Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Девицкая Ольга Станиславовна

Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.  Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений; учатся познавать, любить, понимать свои чувства и чувства других, учатся сопереживать и помогать. А для детей с речевыми нарушениями  театрализованная игра - это  ещё и способ развития всех сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматических категории, связной речи, интонации  высказываний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: Побуждать к речевой активности через познавательную деятельность. Автоматизировать поставленные звуки через театральную деятельность.

Образовательные задачи.

Учить выразительно читать стихи, используя  естественные логические паузы, ударения, передавая своё отношение к окружающему.

 Углубить знания детей о жизни зверей и птиц  в зимнее время года.

Закреплять умение произвольно принимать мимические позы (удивление,

радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Расширять активный и пассивный словарный запас.

Развивающие задачи.

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

Развивать грамматически правильную связную речь.

Тренировать дыхательную мускулатуру.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оформление: музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки: везде расставлены искусственные елочки, кустики, деревья с прикрепленным к нему фигурками птиц, ; пеньки, "сугробы”, медвежья "берлога”; зеркало разрисовано «морозными» узорами.

 Материал к занятию: костюмы  и маски диких животных и птиц, следы зверей и птиц из картона. Музыкальное сопровождение: звуки метели, пурги.

Предварительная работа.

Знакомство с жизнью диких животных в зимнее время.

Чтение рассказов В.Бианки "Белкина сушильня”, "Лесная газета”, Т.Г. Скребицкого "Зимние гости”; сказка  Г. А. Скребицкого “Всяк по-своему”, «Еж» И. С. Соколов – Микитов; "Почему зайцы снега ждут” по П.Сонину, рассказ Г. Скребицкого «Кто как к зиме готовится». Рассматривание иллюстраций, заучивание загадок, стихов, кормление птиц на участке, наблюдение за птицами.

Ход образовательной деятельности:

Логопед:  Дети, какое время года наступило? А какие зимние признаки вы заметили в природе?

Дети: сильный холодный ветер, морозы, снег, лед ….

Логопед: Правильно, дети. Трудно в такую погоду приходится птицам и диким животным.  А вы хотите попасть в зимний лес, и посмотреть что делают лесные обитатели в это время года?

Дети: хотим

Логопед: Тогда давайте, потеплее оденемся (дети имитируют одевание верхней одежды), возьмем для зверей угощение и отправимся в путь.

Звучат звуки метели.

Логопед: Ой, что-то метель разыгралась, будьте осторожны, ребята. Чтобы никто не потерялся, идём друг за другом след в след (дети переходят в зал друг за другом «змейкой»).

Логопед:  Смотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Как красиво вокруг!

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
 (Федор Тютчев)

Что тихо в лесу, не слышно веселого щебетания птиц, да и лесных жителей не видно. Сейчас уже холодно, они, наверное, в своих домиках спрятались. Ведь они всю осень трудились. А вы, дети, знаете, как лесные жители готовились к зиме?

Дети: делали запасы, утепляли жилища, меняли шерсть и т.д.

Вылетает  на опушку Сорока: Прилетела в лес сорока.

                                                     Раскричалась белобока:

                                                     "К нам спешит опять зима.

                                                      Утеплили вы дома?"

Логопед: Ой, смотрите, следы белки, куда они ведут? Смотрите – это домик белки, как называется у белочки домик?

Дети: дупло

Логопед:  Домик белки, это чей домик? Правильно, беличий. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темных ветвей  и стволов серая шубка белки менее заметна, а если бы была рыжей, ее бы все заметили. Тук-тук, белочка, выходи к нам, расскажи, как ты зимуешь, а мы угостим тебя.

Белка

В домике у белки сухо.

В нём достаточно и пуха.

Мягко очень и тепло

Да запасов там полно!

Есть грибочки, есть орешки.

Собирала всё без спешки.

Будет белка зимовать,

Горя и беды не знать!

Воспитатель: Спасибо, белочка, угощайся. Дети оставляют белке орехи, сушеные грибы, шишки.

Логопед: Смотрите, Маленький домик стоит на полянке.

Живет в нем барсук и барсучиха, с ними детки – барсучата. Как они приготовились к зиме, давайте послушаем!

Выходит Барсук:

А барсук тот вырыл норы.

Все движенья его скоры.

Вырыл целые ходы,

В них так сухо, нет воды!

И запасов очень много.

Он следит за этим строго.

Все кладовочки полны.

Много у него еды!

Логопед: Дети, а кто ещё из зверей зимует в норах и делает запасы?

Дети: Хомячок

Выходит Хомяк:

В поле колосится
Желтая пшеница!
Это в пищу хомячку
На зиму сгодится.
Хомка, хомка, хомячок
Настоящий толстячок!
За щекой зерно хранит,
Пожуёт и снова спит.

Логопед: Не замёрзли, ребята? Тогда идём дальше. Вы видите, какой большой  сугроб, из него идет пар. (Все вместе подходят к   берлоге медведя). Кто там, в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Дети: Медведь

 Да, это берлога, в которой спит бурый медведь. Значит это чья берлога? Правильно, медвежья. Медведь устраивает берлогу в густом лесу, под вывороченным пнем или упавшим деревом. А бугор получается потому, что снег укрывает зимнюю квартиру медведя толстым слоем снега. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит и ничего не ест, ведь он всё лето и осень наедался. Смотрите, медведь выходит, кажется мы его разбудили.

Медведь:

Говорят, медведю лень

Прогуляться в зимний день.

Вот и спит медведь в берлоге,

Когда стужа на пороге.

Но скажу вам честно я:

Кушать хочется, друзья!

Но под снегом мне ни меда,

Ни грибов не отыскать,

И приходится всю зиму

Сладко спать, спать, спать. (Снова уходит в берлогу)

Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный совсем без сил. Давайте оставим ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (Дети оставляют бочонок меда возле берлоги медведя) 

Давайте не будем ему мешать и отправимся дальше по зимнему лесу.

Логопед: Кто из зверей ещё всю зиму спит и ничего не ест? 

Дети: ёжик

ЕЖИК

Летом ежик наедался,

Ценным жиром запасался.

А зимой в гнезде он спит,

Черным носиком сопит.

Логопед: Что-то холодно стало, мороз крепчает, а мы не боимся холода, мы умеем греться, правда?

 Массажная игра «Разогревалочка” (Дети дуют на ладони, растирают щёки, лоб, колени все быстрее и быстрее под весёлую музыку)

Логопед: Ребята, тихо, кажется, под тем кустиком кто-то прячется, только ушки выглядывают. Кто такой? Да это же зайка. Не бойся зайчонок, мы тебя не обидим. Расскажи нам, как ты зимой в лесу живёшь?

Заяц:

Летом заяц сер, сер,

Летом заяц смел, смел.

Можно под любым кусточком

Смело спрятаться в лесочке.

Но как только снег пушистый

На листву ковром ложится,

Становлюсь я очень виден –

Вмиг лиса меня увидит!

Так что в стужу ледяную

Шубку я беру другую.

Был я рыжевато-серым,

Стал белее снега белым!

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

От бескормицы – кора.

Логопед:   Голодно зайчику зимой - травки нет. Приходится ему ветки с кустов и кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь! Так и живет всю зиму. Давайте угостим его морковкой.

Дети:  Под кустик кладут морковку

Логопед: А кто у зайца враги, кого он боится?

Выходит ЛИСА:

До чего же хороша
эта рыжая лиса!
Спать лисичке ни к чему.
Можно поискать в лесу
или зайца, или мышку,
из-под снега хвать малышку!
И хитра, и весела
эта рыжая лиса!

Логопед: У лисы очень острый нюх и слух, она с лёгкостью вынюхивает, где находятся мышиные норы,  лапами разрывает их и находит себе пропитание. Отсюда и поговорка о лисе: говорят, что лиса мышкует. Как же живётся мышке зимой, чем она питается?

Мышка

Я мышка-норушка, я в поле живу.

Где ласковый ветер качает траву,

Где дождик веселый мне песни поет,

Где звонкий кузнечик подковки кует.

Все лето трудилась без устали я,

До края полна кладовая моя!

Логопед: А кто ещё в лесу хищник?

Выходит ВОЛК

Волк в лесу голодный рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лоси, зайцы – не зевайте,

Поскорее убегайте!

Логопед: Волка зимой греет тёплая густая шерсть и охота за другими животными. Ведь он – хищник. Летом волки поодиночке разгуливают, потому, что не такие голодные. А вот зимой они сбиваются в стаи, есть им нечего, вот они и нападают на всех, кого встретят в лесу. Даже могут напасть на лося или лосёнка, если в лесу глубокий снег.

ЛОСЬ

Лось не может бегать быстро –

Вязнет он в снегу пушистом.

В чаще леса лось гуляет

И кору там объедает.

Логопед: Лось, как и зайцу трудно зимой прокормиться. Поэтому в лесу для них лесничие устраивают лосиные «столовые», где под специальными навесами оставляют сено. Давайте и мы оставим лосю гостинец (дети кладут сено)

Логопед: Ой, метель дорожки заметает. Посмотрите,  что это такое?

Дети: Следы

А давайте угадаем, кто оставил эти следы?

Игра «Чей  след?» (дети подходят к любому следу, разложенным вокруг ёлки, и говорят: «Я нашёл (заячий, лисий ….) след»)

Логопед: Вы очень наблюдательны, ребята, все следы правильно определили. А вот эти не похожи на следы зверей. Чьи же они?

Дети: Это следы птиц

Логопед: значит это птичьи следы. Смотрите,

Синица

Зёрен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

“Будь смелее, не робей!” -

Приглашает воробей.

Птичка

Боюсь я мороза зимою холодной,

Боюсь я в ненастье остаться голодной,

Поэтому мы собираемся в стаи

И в теплые страны зимой улетаем.

Нелегкий нам путь предстоит, но приятно

Весною домой возвращаться обратно!

Логопед: В морозную, снежную пору, когда птицам трудно найти себе еду, люди подкармливают птиц, развешивают кормушки и насыпают в них зёрна пшеницы, семечки, и даже подвешивают сало, которое очень любят синицы. Давайте и мы с вами повесим кормушку и насыплем в неё зёрен.

Звуки пурги.

Ой, слышите, ветер засвистел, значит, пурга начинается и скоро все тропинки заметет снегом! Пора нам возвращаться домой. А чтобы быстрее добраться, наденем лыжи и возьмём лыжные палки в руки. В путь, ребята! (уходят в группу, имитируя ходьбу на лыжах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...

Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Настоящая программа составлена с учетом реализации  интеграционных  связей между образовательными областями, она описывает планирование  и организацию театрализованной деятельности дете...

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...