Система работы
материал (средняя группа)

Альжанова Мирамгуль Мажитовна

«Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Сказка»

Карасукского района, Новосибирской области

Система  работы

«Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Воспитатель:

Альжанова Мирамгуль Мажитовна

Введение

            Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Актуальность. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является актуальнейшей проблемой современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической воспитания должны закладываться с самого раннего детства, чтобы познавать и оберегать, любить природу, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной частью мира.

       В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) указывается на:

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

- развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

       Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности проводилось в процессе реализации всех образовательных областей указанных в федеральных государственных образовательных стандартах:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.И.Савенкова, О. Б. Дыбина, С. Н. Николаева,  Н.А  Рыжова, Л.П.   Молодова и других,  элементарные исследования и наблюдения за природой  в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность оказывает на детей определенное воспитательное воздействие.

В работах многих отечественных педагогов Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько говорится о необходимости   включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Важным условием и средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность, которая является   инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители учат детей наблюдать и исследовать окружающую среду,  воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксперимента способствует этому, у ребенка исчезает страх перед ошибками.

Эксперимент – это способ материального или мыслительного воздействия человека на реальный или мыслительный объект с целью его исследования, познания свойств, связей и т.д. (Н.Н. Поддъяков).

Экспериментирование представляет ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов (экспериментов), запоминаются надолго, т.к. получены не из книг, а добыты самостоятельно и являются осознанными и более прочными (Л.Н. Прохорова).

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.  Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. По мнению Д.Б. Эльконина при воспитании детей от года до восьми лет следует помнить, что главным образом следует по возможности полнее   освоить окружающий мир. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения, опыты.

Цель работы - формирования экологических знаний детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи: 

  1. Провести анализ литературы по данной проблеме.
  2. Определить педагогические условия формирования экологических знаний детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
  3. Разработать методические рекомендации  и подобрать средства экспериментальной деятельности по формированию экологических знаний детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ.
  4. Разработать систему работы и апробировать её эффективность

         Работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности проводилась с детьми старшей и подготовительной группе в течение двух лет.

        Была поставлена цель: изучить возможности и определить пути использования средств экспериментальной деятельности для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

        На подготовительном этапе за основу обследования формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности нами были взяты методики, предложенные С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе родного края:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе родного края.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

                         Для осуществления диагностики использованы различные методы: наблюдения, беседы по картинкам, задания, настольные игры, разбор ситуаций, трудовые поручения.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

- о воде

- о песке:

- о природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе родного края

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)  Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

  1. балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

В экспериментальной группе обследовались 17 детей, обследование проводилось в сентябре 2018 года (начало учебного года) и в мае 2019 года (конец учебного года)

            На основе полученных данных нами была выстроена система работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя несколько направлений работы: создание условий для экологического воспитания детей, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.

            В работе педагога с детьми  старшего дошкольного возраста одним из важных условий  является создание предметно – развивающей среды в группе, которая должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого – эстетическому развитию;

-оздоровлению ребенка;

-формированию нравственных качеств;

- экологизации различных видов детской деятельности.

          Организация предметно – развивающей среды должна обеспечивать реализацию целей и задач программы «Детство»,  возрастным особенностям детей.  Неотъемлемой частью экологического воспитания является привитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, которые являются непреходящими ценностями. Для работы с детьми нами создано методическое пособие «Азбука нравственности», в котором от А до Я  собран материал на все нравственные категории: добро-зло, мужество-трусость т. д.  – это конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста, здесь же рекомендован литературный и иллюстративный материал  по нравственно-патриотическому воспитанию детей.  

            Создав условия для экологического воспитания детей, мы  отобрали те методы и приемы, которые наиболее эффективны для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В детском саду  ведется тематическое планирование,  все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину.   Например,  «Животный мир»  (проводим занятия, беседы, продуктивную деятельность и т д.), «Встречаем птиц» (занятие, беседы о весне, о том, как мы готовимся к встрече птиц),  «Мир природы» (занятие « Как помочь комнатному растению»,  «Растения в нашем уголке природы») дети уточняют представления о комнатных растениях, о том, как за ними надо ухаживать).

          В перспективном  плане  работы по экологическому воспитанию с детьми своей группы  мы прописываем наблюдения, проводимые с детьми, опыты, труд в природе, труд в уголке природы, чтение произведений, работу с родителями и социумом (Приложения 6, 7, 8)

              Одной из интересных  методов работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Метод проектной деятельно представляет педагогу возможность систематизировать обучение и воспитание дошкольников, строить работу с учетом того, что личность ребенка самоценна. Этот метод представляет большой интерес для детей, так как спецификой проектной деятельности является комплексный и интегрированный характер, включающий в себя разные виды деятельности. Так одним из ярких  и интересных событий стал проект «От семени до растения» (приложение 9), проект «Умный взгляд на мусор» (см приложение 10)

            В работе с родителями были использованы различные  формы работы:

1.        Анкетирование.

2.        Наглядная пропаганда: папки - передвижки «Наедине с природой»,  «Войди в природу другом» и т.д., тематические ширмы «Берегите птиц», «Цветы – земной красоты – начало», буклеты .

