Консультация "Адаптация в детском саду".
статья

Елена Николаевна Дубовицкая

Аннотация: в статье речь идет о специфике адаптации детей к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении, а также об особенностях организации обеспечения условий  оптимальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya_v_detskom_sadu.docx257.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Адаптация в детском саду».

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации.

Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение физических и психических сил организма.

Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствуют рядом самые близкие – мама, папа, бабушка, дедушка;
  • изменяется распорядок дня;
  • ребёнок оказывается в группе с незнакомыми детьми, имеющими свои индивидуальные особенности;
  • воспитатель уделяет ребёнку гораздо меньше внимания, чем мама, так как детей в группе много;
  • ребёнку приходится слушаться и подчиняться незнакомому воспитателю, выполнять правила.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только поверхностные нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме ребёнка в этот период происходят радикальные изменения – малыш находится в сильном нервном напряжении, а может ощущает сильный стресс.

Что происходит в период адаптации?

В первые дни пребывания в саду у многих детей сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию», до постоянного плача.

Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми и взрослыми, а главное то, что мама или папа забудут о нем, уйдя из сада на работу).  На фоне этого у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть (одеть), или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его или наоборот забрать). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё.

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это частично зависит и от темперамента ребенка. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники.

Наблюдается снижение социально - коммуникативной активности.

Каждый ребёнок с речевой задержкой имеет сложности в общении, а в период адаптации таким детям ещё труднее наладить контакт со сверстниками и взрослыми, у детей скудеет и так не очень богатый словарный запас, детям трудно выразить свои мысли словами. Играть спокойно у них не получается, они часто ссорятся из–за недопонимания, кусаются, а иногда и дерутся.

Под влиянием новых внешних впечатлений, в первые дни, дети могут на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, туалетом и т.д.).

 Дневной сон тоже может быть беспокойным.

Наблюдается пониженный аппетит. Иногда это связано с тем, что ребёнок тоскует, а иногда и с тем, что семейное меню сильно отличается от садовского и нужно время, что бы ребёнок привык.

Постоянное эмоциональное перенапряжение приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, и он может заболеть в первый месяц посещения сада. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.

Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать слабость, с легкостью попадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит.

Помните, каждый ребенок – индивидуален!

Кому адаптироваться легче?

Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, которых готовили к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении дошкольного учреждения, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму ДО.  Уточняйте заранее расписание дня в детском саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позднее 22:00.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3  недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой./var/folders/2w/wybryzd94839zmwxhk35npgm0000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/s1200

Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться.  Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не перегружайте малыша, в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

Постарайтесь, чаще обнимать малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении.

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

Играйте с детьми дома в игрушки, учите детей играть сообща с другими детьми во дворе, во время прогулки, договариваться, делиться игрушками. Спрашивайте у своего ребёнка о других детях, знакомьтесь сами с ними, обращайте внимание на хорошие качества, хвалите, говорите о детях группы только хорошее, даже если вам и не очень - то нравится чьё - то поведение.  

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку.

Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, а потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом должно являться возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и

сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. 

Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой и др.). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Не пугайте ребёнка детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Не обманывайте, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. 

В помощь родителям.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители.

Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видят, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи.

Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, и это правильно, они помогают ему постепенно привыкнуть к новым условиям, забирая пораньше, если это нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

Мамы, папы, дети, поступают в коллектив сообщества, и все, кто-то меньше, кто-то больше переживают одни и те же чувства в  период адаптации. Поэтому необходимо знакомиться, поддерживать друг друга в трудных ситуациях, обмениваться опытом, методами воспитания, а также вместе отмечать удачи и радоваться успехам детей.

Рекомендуемая литературы.

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003–№ 6 – С.46-51.

2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду/ Дошкольная педагогика. – 2007–№ 2 – С. 58–60.

3. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2009–414 с.

4. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду: советы педагогам и родителям: сборник /сост.– СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011–128 с.

5. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: упр. процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост.. – Волгоград : Учитель, 2010–188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...