Мастер-класс «Песочная терапия»
материал по рисованию

Тимченко Дарья Евгеньевна

Мастер-класс

«Пескотерапия в работе с дошкольниками»

 

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапииговорил:

«Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложенные

в человеческой психике».

Цель:

Повышение профессионального мастерства, инициативы и творчества участников мастер-класса.

Ожидаемый результат:

• Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

• Практическое освоение навыков работы с песком, вариативность их использования для реализации задач образовательных областей программы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе«Пескотерапия в работе с дошкольниками».

Все вы наслышаны о таком методе, как «песочная терапия». Возможности метода "песочной терапии" постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.

В ходе работы нашего мастер-класса вы познакомитесь с инновационной арт-терапевтической техникой основным инструментом, которой является уникальный по своему составу песок, то есть «кинетический песок», познакомитесь с методами работы с материалом нового поколения, и самое интересное – как самим сделать «кинетический песок»

1 часть.

Что такое песочная терапия?

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапииПесок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот).

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В своей работе я используют с детьми дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Помощником в проведении занятий у меня является песочные герои.

- Можно ли строить замки из песка в группе? – ДА

- Время утекает ка песок?

- Играть с песком?

- Зарываться в песок приятно?

А знакомы ли вы с кинетическим песком, который пластичный, сыпучий, вязкий, он не рассыпается, а распадается как бы на крупинки.

Участники

Рецепт приготовления песка:

2 стакана песка (для шиншилл)

1 стакан крахмала

0.5 стакана воды

Насыпаем в емкость песок и крахмал, перемешиваем, и наливаем воду. Перемешали? Вот и всё, готово!

Что такое кинетический песок?

Кинетический песок - это инновационный песок от швецкого производителя Waba Fun, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. Появился в продаже относительно недавно.

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

С помощью этого песка у нас появляется возможность не только играть в песочнице. Ребенок играет не только руками, он играет весь, вся рече -двигательная система, мыслительная деятельность, воображение, эмоции. Очень многое зависит от движения рук, ног, пальчиков- вот как движется рука, так и подсознательно двигаются наши ноги, а, следовательно, и мысли (широко идет движение – ребенок широко мыслит, а узкое создано пространство, так и будет мыслить). Без работы рефлексов, без насыщенной радуги мира, эмоций – ребенок замыкается, сковывается. Поэтому, чтобы нашим детям все удавалось, они были успешными, нужно не мешать играть, а способствовать игре, правильно её направлять. А направлять нужно и руки и ноги, это имеет ещё и оздоравливающий эффект.

А какое удовольствие получают детки, когда ходят по песку, идет сцепление пальчиков ног, и автоматически идет выравнивание шейных позвонков, это очень важно для наших современных детей.

Игра «Что внутри?»

Развивает мелкую моторику, мыслительную деятельность, воображение, на ощупь определить фигуры, идет работа зрительного анализатора, включается 100% мозжечок, а это значит подтягиваются все мышцы глаза, убирается близорукость, укрепляются глазные мышцы.

Играя с песком, мы выносим наружу наши переживания, радость, мы на ощупь воспринимаем, что все течет, меняется. Можно разрушить или создать, разделить или соединить, стать твёрдым или податливым. Не осознано наши малыши понимают, мир вокруг и он в его руках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya_nov.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебная пескотерапия» Инновационные технологии в образовании. Подготовила Тимченко Дарья Евгеньевна

Слайд 2

Практическая Значимость Психолого - педагогическое наблюдение, проведение мониторинга и его результаты, развивающие «занятия» с детьми, тренинги все это показывает , что дети используют определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта. Наши педагоги находятся в постоянном поиске оптимальных, развивающих приемов и средств в организации как образовательной, так и непосредственно образовательной деятельности. Привычная форма работы педагога дошкольного учреждения, с введением в ФГОС, совершенно изменила деятельность всего педагогического коллектива ДОУ. Рационально и эффективно внедряются инновационные технологии в педагогическую деятельность, а педагог – психолог наравне с педагогами участвует в приоритетных направлениях инновационной деятельности ДОУ, в том числе в развитии современной образовательной инфраструктуры, в развитии инклюзивного образования.

