особенности детей, с советами и рекомендациями по  составлению планов прогулок и экскурсий.(презентация и памятка)
  2. Приобщить родителей к оформлению информационного и дидактического материала о Санкт-Петербурге.
  3. Активизировать деятельность родителей в обсуждении предложений по означенной теме.

 Повестка дня:

  1. Видеопрезентация(отчет) – итоги ДРП «Мой район 2021»
  2. «Растим юного петербуржца» - выступление воспитателей (презентация+памятка».
  3. Анкетирование «Прогулка по городу с ребенком – что пугает».
  4. Подгрупповое игровое задание «Мини-квест»
  5. «Интересные предложения на текущий год»  – обсуждение.

1)Вступительное слово.

В каком прекрасном городе мы живем! Сколько в нем удивительных и прекрасных мест, всемирно известных или уютных, по-петербуржски милых. Но много ли мы знаем о своём родном городе?

Можно прожить здесь всю жизнь и не посетить и половины достопримечательностей. Не узнать столько интересных фактов и историй. И, конечно, всем нам хочется передать эти знания и любовь к родному городу нашим детям. Ведь в семье, которая ценит красоту Петербурга, его историю и атмосферу, растут дети, которые тянутся к  замечательным  историческим и культурным традициям.  

В прошлом году мы с вами говорили о ближайшем к нашим детям областям Петербурга – округе МО Автово и Кировском районе в целом. Это знакомый им мир, который с вашей помощью стал понятнее и ближе. Давайте посмотрим небольшое видео о том, как наши ребята знакомились с достопримечательностями нашего района.

2) Наши любознательные ребята подросли, их все больше интересует огромный мир вокруг, эмоциональная память позволяет запоминать уже большое количество фактов и настроений связанных со знаковыми для ребенка местами. Это прекрасное время, чтобы расширять представление о своей семье, городе в котором мы живем, его культуре и традициях. Ведь зачастую дети,  живущие вдалеке от исторического центра города не знают какая улица  главная и считают главной улицей ближайший крупный проспект. Они выезжают в центр с целью увидеть  и узнать свой родной город. А нередко и сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге, даже проживая или работая в непосредственной близости к историческому центру.

 В детском саду эта работа проводится как в образовательной деятельности, так и в совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности с учётом возрастных особенностей детей.  Это служит первой ступенью для изучения «Истории Санкт-Петербурга» в школе.

Конечно, дома всегда есть чем заняться и устраивать полноценное погружение в курс Петербурговедения Вам некогда – да и не имеет особого смысла.

Наибольшую пользу представляет для детей старшего дошкольного возраста – собственный опыт. Насколько бы интересной и познавательной не была презентация или видео о крейсере Аврора, она никогда не сравнится с реальным посещением этого монументального корабля. Эмоциональное проживание прогулки навсегда остается в детской памяти, участие родителей придает значимость таким прогулкам, а заинтересованность – привлекает к дальнейшему исследованию. Предлагаю вам памятки по организации таких посещений  и презентацию «Куда пойти с ребёнком».

Просмотр Презентации.

3) Анкетирование «Прогулка с ребенком – что пугает»

Мы уверены, что все петербуржцы ценят возможность экскурсионного отдыха и познавательных прогулок. Но как же это делать вместе с дошколятами? В памятке мы упомянули о некоторых правилах, которые помогут сделать ваше приключение более эмоционально спокойным и приятным для всех его участниках, сейчас я предлагаю вам заполнить анкеты, чтобы мы смогли выявить какие еще есть моменты, отвергающие саму мысль о подобного рода досуге с детьми.

Заполнение анкет.

4) Каждому из нас бывает иногда сложно быстро среагировать на детский интерес и выстроить прогулку по Невскому , например, в познавательном ключе. Мы не всегда быстро можем вспомнить архитекторов и стили в которых построены дворцы, но из детства прекрасно помним те истории, которые связаны у нас с прогулками по главной магистрали города. Иметь в рукаве такую выигрышную карту -  как готовое квест- приключение, это очень ценно в нашем безумном темпе жизни.

Предлагаю вам сей час разделиться на три команды по 5 человек и придумать по 1 простому квесту из 4-5 пунктов.

Первой группе достается Невский проспект, второй – Петропавловская крепость, а третьей – Летний сад.

Основная задача – отсутствие вспомогательных материалов по образу заранее спрятанных записочек, нужно привязать вопросы/загадки к одной теме так, чтобы получилась мини-история связанная с каким-нибудь известным фактом вашей локации.

Приступаем!

Представление своих результатов родителями.

5) «Интересные предложения на текущий год»  – обсуждение.

-Давайте обсудим, какие у вас есть вопросы и предложения по теме сегодняшней встречи, что вы, может быть, хотели бы от нас еще услышать или какая помощь вам нужна?

