"Нетрадиционные методы оздоровления"
консультация

Гончарик Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей. Размещение предполагается в родительском уголке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_netraditsionnye_metody_ozdorovleniya.pptx710.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные методы оздоровления Подготовила инструктор по физкультуре Гончарик Т.А.

Слайд 2

Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой . Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только спадает период обострения заболевания, нам на помощь приходят давно, забытые игровые упражнения и игры, автором которых является А.С.Галанов . В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугами и сформировать правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям. Ребенка практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения; должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это нравится. Именно поэтому мы предлагаем адаптированные упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний . Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у взрослых. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к ним больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Слайд 3

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологичес­кой нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привес­ти к перегрузкам. Игры следует комбинировать и сочетать таким обра­зом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ че­редовать с играми, формирующими правильное носо­вое дыхание. Желательно проводить игры по несколь­ку раз в день. Необходимо проветрить комнату перед игрой, очи­стить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять но­совое дыхание. Особенно следует остановиться на спо­собах регулирования нагрузки. Критериями усталос­ти организма являются следующие признаки : а) выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в кон­фликт с другими участниками игры), чересчур отвле­кается или вялый; б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения; в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами; г) ребенок сильно потеет, особенно лицо; д) учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличива­ется более чем на 25—50% , частота дыхания возраста­ет больше чем на 4—6 раз в минуту . Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры . Используйте мелодичную, ритмичную, негром­кую музыку в медленном и среднем темпах. Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать ре­жим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это — самая лучшая форма выражения любви и заботы!

Слайд 4

БОЛЕЗНИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Ринит , ринофарингит , гайморит, хронический бронхит, аденоиды При заболеваниях верхних дыхательных путей не­обходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхатель­ной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирова­ния слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном с полным выдохом носовом дыха­нии лучше расслабляются дыхательные мышцы и реф­лекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов . При проведении игр с детьми необходимо одновре­менно контролировать правильность осанки и смыка­ние губ. Пастушок дудит в рожок ( Рожок , дудочка). Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех. Король ветров ( Вертушка или шарик). Ведущий рассказывает; «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде игроки дуют , а взрослый показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Победителю торжествен­но присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул ). Бульканье ( Стакан или бутылочка, наполненные на треть во­дой, соломинка (коктейльная трубочка). Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Перед ребенком на столике стоит бутылоч­ка с водой и соломинкой. Взрослый, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубоч­ку, чтобы получился долгий булькающий звук. Взрослый следит за правильностью выполнения.

Слайд 5

Совушка-сова Развитие коррекции движений рук с дыхательны­ми движениями грудной клетки, улучшение функ­ции дыхания (углубленный выдох). Дети садятся перед ведущим. По сиг­налу ведущего «день» дети-«совы» медленно повора­чивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произно­сят «у...у... ффф ». Повторяют 2—4 раза. Шарик лопнул Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования . Ведущий предлагает «на­дуть шарик». Дети должны надуть шар: широко раз­вести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух но­сом, выдуть его в воображаемый шарик через рот « ффф ...», медленно соединяя ладони под шариком. За­тем по хлопку ведущего шарик лопается — дети хло­пают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети про­износят звук « шшш ...», делая губы хоботком и скла­дывая руки на коленях. Шарик надувают 2—5 раз. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребенка. Запасливые хомячки (2 стула, листы бумаги, 4—5 фантов). Тренировка носового дыхания, смыкания губ, коор­динации движений. Ведущий рассказывает о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «боло­то» и перенести все фанты на другую сторону. Ребе­нок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На дру­гой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно . ПИНГ-понговое ралли (стол , два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка). Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах . Играть необходимо в паре. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики . По команде игроки должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