Слайд 3

Результаты мониторинговых исследований констатируют, что определенный процент детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а зачастую еще в дошкольном возрасте получают клинический диагноз: ЗПР, ЗРР смешанного типа и пр. Сложность заключается и в том, что имея одно нарушение, например ЗРР оно же влечет за собой другие нарушения, в том числе, эмоционально волевой , коммуникативной сферы. Данная проблема и привела к идее внедрения песочной терапии в нашем детском саду. Известно, что игра с песком – одна из форм активности ребенка.

Слайд 4

Новизна В западных странах песочную терапию (sand-play) практикуют во всех детских садах, а вот в России данная методика только начала набирать популярность, хотя метод пескотерапии построен на теории Карла Густава Юнга, известного швейцарского психолога, который утверждал, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой - либо символ в глубине бессознательного. Песок – это мельчайшие крупинки, которые при соединении образуют какую- то форму, но так же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения, словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется. Песочные игры универсальны, данная техника получает все большую известность. В этом и заключается новизна данной методики.

Слайд 5

Деятельность по реализации Деятельность по реализации педагогической практики осуществляется на основе следующих принципов в работе с детьми: Создание естественной стимулирующей среды в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Формируется положительная мотивация к игровым занятиям, а так же личностная заинтересованность дошкольника в происходящем. Реально «проживаем», проигрываем возможные ситуации вместе с героями сказочных игр. Организация игрового процесса: 1. Демонстрация песочницы. 2. Демонстрация коллекции игрушек. 3. Знакомство с правилами игр на песке. 4. Совместное формулирование темы и содержания «занятия». 5. Завершение «занятия». Ритуал. Обратная связь.

Слайд 6

Методические рекомендации

Слайд 7

Преимущество пескотерапии технологии В пескатерапии допустимо обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями, так как на первой ступени образования так же создаётся безбарьерная среда, которая позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать современное дошкольное образование на равных условиях с обычными дошкольниками. Пескотерапия, как коррекционно - развивающее мероприятие («занятие»), используется с любой возрастной категорией. Ведущая деятельность старшего дошкольника по средством пескотерапии плавно переходит в учебную школьную. Игры в песочнице благоприятно сказываются на детях с гиперактивностью, с расстройствами аутичного спектра. Детям с ЗПР обучающийся материал становится более доступным. При работе с песком создается эффект успеха при минимальном напряжении. Речевой центр активизируется, диалогическая речь развивается. При нарушениях мелкой моторики у дошкольников имеется возможность получать полные тактильные ощущения. Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют. При создании образов на песке у дошкольника появляются успешность и уверенность в себе.

Слайд 8

Результативность Информационно – диагностический. Изучаем научную литературу; проводим мониторинги в группах детского сада ( психолого – педагогические наблюдения, тренинги ) с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; планируем работу с выявленными детьми, углубляя образовательную область «Познавательное развитие» в образовательной программе МДОУ. Деятельностный . Проведение мастер – класса по повышению информационной компетентности педагогов по вопросам основ пескотерапии. Консультирование родителей по заданной теме. Работа с детьми. Итоговый. По результатам деятельности выявляем положительную динамику в развитии детей по средством мониторинговых иследований . I этап II этап III этап

Слайд 9

Развитие ручной моторики Развитие речи Развитие внимания и памяти Пескотерапия – это…

Слайд 10

Заинтересованность Простота Красота Пластичность Популярность Борьба со стрессом

Слайд 11

Внедряемость Представленная информация может быть с успехом реализована в любом дошкольном образовательном учреждении при наличии того необходимого минимума, требуемого при реализации метода пескотерапии.

Слайд 12

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От Пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, Которые питают источник творческой мысли.. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский

Слайд 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Мастер-класс по песочной терапии с детьми подготовительной группы «Песочная планета»

Мастер-класс подготавливался в связи с предстоящей конференцией «Использование ИКТ и основа начального технического творчества в рамках образовательной деятельности ДОУ». Материа...

Мастер-класс "Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками"

. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А пе...

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Мастер-класс "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда"

Знакомство педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии...

Мастер-класс по песочной терапии

Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет, но все же несет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на самор...