Конспект родительского собрания «Значение режима дня в жизни дошкольника»
методическая разработка

Таранова Любовь Борисовна

Задачи: определить значение режима дня для дошкольников; рассмотреть правила организации режимных моментов, решить возникшие проблемные ситуации по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему

«Значение режима дня в жизни дошкольника»

Задачи:. определить значение режима дня для дошкольников; рассмотреть правила организации режимных моментов, решить возникшие проблемные ситуации по данной теме

Подготовительная работа:

  • изготовление приглашений на собрание для родителей;
  • предварительное проведение анкетирования родителей;
  • предварительное проведение опроса детей;
  • разработка памяток для родителей: «Как  организовать сон ребенка», «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»;

Оборудование:

  • плакат «Режим дня в картинках»;
  • мультимедийная установка для показа презентации;
  • презентация «Режим дня дошкольника»

Участники: воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, родители.

Форма проведения: устный журнал.

Ход собрания

  1. Организационная часть

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня поговорим о правильном и сбалансированном режиме дня. Мы приглашаем вас, познакомиться со страницами устного журнала. Каждая его страница будет посвящена одному из аспектов организации режима дня ребенка в детском саду.

Воспитатель сообщает результаты анкетирования участников собрания, которое проводилось предварительно в письменной форме. Он выделяет проблемы, выявленные в ходе анализа анкет (без указания имен и фамилий).

С помощью анкетирования удалось выявить точку зрения родителей по вопросу, нужен ли режим дня ребенку или нет. Многие писали:

  • «Конечно, режим дня необходим любому человеку. Он не должен быть слишком жестким, колебания на полчаса - час в ту или иную сторону вполне допустимы. Полное отсутствие распорядка дня негативно сказывается на здоровье ребенка, вселяет в него в будущем неуверенность и тревожность»;
  • «Вставать в определенное время и засыпать в определенное время — вот и весь наш режим. Но соблюдаем мы его неукоснительно»;
  • «Режим дает ощущение стабильности, а это — основа формирования здоровой психики...»;
  • «Мы стараемся придерживаться определенного режима, хотя сын у нас сам его сформировал, и мы просто под него подстраиваемся»;
  • «Все бы хорошо, но режим диктует наша жизнь. Если ребенка не уложить вовремя спать, то утром он с трудом  встанет в детский сад или, того хуже, в школу, а там уроки,

внимательность нужна. А как сосредоточиться, если спать хочется? Вот и приходится выра- батывать режим».

Воспитатель знакомит присутствующих и с ответами детей, полученными в результате устного опроса.

При анализе ответов обращает внимание родителей на знание (или незнание) дошкольниками режимных моментов, их последовательность, значение для здоровья (без указания имен и фамилий).

  1. Основная часть.

Страница №1. Что такое рационально организованный режим дня?

Воспитатель. Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека (обращает внимание слушателей на плакат «Режим дня в картинках»). От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами. Дирижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на занятия, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Остановимся на основных режимных моментах.

Страница 2. Обеспечение двигательной активности ребенка

Инструктор по физической культуре. Урбанизация населения (процесс повышения роли городов в развитии общества), развитие городского транспорта, большая занятость родителей, стремление некоторых из них начать обучение ребенка задолго до школы значительно снижают двигательную активность детей. А ведь движение - главное условие нормального роста и развития организма.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать осваивать новые движения.

Часто родители, порой даже сознательно, ограничивают подвижность ребенка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужасают перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одежда. Нередко гордостью семьи становятся инертные, тихие дети, которых только по недоразумению именуют «воспитанными». А руки взрослого торопятся выполнить то, что ребенок намеревался сделать сам: застегивают пуговицы, одевают, достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему роль пассивного наблюдателя. И все под предлогом заботы: «Он маленький, слабенький, может поскользнуться, упасть», а бывает,

проявляют и нетерпение: «Он слишком медленно одевается, а мы спешим». В результате такие родители упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям сравнительно легко. И ребята отстают от сверстников, становятся пассивными, чаще болеют.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным. Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать у дошкольника, — ходьба, бег, лазанье, метание.

