«Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»
проект (младшая группа)

Овраменко Ирина Валентиновна

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fa1b1.doc42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

 

«Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»

Автор – составитель

Учитель – дефектолог

Овраменко Ирина Валентиновна

Г. Выборг

Пояснительная записка

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Актуальность:
 

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.

 Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.

С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя – дефектолога и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния   центра на семью, в том числе и на проблемную.

Основные задачи:

  • Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
  • Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
  • Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
  • Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.

Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, и др.).

Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются следующие:

  • Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;
  • воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.

Определив цель и задачи работы учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с родителями.

Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.

В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями.

Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • просветительская работа
  • наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;

Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:

Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.

Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно, так и с другими формами.

Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Интервью позволяет установить соответствующую атмосферу в сфере общения с родителями, наладить обратную связь об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.

Бюллетени (объявления, просьба, информация)

2. просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

К просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.

Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами.

Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,

Элементом просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Использование сайта центра (страничка «Советы учителя-дефектолога»),

Собственный интернет сайт.

Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.

Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.

3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты,
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • информационные стенды и уголки. Размещать наглядную информацию, которая необходима на данный момент в помощь родителям;
  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
  • выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в центре, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.

План работы

выполнения

Мероприятия

Сентябрь

Оформление родительского уголка материалами:

- консультацией «Особенности формирование математических способностей у детей с ОВЗ»;

- «Паспорт группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»;

- консультацией на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Оформление буклетов:

- «Особенности организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ»;

- «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей».

Анкетирование родителей.

Индивидуальное консультирование по вопросам родителей.

Октябрь

Оформление родительского уголка консультаций на тему:

– «Формирование сенсорных эталонов и развитие зрительного восприятия дошкольников с ОВЗ».

– Оформление в папку-передвижку практических заданий «Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия дошкольников».

– Проведение группового родительского собрания на тему: «Цели, задачи, приемы и методы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Знакомство родителей с индивидуальными коррекционно-развивающими маршрутами».

– Индивидуальное консультирование по результатам диагностического обследования познавательной деятельности и психических процессов на начало учебного года.

– Оформление в родительском уголке консультации: «Обучение без стресса».

Ноябрь

Оформление в родительском уголке консультаций:

– «Развитие любознательности и инициативности у дошкольников с ЗПР».

– «Прогулки с детьми. Учим детей наблюдать и познавать окружающий мир».

Оформление в папку передвижку материала:

– «Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления»

Оформление буклетов:

– «Математические игры с дошкольниками по дороге домой»;

– «Что должен знать ребенок о себе, своей семье и окружающем мире».

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Декабрь

– Оформление выставки: «Игры и упражнения на расширение объема, развитие устойчивости и концентрации внимания».

Оформление в родительском уголке консультаций:

– «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ, умения общаться со взрослыми и сверстниками».

– «Как провести с ребенком выходной».

Подготовка к новогоднему утреннику совместно с родителями. Оформление в группе «Почты для деда Мороза».

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Январь

Оформление в родительском уголке консультаций:

– «Значение чтения художественной литературы в жизни дошкольника. Как привить ребенку любовь к чтению».

Оформление памятки: «Художественная литература для домашнего чтения».

– Оформление в папку-передвижку материала «Игры и упражнения на расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи».

– Оформление буклета «Речевые игры по дороге домой».

– Проведение группового родительского собрания на тему: «Итоги коррекционно-развивающей работы за первое полугодие».

– Ознакомление родителей с результатами мониторинга развития детей, внесением корректировок и изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Февраль

Оформление в родительском уголке консультаций:

– «Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников».

Оформление в папку передвижку материала:

– «Игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой произвольной памяти»;

– «Варианты практических заданий на развитие пространственных представлений и графо-моторных навыков».

Оформление буклетов:

– «Основы нравственного воспитания».

– «Как воспитать маленького патриота».

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Март

Оформление в родительском уголке консультаций:

- «Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у дошкольников с задержкой психического и речевого развития»;

Оформление в папку передвижку материала:

- «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»;

- «Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление буклетов:

- «Учимся слушать звуки».

- «Артикуляционная гимнастики и ее значение в развитии речи».

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Апрель

Оформление в родительском уголке консультаций:

- «Развитие воображения и творческих способностей ребенка»;

Оформление в папку передвижку материала:

Оформление буклетов:

- «Конструируем дома»;

- «Игры на развитие воображения».

Индивидуальное консультирование по вопросам коррекционно-развивающего процесса.

Май

Оформление в родительском уголке консультаций:

– «Рекомендации родителям на лето».

Оформление в папку передвижку материала:

– «Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия».

Оформление буклета:

– «Материал для закрепления на лето»

– Проведение группового родительского собрания на тему: «Итоги коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ».

– Ознакомление родителей с результатами мониторинга и динамикой в развитии детей, анализ эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

– Организация выставки художественной литературы для чтения с детьми дома.

Еженедельно

– Оформление материала в соответствии с лексической темой (тема недели, дидактические игры и упражнения по данной теме).

– Индивидуальное консультирование родителей по обучению, развитию и воспитанию ребенка, привлечение к участию в совместных практических индивидуальных занятий.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗПР - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет.

Все причины ЗПР делятся на две большие группы.

Биологические

  • Патологии и осложнения во время беременности: если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму; многоплодие; внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия; резус-конфликт; неправильное предлежание; родовые травмы.
  • Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: ядерная желтуха; операции под наркозом; фетальный алкогольный синдром; сердечно-сосудистые патологии; минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы; врождённые нарушения зрения и слуха; малая подвижность; астения; гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

Социальные. 