3. Семейный клуб «Лаборатория чудес»

4. Акция «Спасём ёлочку – зелёную иголочку»Родители принимали активное участие в организации мини – огорода на окне (приносили семена лука,  цветочной рассады), в сборе информации о флоре и фауне нашего края, в изготовлении кормушек для птиц в зимнее время.

 Подводя итоги  работы, по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что:

- закладывать основы экологического воспитания необходимо с раннего детства. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде:

- по итогам диагностики  количество детей с высоким уровнем развития, выше среднего  это говорит о том, что у детей повысился уровень экологической воспитанности, который выражается прежде всего в качественно новом отношении к природе, расширились представления об окружающем мире,  стал проявляться интерес к природным объектам и стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, появилось желание заботиться о живом, создавая необходимые условия для жизни.

- работу по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить в системе, которая включает в себя несколько направлений: создание условий для экологического воспитания детей, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом, только тогда у детей старшего дошкольного возраста сформируются гуманно-ценностное отношение к природе, способность понимать любить окружающий мир, бережно к нему относиться:

- одним из важных условий  является создание предметно – развивающей среды в группе, которая  обеспечивает реализацию целей и задач программы «Детство», возрастным особенностям детей, способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого – эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически – грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности:

        - необходимо отобрать такие методы и формы работы по экологическому воспитанию, которые наиболее эффективны  с детьми старшего дошкольного возраста,  способствуют  накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности,  которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе, формированию экологического сознания и умению осуществлять природоохранную деятельность.

           Был систематизирован накопленный материал по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности по следующим направлениям:

  1. Перспективный план работы
  2. Картотека опытов объектов живой и неживой природы
  3. Картотека наблюдений
  4. Разработана проектная деятельность

Список литературы

1.Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е М., «Советская энциклопедия».1974.

2.Большая советская энциклопедия  (в 30 томах) Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е М., «Советская энциклопедия».1976.

3.Глушко Т.И. Воспитание основ экологической культуры у детей. Выпускная квалификационная работа [электронный ресурс] http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00022974_0.html 

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Феникс, 1996. с.12.

5.«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович: - СПб.: Детство-пресс, 2001.

6.Зенина Т. « Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников», ж// Дошкольное воспитание, 2001г.№7.

7.Контрольная работа по дисциплине: Экологическое право. На тему: «Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ». 2009.[Электронный ресурс]. URL:http://revolution.allbest.ru/law/00205449_0.html 

8. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1989. -№5. С. 10-24.

9.Кирикэ Г.В.Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами). Автореф.дис…канн.пед.наук.-М.,1993 [Электронный ресурс] URL.: http://revolution.allbest.ru/law/00205449_0.htmlwww.lib.uaru.net/diss/liter/112111.html

10.Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Мамедов  Н.М.Экологический контекст современного образования/ Педагогическое образование. - М.,1993. С.42

11.Конспект урока. Методы и приемы экологического образования дошкольников [электронный ресурс]   http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00201322_0.html 

12. Консультация для воспитателей. Обобщение опытом на тему «Экологическое воспитание дошкольников» [электронный ресурс]http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac130.htm

13.Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность, М., 1997.

14.Лисина М.И.   Проблемы онтогенеза общения: М.: Педагогика,1986.

15.Маханева М.Д.. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста//журнал «Управление ДОУ» №2 2005. с.59

16.«Мы». Программа экологического образования детей М 94 / Н.Н.Кондратьева и др.  – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство – пресс», 2001.

17.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа, 1995. – с 3.

18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду сред.  и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада\  – 3 –е изд.- М.: Просвещение, 2001.

19.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

20.Николаева С.Н.. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

21.Проект ФЗ «Об экологической культуре».

22. Рекомендации Парламентских слушании «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98.

23. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- с. 97.

24.Рубинштейн С.Л.  О мышлении и путях его исследования М., 1958.

25. Рыжова Н.А.  «О проекте «Стратегии экологического образования     в Российской Федерации», ж//Дошкольное воспитание, 2001 г.№6.

26.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду лекция№1   [электронный ресурс]» Содержание экологического образования дошкольников»

27.Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Теория и методика экологического образования детей» [Текст]: учебно-методическое пособие/ авт.- сост.Е.Н.Ефимова – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. –

28.Система работы по экологическому воспитанию дошкольников.  Подготовительная группа.\ Сост. П.Г.Федосеева.- Волгоград: ИТД «Корифей».

29.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений/ Под ред. Т.И.Ерофеевой.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. 

30.Субботский Е.В. Развитие ребенка. Особое мышление дошкольника.[электронный ресурс ]  http://yandex.ru/yandsearch?text ( дата обращения 5.12.11).

31.Фокина В.Г. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.//Дошкольное воспитание.-1995.-№7.

32.Хабарова Т.В., Шафигулина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

33.Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие.- 2-е изд – М., 1990.

34.Экологическое воспитание / Школа защиты природы / Под ред. Чижова В.П.-М.,1982.

35. Эльконин. Развитие личности ребенка дошкольника. [Электронный ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-1011.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....