Слайд 6

ОТСТАВАНИЕ В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ, ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ, ГИПОТРОФИЯ И РАХИТ Для расту щего организма очень важно своевременное психомоторное раз витие , так как оно влияет на формирование психических и моторных функций, нормализацию мышечного тонуса, укреп ление опорно-двигательного аппарата . Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в разви тии , должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы , бега, лазанья, ползания и т.д. Целенаправленные актив ные движения в этих играх способствуют нормализации физиоло гических процессов, происходящих в нервной системе, а значит, двигательному , психическому и речевому развитию ребенка . Сбей кубик ( мел , 2 кубика, 2 палки). Воспитание терпения, выдержки; тренировка навыков в координации движений в мелких и крупных мышечных группах; развитие меткости, ловкости, быстроты реакции. На расстоянии 2 м проводят две параллельные линии. Внутри образовавшегося коридора ближе к каждой черте кладут две чурки или коробочки, вокруг которых очерчивают круг. Двое соревнующихся стоят каждый за чертой «коридора» лицом друг к другу, в руках у них палки. Надо постараться выбить чурку из круга противника и не дать выбить свою. Послушный мяч (мячи по количеству игроков) Укрепление мышц туловища и конечностей, мышечного «корсета» позвоночника. Ведущий объясняет, что надо лежа, вытянувшись на спине, на ковре, зажать мяч между ногами. Перевернуться на живот , не выронив мяча. После того как игроки проделали это упражнение 4—6 раз, между ними устраивают соревнование, кто первым перевернется десять раз, не уронив мяч. Перелет птиц (стулья , диванчик) Развитие ловкости, координации движений; общее укрепление организма ребенка. Необходимые материалы: Ход игры. Игроки стоят в одном углу комнаты — они птицы. В другом углу стоят стулья (диванчик). По сигналу ведущего: « Птички улетают!», подняв руки, бегают по комнате. По сигналу «Буря » игроки бегут к стулу или диванчику (это «деревья») и влезают на них, скрываясь от бури. По сигналу «Буря кончилась» играющие слезают на пол и продолжают бег («полет »).

Слайд 7

РЕСПИРАТОРНЫЙ АЛЛЕРГОЗ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным , но спокойным выдохом . Необходимо произносить звуки во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; формировать навык правильного положения языка и координации движений нижней челюсти ; дозировать бег - для улучшения функционирования диафрагмы. Оптимальными являются ежедневные игры с троекратным повторением в течение дня ( 1—2 месяца ). Велогонки ( велосипеды или самокаты). Развитие быстроты реакции, стимуляция функ ции дыхания, укрепление мышц туловища и конечностей. Ведущий размечает дистанцию 20 м, и игроки пара ми на скорость едут на велосипедах (самокатах). Выигрывает иг рок , приехавший первым. Вперед быстрей иди, только не беги Улучшение дренажной функции бронхов, общефизи ческое воздействие, развитие ловкости. Игроки строятся на старте. На расстоянии 20—30 м — финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя : можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т.п. Достигнув финиша, игроки спокойным шагом возвращаются на старт. Вверх ногами ( салфетка). Укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение дыхательной функции бронхов, обшефизиологическое воздействие, тренировка вестибулярного аппарата. Ведущий предлагает ребенку встать у стенки вниз головой — вверх ногами. Ведущий тщательно страхует ребенка . При накопившейся мокроте ребенок откашливается и отхаркивает мокроту на салфетку, лежащую на полу.

Слайд 8

Косари Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма. Взрослый предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком « зу » переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох): Зу-зу , зу-зу , Косим мы траву. Зу-зу , зу-зу . И налево взмахну. Зу-зу , зу-зу , Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу , зу-зу . Затем взрослый и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3—4 раза . Подпрыгни и подуй ( воздушный шарик). Улучшение функции дыхания, повышение тону са , адаптация дыхания и организма в целом физическим на грузкам . На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и , подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает . Поезд Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить вначале ведущий . Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку (« гу , гу »), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают пятиться задом до сигнала «приехали».

Слайд 9

АРТ-ТЕРАПИЯ В ПОМОЩЬ Часто бывает, что ребенок болен и не может активно дви гаться , но он не настолько болен, чтобы оставаться в постели . В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому , что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором или компьютером утомляет его, и он начинает хандрить . Хандра , уныние и плохое настроение отнимают сил ничуть не меньше, чем ангина. Не позволяйте ребенку становиться пассивным и безучаст ным , если он в состоянии развлечь себя. Есть много способов заставить работать воображение больно го ребенка и помочь ему начать творить . Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем , снижаются или исчезают болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир . Процесс творческой активности можно еще назвать « активной медитацией ». Сегодня мы волшебники Цель: развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется» в пятне; познакомить с кляксографией . Необходимые материалы: бумага, тушь, акварель, беличьи кисточки, фломастеры. Ход игры. Сегодня мы поиграем в волшебников, добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы — волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка. Лист бумаги смачивается водой с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть (иначе краска сильно растечется). Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое «колючее» пятно. Ведущий вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось . Ведущий говорит: «Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?» В кляксе можно найти нос, дать «выглянуть» глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером.

