Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказкой
консультация по развитию речи

Малкина Анна Сергеевна

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию.В сказках перед взором детей возникают образы родной природы, люди с разными характерами. В сказочных образах дошкольники получают образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок положительные и отрицательные прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 "Ромашка"

Образовательная область «Речевое развитие»  

Тема: «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказкой»

Консультация на РМО  

Воспитатель:

Евина А.С.

г. Лукоянов

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию. Наблюдая за детьми мною замечено, что у них слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. Именно, чтение сказок с раннего возраста формирует и развивает нравственные качества ребенка.

В сказках перед взором детей возникают образы родной природы, люди с разными характерами. В сказочных образах дошкольники получают образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок положительные и отрицательные прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. К сожалению, в настоящее время у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

В своей работе я использую прием игры в сказку, который способствует активизации разных сторон речи дошкольников:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

В большинстве мы привыкли к традиционно относится к сказочному материалу. Одна из главных задач- познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать, обыграть, драматизировать. Нетрадиционно- это значит научить детей оригинально. Непривычно воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовку, вводить непредвиденные ситуации, изменять сюжет сказки путем ввода новых героев и т.д.

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы работы со сказками:

  • Нахождение ласковых, красивых, сказочных, грустных слов;
  • Сочинение длинных и в то же время смешных слов;
  • Разбор слова с одинаковым написанием, но различных по смыслу;
  • Произношение без гласных звуков и предложить ребенку, узнать слово.

На своих занятиях я использую:

  • Сочинение сказок;
  • Придумывание небылиц;
  • Рассуждение;
  • Пересказывание;
  • Составление творческих рассказов.

Существуют несколько приемов и методов, способствующих развитию связной речи. Одним из них является постановка проблемного вопроса. Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они не редко сформированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка?)Но полезнее будут вопросы поискового характера (Почем?Зачем?)Умение детей задавать вопросы, является одним из показателей успешного развития дошкольников.

В своей работе я также использую следующие методы для развития творческого воображения:

  • «Заканчиваем сказку»- суть  заключается в том, чтобы ребенок сам придумал концовку сказки, рассказанную педагогом. Цель: развитие творческого и логического мышления, а также умения правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.
  • «Рассказ о персонаже»- суть метода в придумывании персонажа сказки, определяя его характер, поступки. Цель: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  • «Сказка в картинках»- суть метода в том, чтобы серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, изображенных на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, а также научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.
  • «Инсценировка сказки»- суть в том, что воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

 В результате использования выше перечисленных методов и приемов знакомства со сказкой оказывает позитивное влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой  в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Использ...

Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения  в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....

Система работы по обогащению сенсорного опыта дошкольника среднего возраста посредством использования блоков Дьенеша

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися ...

Консультация для родителей «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность....

«Обогащение двигательного опыта дошкольников посредствам создания физкультурно-игровой предметной среды»

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста, занимает особое место в общей системе всестороннего и гармоничного развития человека. Развитие личности ребенка невозможно без овладения движениями. Ч...