Консультация для родителей «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»
консультация

Михалина Наталия Евгеньевна
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитатель: Михалина Н.Е.

«Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Основным средством формирования познавательных способностей, является сказка. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.

В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».

Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.

Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».

Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.

Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.

Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по – разному воспринимают сказку.

Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.

При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.

Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.

В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки.

В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.

Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...

17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой  в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Использ...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса у дошкольников"

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса у дошкольников"...

Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения  в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....

Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказкой

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию.В сказках перед взором де...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса старших дошкольников через дидактические игры"

Рекомендации к проведению дидактических игр и упражнений для развития речи дошккольников, обогащения словарного  запаса...