Слайд 10

В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и капельку черной туши. Если дети не знакомы с тушью, следует сказать, что это черная жидкая краска в пузырьке. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на который стало похоже «разлохматившееся» пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик — вот и спит черненький котенок. Можно «колдовать» и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки.— Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот встал на ноги длинноногий страус. Фантазировать можно бесконечно. Коробочка- сюрприз Цель игры: познакомить с коллажем; научить передавать ярко и выразительно с помощью цвета и разнофактурных материалов задуманную тему (тему можно изменить, предварительно продумав, какие материалы подойдут для этой темы). Необходимые материалы: коробочка из-под конфет (формат 18x25), разнофактурная бумага (креповая, бархатная, калька, фольга серебряная и золотая), ракушки, бисер, фломастеры,ножницы , клей ПВА, скотч, нитки. Ход игры. На занятии дети знакомятся с техникой коллажа. Коллаж — это наклеивание на какую-либо основу материалов разной фактуры и различного цвета. В этом задании дети впервые сталкиваются с вопросами создания композиции, а также учатся сопоставлять размеры деталей. Ведущий говорит: « Очень хочется сегодня помечтать о море. Кто из вас был на море?» Можно поговорить с детьми на эту тему, рассказать о морских обитателях, о птицах, о том, какая погода бывает на море. Рассказать детям о том, что море бывает разным. Когда море спокойное, оно бирюзовое или голубое, когда бурное — серое или темно-синее. Ночью при лунном свете море серебристое, таинственное. Важно отметить, какие корабли плавают в море и какие развлечения на воде выбирают люди — катание на лодках, водных мотоциклах, купание с надувными игрушками. Отдыхающие прячутся от солнца в тени пляжных зонтиков. — А что, если мы поместим свое море в маленькую коробочку из-под конфет? Ее можно закрыть и носить с собой в сумочке. Такую коробочку-сюрприз подарите своему другу.

Слайд 11

Начнем с песчаного берега. Выберем для него золотисто-желтую бумагу. Вырежем из нее такой берег, чтобы он уместился в коробочке. Но не забывайте оставить место для моря, а может быть, и неба. Здесь дети сталкиваются с трудностью сопоставления размеров. Методом примерки и фиксирования размера надрезом (пусть не очень точно) нужно показать детям, как на глаз можно сделать ту или иную деталь. Дети могут допускать ошибки. Обычно у них получается деталь меньше, чем заданный формат коробки. Не нужно заставлять ребенка переделывать выполненную работу снова. Недостающий кусочек моря или неба можно дополнить еще одним отрезком бумаги. Пусть дети тренируют свой глаз. Наше море неспокойное, легкий ветерок создает на нем небольшие волны: Возьмем синюю креповую бумагу, сомнем ее вдоль, как будто это волны выступают на поверхности моря. Для неба возьмем кусочек светло-голубой бумаги, а облака сделаем из серебристой фольги. Следует сказать детям, что основные части, составляющие фон картины, — берег, море и небо — нужно наклеить в коробочку сразу, причем клей намазывать не на эти части, а на дно коробочки. Затем нужно разложить на берегу ракушки, поставить зонты, пальмы, в море пустить парусники и пароходы, на небе расположить солнце, птиц. При этом нужно сначала поискать наиболее удачное расположение частей коллажа, а затем уже приклеить . —Вот море и готово. Осталось только с обратной стороны картины приклеить петельку, если кто-нибудь хочет повесить картину на стену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

Нетрадиционные методы оздоровления

Данные методы оздоровления и комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминуток или динамических пауз....

Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"

"Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...

Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

«Интегрированное занятие познавательного цикла в подготовительной группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления»

Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье. 2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания. 3. Познако...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на...

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...