Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
статья (подготовительная группа)

Главизина Наталья Александровна

Развитие речи ведет к развитию мышления.

Блез Паскаль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.

Развитие речи ведет к развитию мышления.

Блез Паскаль

     Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.

    Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.    

     В процессе формирования правильного звукопроизношения ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Чаще других нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звукобуквенного анализа, чёткое и правильное проговаривание гласных звуков играет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи. 

       Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте.

       Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно.

       В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения

      Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

      Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.    

      Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи.

      Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

      В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:

 – широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

 – с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;

- логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.

     Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.

      Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

     Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.

      Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

     Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Они являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

     Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.  

      Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.  У...

Система дидактических игр для развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности.

МЕСЯЦ          1-2 неделя         3-4 неделя ОКТЯБРЬ1. «Узнай по голосу»2.«Угадай по звуку&r...

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...