Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Развитие речи ведет к развитию мышления.
Блез Паскаль
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
В процессе формирования правильного звукопроизношения ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Чаще других нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звукобуквенного анализа, чёткое и правильное проговаривание гласных звуков играет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи.
Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте.
Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.
Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи.
Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.
В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:
– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;
– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;
– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;
- логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.
Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.
Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.
Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Они являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».
Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-656197-1441036344.png)
Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. У...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-124469-1351862401.jpg)
Система дидактических игр для развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности.
МЕСЯЦ 1-2 неделя 3-4 неделя ОКТЯБРЬ1. «Узнай по голосу»2.«Угадай по звуку&r...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-469695-1408091348.jpg)
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-791233-1642611254.jpg)
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1296541-1610189394.jpg)
Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР
ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1353827-1634020022.jpg)
Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логиче...