Важные условия занятий с детьми — максимально возможное пребывание на свежем воздухе, разнообразные движения и, главное — хорошее настроение ребенка. Продолжительность занятий для дошкольника составляет 20—25 минут.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т.д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим в целом не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным.

Приведем примеры режимов дня дошкольника (5-7 лет) в детском саду и дома. Такие примеры помогут вам сориентироваться и выработать режим, который максимально подходит вашему ребенку. (Показывает слайды «Режим дня дошкольника). Родителям вручаются памятки «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»

Страница 3. Организация сна ребенка.

Педагог-психолог. Во сне, как известно, даже мы, взрослые, проводим не менее трети всей жизни. А маленькие дети – значительно больше. Сон — это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода. «Спать или не спать днем?» - этот вопрос становиться главным в каждой семье, где есть дети 3-6 лет. Днем дети совершенно не желают ложиться в постель, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это? Дневной сон — своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Вечернее время лучше всего отвести для общения с родителями: в этом возрасте потребность в общении с мамой и папой очень велика. Уместно будет рассказывать ребенку поучительные истории, не всегда правдивые, но закрепляющие стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, вечерняя процедура отхода ко сну — хорошая возможность показать ребенку любовь и привязанность: приласкать, обнять, погладить, пожелать спокойной ночи, сладких

снов. После такого ритуала ребенок чувствует себя защищенным и засыпает спокойным крепким сном.

Остановимся подробнее на организации детского сна. Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, не критичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало песком. У таких детей снижена нормальная работоспособность, нарушено течение нервных процессов.

Причина кроется в недооценивании значения сна для жизни и здоровья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а также неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна.

Сколько времени должен спать ребенок?

Ребенок 2—3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки, 4—5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети 6 лет должны спать 12 часов.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это довольно серьезное заблуждение.

Исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого полноценного сна, а следовательно, нервная система не получит полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдаются вялость, заторможенность, апатия. Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства. (Родителям предлагается памятка с советами по организации сна ребенка)

  1. Заключительная часть. Рефлексия

Мы познакомились сегодня с основными режимными моментами в жизни дошкольника, узнали новые приемы отхода ко сну, время дневного и вечернего сна и многое другое. Важно помнить, что нет, и не может быть универсального режима дня для всех детей, при внедрении распорядка необходимо ориентироваться на потребности собственного ребенка.

В связи с этим вытекает вопрос: «Как заставить ребенка соблюдать режим?»

Так вот, нельзя насильно заставлять его что-либо делать, нужно учиться понимать своего ребенка. Например, если малыш не хочет спать, есть и пр., не пытайтесь оказывать на него прямое давление, обратите все в игру. Если же он мешает вам делать домашнюю работу - вовлеките его в эту работу. Пока вы не научитесь считаться с его желаниями, ребенок никогда не будет делать то, что хотите или навязываете ему вы. В каждой семье должен быть установлен определенный, наиболее удобный для нее режим дня, которого нужно придерживаться всем членам семьи, иначе ребенок будет с недоверием относиться к доводам, приведенным родителями.

Решение родительского собрания

  1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
  2. Домашний режим должен быть продолжением режима дня детского сада.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Значение режима дня в жизни дошкольника"

Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возмож­ностей и особенностей человека.От того, как строится наш день, как сочетаются работа и о...

Выступление на родительском собрании: «Значение режима дня в жизни дошкольника»

Материал носит практический характер. Его может использовать в своей работе как педагог-психолог ДОУ, так и педагоги группы....

Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....

Родительское собрание «Значение режима дня в жизни дошкольника»

Орг проект родительского собрания в подготовительной группе к школе. «Значение режима дня в жизни дошкольника»Родительское собрание «Значение режима дня в жизни дошкольника...

Конспект родительского собрания на тему: " Игра в жизни дошкольника"

В теме собрания раскрывается роль игры, как ведущего вида деятельности ребенка в дошкольном возрасте.Она не только отвечает всем особенностям ребенка, нои полностью влияет на все стороны развития,удо...

Родительское собрание по теме: «Значение режима дня в жизни дошкольника» младшая разновозрастная группа

Цель родительского собрания:1. Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе;2. Познакомить родителей с программой, зада...