  • Фотоальбомы «Наши прогулки» - печатать фото дороговато
  • Конкурс рисунков «Угадайте, где мы были?» рисуют дети без помощи родителей
  • Экскурсии в музеи – самим, выстоят ли, хватит ли внимания, услышишь ли что-то сам, не придется ли уходить раньше (большинство голосов)
  • Подборка вспомогательных ресурсов с интересными фактами о разных местах СПб – сайты или книги, чтобы можно было обновить знания и было о чем поговорить с ребенком на прогулке.
  • Изготовление мемори или других игр вместе с родителями для наполнения уголка Петербурга в группе

Большое спасибо за то, что вы уделили сегодня время такой интересной и полезной теме в развитии наших детей – любви к родному городу, спасибо за вашу готовность к сотрудничеству, за ваш интерес и фантазию, думаю эта встреча была очень полезной для всех нас. До свидания!


Список используемой литературы.

  1. Н.В Алешина. «Знакомим дошкольников с родным городом.» М., 1999г.
  2.  Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет – пособие для воспитателей и родителей», 2014г.
  3.  Е.А.Бехметьева «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт- Петербурга» - старшая группа, 2021г.
  4.  Е.А.Бехметьева «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт- Петербурга» - подготовительная группа,2021г.
  5. Н.А Синдаловский. «Легенды и мифы Санкт-Петербурга.» СПб., 1996г.

Приложение 1

Консультация для Родителей «Изучаем родной город с удовольствием»

Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут Вам спланировать выходные так, чтобы Вы смогли вместе с детьми посетить памятные места города, поучиться, отдохнуть и насладиться минутами общения в кругу семьи.

  1. Планируя прогулки, выделите наиболее значимые достопримечательности, которые хотели бы посетить. Возможно - составить план на месяц или даже год и постепенно посещать все желаемые памятные места. Не стоит в один день уделять внимания нескольким объектам, это может переутомить ребенка и снизить удовольствие от мероприятия.
  2. Основную часть прогулки (особенно если планируется экскурсия) лучше запланировать на первую половину дня, когда ребенок бодр и полон сил.
  3. Чтобы ожидание прогулки вызывало положительные эмоции – предупредите о ней заранее, представьте ее ребенку как приключение, заинтересуйте интересными фактами или фотографиями.
  4. Очень важно, отталкиваясь от интересов ребенка, найти в достопримечательности что-то, что отзовется у него особым интересом. Например:

Петропавловская крепость – постарайтесь отыскать и сосчитать всех зайцев, понаблюдайте за полуденным выстрелом из пушки, посетите Монетный двор.

        Эрмитаж – коллекция холодного оружия в Рыцарских залах, выставка платьев придворных дам и личных вещей цариц, Египетских зал с его тайнами и саркофагами.

        Русский музей – можно выбрать любую тему из представленных на выставках картин. К примеру, сегодня мы ищем все картины с животными/с кораблями и т.д.

        Зоологический музей – не обязательно сразу осматривать весь фонд, он огромен и очень перенасыщен для дошкольников. Поищите вымерших животных, или животных Северного края. И обязательно обратите внимание на QR-коды на витринах экспонатов – там краткие рассказы о представленных животных.

        Исаакиевский собор – подняться на колоннаду, рассмотреть мозаичные фрески, удивительно красивый пол. А еще можно посчитать вместе колонны!

         Медный всадник – рассмотреть каменную глыбу и змею, предложить придумать, как такой большой камень привезли на это место 250 лет тому назад без помощи самолета и машин

  1. Во время экскурсий родителям очень важно проявлять искренний интерес к изучаемым объектам, делать собственные комментарии ребенку, задавать вопросы.
  2. После посещения не лишним будет предусмотреть возможность для ребенка где-нибудь размяться. Детская площадка поможет выплеснуть старательно сдерживаемую активность, а Вам даст несколько минут отдыха.
  3. Будьте готовы к тому, что «прогулка» может быть значительно больше планируемого времени.
  4. По дороге домой обсудите: где вы сегодня побывали, что больше всего запомнилось и почему?

Приложение 2

Анкетирование «Прогулка по городу с ребенком – что пугает».

 

1.Часто ли Вы вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях в центральной части Санкт-Петербурга?

А. два раза в месяц

Б. один раз в 2-3 месяца

В. крайне редко/ни разу не были

2. Бываете ли Вы вместе с детьми в парках города (Летний Сад, Михайловский Сад, Таврический Сад, ЦПКиО, парке им. Челюскинцев) и в парковых ансамблях пригорода (Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина? Где именно бывал Ваш ребенок?

А. Бываем периодически

Б. Почти нигде не были

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассказываете ли Вы ребёнку об особенностях Санкт-Петербурга? 

А. Да

Б. Нет

О каких именно? 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Испытываете ли вы желание посещать музеи, экскурсии и иные культурные мероприятия совместно с ребенком?

_________________________________________________________________________________

5.Если у вас большинство ответов Б, что именно удерживает вас от совместных прогулок в центре с детьми, какие моменты вас пугают или кажутся не удобными?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________