Дискалькулия
консультация

Квартина Наталья Юрьевна

Подробно описывается состояние дискалькулии и способы от неё избавиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskalkuliya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дискалькулия:

как помочь ребенку, который путается в цифрах.

Уже довольно известна стала дислексия (то есть сложности с чтением и письмом), но помимо нее существует также и менее известная дискалькулия (то есть путаница в цифрах и выполнении простейших арифметических задач).

В чем причина?

Исследователи считают, что дискалькулия может быть диагностирована примерно у трех-семи процентов населения, и ее распространенность не зависит от половой принадлежности ребенка. Как и в случае с дислексией, эта особенность передается на генном уровне. Это значит, что у человека больше шансов иметь дискалькулию, если в семье уже были такие случаи. Часто дислексия и дискалькулия идут в «одном пакете».

Пока что было проведено не очень много исследований о дискалькулии, и чаще всего на взрослых респондентах с различными трудностями в запоминании цифр, определении количества предметов, а также в решении простейших арифметических задач. Поэтому с уверенностью сказать, какая именно часть мозга ответственна за это нарушение у детей, пока нельзя.

Когда и как понять, что у ребенка дискалькулия?

На данный момент считается, что первые арифметические способности — умение различать, где собрано большее количество предметов, а где меньшее — появляется у детей еще в возрасте 4–6 месяцев. Этот навык достался нам, скорее всего, от животных: ведь в природе важно уметь быстро сориентироваться, на каком кусте больше спелых ягод, чтобы не остаться голодным.

К шести годам — то есть к тому моменту, когда в большинстве стран начинается школьное обучение — дети обычно уже умеют считать и могут выполнять некоторые математические действия (сложение и вычитание). Но иногда даже с этими простыми заданиями могут возникать трудности.

По каким параметрам можно понять, что у ребенка в возрасте около шести лет дискалькулия?

1 Ребенок не может на глаз распознать количество предметов в небольшой группе (например, на столе стоят три одинаковых чашки, но он не сможет назвать их число).

2 Ребенку в этом возрасте тяжело писать цифры, он путает 3 и 8, 9 и 6, ребенок часто пишет цифры вверх ногами.

3 Ребенок часто путает похожие по звучанию цифры (например, «шесть» и «семь», «двенадцать» и «тринадцать»).

4 Ребенок пропускает некоторые цифры, когда его просят посчитать от одного до двадцати.

5 Ребенку трудно решить простейшие математические задачи. Например: «Сколько чашек останется на столе, если одну из трех чашек убрать?»

6 Ребенку трудно указать место определенного числа на числовой линейке. То есть он с трудом может ответить на такой вопрос: «Какая цифра стоит между цифрами восемь и десять?

7 Ребенок путает знаки сложения и вычитания.

8 Ребенок может решать математические примеры, только помогая себе считать на пальцах.

9 Ребенок не справляется с заданиями на сравнение количества предметов.

   При этом дискалькулия может иметь и другие особенности, связанные с каналами восприятия информации: кому-то из детей особенно тяжело воспринимать математические задания на слух, но эти школьники могут успешно решать примеры в письменной форме. Кому-то трудно понять, в чем смысл задания, если предполагается, что ребенок должен самостоятельно его прочитать и с ним разобраться.

Если оставить дискалькулию без внимания, то в дальнейшем она может привести к серьезным проблемам в обучении: у ребенка не будет позитивного опыта на уроках математики, его мотивация к обучению будет падать.

По некоторым исследованиям, во взрослом возрасте люди с дискалькулией меньше зарабатывают и хуже распоряжаются своими деньги, они чаще сталкиваются с бытовыми трудностями в расчетах. А ряд специалистов и подавно считает, что дискалькулия населения даже снижает ВВП страны.

Что важно понимать:

Дискалькулия не зависит от уровня интеллекта, упрямства или желания человека в чем-то разбираться.

Если вы заметили, что ваш ребенок путается в цифрах, значит нужно направить усилия на то, чтобы улучшить ситуацию.

Чем можно помочь?

Не вините себя и не стыдите ребенка

Обязательно напоминайте ему, что у него много других талантов, что многие другие вещи у него получаются хорошо. И мотивируйте его — ведь если вооружиться терпением, то трудности с математикой частично можно будет преодолеть.

Покажите ребенку, что вы понимаете, что это та область знания, которая ему пока что дается с трудом. Расскажите ему о том, с каким предметами вам самому было непросто справляться в школе.

Используйте знания в жизни

Берите ребенка с собой в продуктовый магазин и давайте ему задания: например, положить в корзину четыре яблока, пять огурцов, восемь помидоров. Спрашивайте его, какой йогурт выгоднее купить — за 35 или за 47 рублей?

Чаще обращайте внимание ребенка на часы

Например, вы можете попросить его быть ответственным за то, чтобы вся семья в семь часов вечера собиралась на ужин или в пять часов — на чай.

Больше играйте с ребенком в игры, где нужно распознавать количество объектов

Отличный пример — это домино, классическая игра с простым арифметическим принципом, которая учит на глаз определять, сколько точек на ваших костяшках. Но играть не обязательно дома.

Во время прогулок вы можете считать красные машины. Или считать ступеньки, поднимаясь на свой этаж. Или на площадке вы можете вместе считать, сколько раз ваш ребенок прыгнул через скакалку — в общем, старайтесь ненавязчиво интегрировать счет в игру.

Больше практики

Например, купите кухонные весы и привлекайте ребенка к процессу готовки — пусть взвешивает разные ингредиенты по вашему заданию.

Не запрещайте ребенку использовать пальцы для счета, если ему пока совсем трудно считать в уме

Пальцы — это действительно наш первый и важнейший калькулятор (и как символично, что пальцев на руках у нас десять — не из-за этого ли возникла десятичная система исчисления?).

Используйте специальные программы

В коррекции дискалькулии могут помочь специальные обучающие компьютерные программы, например The number Race, Number Bonds.

Положительное подкрепление важно

Хвалите ребенка даже за маленькие математические успехи.

Здраво оценивайте возможности

Постарайтесь не давать ребенку слишком сложных заданий, чтобы не разрушить детскую мотивацию. Не ругайте за промахи.

Не ждите полного избавления от дискалькулии

Некоторые проблемы при вычислении в уме у ребенка могут остаться даже после всех занятий. Но важно, чтобы сложности в обучении не разбили ваши детско-родительские отношения, не стали центральной битвой. Все дети разные и у каждого есть свои сильные и слабые стороны, не забывайте об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискалькулия у детей с ОНР

   В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им...

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...

Дискалькулия как специфическое нарушение счета

В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии ...

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей....