Уроки доброты
консультация

Сафронова Ольга Яковлевна

В одной из древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_bloga.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ ДОБРОТЫ

Доброта - это ласковое, участливое, заботливое отношение к людям. Это осознанное желание помогать, подкрепленное силой и действиями. Это понимание того, какой эффект произведет сделанный нами поступок.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова Л.Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уделяя внимание умственному и физическому развитию ребенка, не нужно забывать о духовном, личностном развитии, подразумевающем усваивание ребенком моральных и нравственных принципов, формирование у него человеческих качеств. Личностное развитие наблюдается, когда малыш взрослеет, меняется его внутренний мир и само его поведение. Но воспитывать в малыше лучшие человеческие качества – доброту и милосердие, нужно с раннего возраста. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком. И нередко родители начинают задумываться над вопросом: как помочь детям стать добрее и мягче, как развить в них чувство внимательности и сострадания к другим? Ведь если позволить ребенку впитывать в себя все, что творится вокруг нас, будь то жестокость на улице или на телеэкране, то кто может гарантировать, что он не вырастет черствым и безжалостным?

Конечно, нельзя держать под контролем все, что может оказать влияние на психику и взгляды ребенка. Однако родители в состоянии помочь детям избежать пагубного влияния окружающей действительности. Новейшие исследования доказали, что почти с самого рождения человеку свойственно сострадание. Психологи изучили поведение детей в ситуациях, когда родители испытывают либо физическую боль, либо эмоциональные переживания. Даже двухлетние малыши всячески старались помочь маме или папе: успокаивали их, жалели. Такая реакция на чужие страдания свойственна не только совсем маленьким и не только по отношению к родителям.

Что же могут сделать родители? Главное – давайте ребенку понять, как его поведение важно для вас. Узнав о его жестоком или необдуманном поступке, сразу вызовите его на прямой разговор. В беседе делайте упор на оценке не личности в целом, а конкретного действия. То есть, вместо «Ты плохой, жестокий, несправедливый» лучше сказать: «Ты поступил нехорошо, жестоко, несправедливо». Если ребенок поверит вам, если проникнется вашими переживаниями, то наверняка всерьез задумается над этим вопросом. С другой стороны, эмоции необходимо подпитывать аргументами. Объясните малышу, почему вы не одобряете его поведение: «Посмотри, Коля плачет. Конечно, он расстроен – ведь ты отнял у него любимую игрушку», или «ты мучил кошку, ей было больно, поэтому она тебя и оцарапала. Не делай так больше!» Ваши слова должны быть искренними – лицемерие дети чувствуют очень остро. Не читайте долгих лекций, говорите кратко и по делу. Ваша задача – научить ребенка хорошему поведению, а не заставить его чувствовать свою вину.

Не следует ограничиваться только неодобрением плохих поступков ребенка. Необходимо также хвалить его за внимание к окружающим. Например: «Я видела, как ты помог мальчику, который упал и сильно ударился. Молодец! Я горжусь тобой!»

Как научить ребенка творить добро?   Дети чаще всего правильно понимают человеческое качество, как доброта. Их поступки, к сожалению, не всегда бывают добрыми по отношению к другим.

В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.

Люди становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них «Доброта» не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить зло, какая бы ни была вокруг него жизнь.

Совершая добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, радостными. Еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все наши дела и поступки. Мы - пример для подражания. Поэтому, нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему минуты радости и счастья. Нужно приучать ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Нужно научить его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
           На мировоззрение ребенка, прежде всего, влияют конкретные поступки уважаемых им взрослых. Поэтому две основных черты, которыми должен обладать каждый родитель, - это доброта к окружающим и доброта к ребенку. Если вам не чужды сострадание и забота, то эти качества, скорее всего, будут свойственны и вашим детям. Ведь вы для них яркий образец поведения. Если же вы говорите одно, а делаете другое, то сын или дочь повторят ваши поступки, но перестанут прислушиваться к словам.
Помнить, что мы, в первую очередь можем и должны воспитывать в наших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.

В одной из древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 1-й "Бережем природу"

Занятие из цикла "50 уроков мудрости". Цель  занятия - формирование духовно-нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 2-й "Дружба"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия -  духовно- нравственное воспитание....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 3-й "Благодарность"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного влзраста....

Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.

Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста  представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....

Уроки доброты. Урок 2 «Вовка добрая душа»

Конспект совместной деятельности с детьми направленный на ознакомство  детей с волонтерской деятельностью, ее значение в жизни человека....

Уроки доброты. Урок 3 "Цветик -семицветик"

Совместная деятельность направленная на формирование представлений детей о людях с ОВЗ, привлечение внимания к их проблемам....