Памятка "Подготовка детей к обучению грамоте"
консультация (подготовительная группа)

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Т.к.

 · Требования начальной школы стали выше;

· Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

· Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_obuchenie_gramote.docx60.45 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка родителям

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Т.к.

  Требования начальной школы стали выше;

 Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

 Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте

 1.Развитие зрительного восприятия и внимания.

 

Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу какие-либо фигуры.

Упражнение «Корректор»

 Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести.

«Пуговицы»

 Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

Игра «Шумящие коробочки» -небольшие коробочки заполнены различными мелкими предметами (пуговицы, монеты, бусины), крупами (рис, гречка, макароны и т.д.), которые если потрясти будут создавать различные шумы. Коробочки должны быть парные, т.е. нужно иметь 2 одинаковых набора. Пошумев одной коробочкой нужно найти 2-ю такую же.

«Повтори за мной» (отхлопай так же, простучи) - игра на воспроизведение ритмического рисунка. «Поймай звук» - произносится ряд звуков, слогов, слов. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук.

3. Развитие связной речи.

Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.. Упражняйте составлять предложения по картинкам. Предложите ребенку составить предложение с каким-то определенным словом. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

4. Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова — это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.

5. Звуковой анализ и синтез.

Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить (первый, последний) произносится утрированно. - Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист? - Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Поиграйте в игру «Где спрятался звук?»(в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.

6. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам.

При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

7. Обучение чтению слогов, слов.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

 - М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

 - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:

- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

 -составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

 - составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

8. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

Предложите ребенку задания:

- закрашивать предметы, не выходя за контур; - проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

 - обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

9. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

 Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Что находится впереди, позади, вверху, внизу. Какой предмет находится справа, слева от тебя? Положи кружок перед собой, слева от него квадрат, справа треугольник.

Необходимо запомнить:

 - занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;

- нельзя заставлять ребенка заниматься;

- но при этом разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку; - не выражайте свое неудовольствие, разочарование;

- будьте терпеливы, не раздражайтесь; - хвалите ребенка за старание.

Успех коррекционного обучения детей во многом зависит от того, насколько четко будет организовано наше с Вами взаимодействие. Надеемся, что Вы станете заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

 А вместе, мы справимся с любыми трудностями!

  С уважением

учитель- логопед

Безякина Н.Ф.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного

 вида №18 «Радуга»

 г.Тихорецка

http://postun.com/uploads/posts/2011-04/1302787717_gnomik.jpeg

Советы логопеда

Подготовила

 учитель-логопед Безякина Н.Ф.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...