Сюда относят: длительное ограничение жизнедеятельности; социальная депривация; дефицит общения; неблагоприятные условия воспитания; лёгкие умственные отклонения у родителей; психотравмы.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.

Второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ?

ЗПР от умственной отсталости отличаются:

  • Частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
  • Высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
  • Страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
  • Скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
  • Способность сотрудничать со взрослыми;
  • Присутствие эмоций в игровой деятельности;
  • Яркое проявление эмоции;
  • Часто есть способности к рисованию.

ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ЗПР ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ:

ЗПР от педагогической запущенности отличаются:

  • Недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
  • Поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
  • Редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
  • Умеют взаимодействовать со взрослыми.

От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.

Взрослые должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЗПР

Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.

1 год - ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней: по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить; плохо держит предметы; не может скоординировать движения; мало двигается; неэмоционален.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.

2 года - На отклонения указывают: незнание собственного имени; отсутствие реакции на простейшие вопросы; обильное слюнотечение; нарушения сна; капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия; сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

3 года - Бедный словарный запас (не более 20 слов); дефекты речи; отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела); неспособность оформить связную речь; сложности с выполнением элементарных заданий; неразвитое воображение; однотипность действий в игре; невозможность сконцентрироваться; быстрая утомляемость; агрессивность, истерия.

4 года - В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.

  • Физические: слабый тонус мышц; кинетоз; нарушения мочеиспускания; головные боли; быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
  • Познавательные: невозможность говорить связно; бедный лексический запас; рассеянное внимание; плохая память; неспособность запоминать информацию наглядно или на слух; отсутствие базовых знаний о мире; несформированность познавательной мотивации.
  • Социальные: агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим; замкнутость, аутизм, погруженность в себя; нежелание участвовать в совместных играх; инфантилизм; перемены настроения.

Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются.

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ЗАНИМАТЬСЯ

С ДЕТЬМИ С ЗПР.

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях.

2. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

3. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. ребенок с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

4. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

5. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

6. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

7. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждении переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

13. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ-МЫШЛЕНИЕ.

Мышление у детей с зпр:

  • Нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
  • Плохо сформированное словесно-логическое мышление.

Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

1. Классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме;

2. Для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;

3. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

Для развития мышления необходимо выполнять упражнения:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ПАМЯТЬ

Память у детей с ЗПР:

  • Неустойчивая;
  • Малопродуктивная;
  • Непроизвольная преобладает над произвольной;
  • Наглядная преобладает над вербальной;
  • Минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
  • Неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
  • Наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
  • При наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
  • Выученный с большим трудом материал быстро забывается.

Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и родителями при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий.

Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

  1. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

Для развития памяти необходимо выполнять упражнения:

  • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?
  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ВНИМАНИЕ

Внимание у детей с ЗПР:

  • Рассеянное;
  • Ослабленное, если информация подаётся вербально;
  • Неустойчивое;
  • Снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.

Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

1. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

Для развития внимания необходимо выполнять упражнения:

  • Выкладывание узора из мозаики;
  • Выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • Исключение лишнего;
  • Нахождение различий в двух похожих картинках;
  • Нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • Нанизывание бусинок по образцу;
  • Срисовывание по клеточкам;
  • Нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения Количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ- ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие у детей с ЗПР:

  • Поверхностное;
  • Замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
  • Недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
  • Медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.

Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

1.Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

Для развития восприятия необходимо выполнять упражнения:

  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ-РЕЧЬ

Речь у детей с ЗПР:

  • Бедный словарный запас;
  • Нарушенное звукопроизношение;
  • Несформированность лексико-грамматического строя;
  • Проблемы со связной речью;
  • Дефекты артикуляционного аппарата.

Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.

Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

1.Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

Для развития речи необходимо выполнять упражнения:

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику,
  • Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Пересказывайте сказки, мультфильмы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ЗПР

«Найди цифру»

На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).

«Лото настроений»

На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.

«Волшебный мешочек»

В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.

«Палитра настроений»

На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.

Родители также могут выполнять с ребёнком несложные упражнения, способствующие развитию различных психических функций.

«Назови похожее»

Родитель называет эмоцию, настроение или чувство — к ним нужно подобрать синоним.

«Загадки-описания»

Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.

Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)

Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)

Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)

Серый, но не волк; длинноухий, но не зайчик; с копытами, но не лошадка. (ослик)

«Найди отличия»

Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком. Например, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.

«Закончи предложение»

Родитель начинает предложение, в котором по описанию явно угадывается какой-то предмет (животное). Нужно закончить.

Например:

  • Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
  • Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
  • Птица, которая кукарекает, — это…
  • Колючее дерево с иголками, которое украшают на Новый год, — это…

«Внимание!»

Родитель бросает мяч и произносит слово. Нужно поймать мяч и назвать количество звуков (букв) в слове. Начинать нужно с минимального количества, постепенно увеличивая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.

Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми»....

Проект по организации взаимодействия учителя - дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ "Мир на ладони"

Данный проект будет интересен педагогам и родителям детей посещаищих коррекционную группу....

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это ...

Формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников

Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ•Умышленное ограничение в общении•Гиперопека•Неприятие родителями своих детей•Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для восп...

План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями

План взаимодействия учителя-дефектолога с родителями...

Перспективное планирование взаимодействия учителя-дефектолога с родителями на учебный год.

В перспективном планировании взаимодействия учителя-дефектолога с родителями представлена совместная деятельность, консультирование, темы наглядных материалов и раздаточных памяток и буклетов....

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном у...