Образовательный маршрут "Зелёное царство"
материал

Образовательный маршрут по теме "Зелёное царство" для совместной работы родителей, педагогов и детей 5-7 лет. Ознакомление с удивительным миром растений построено интересно в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_tsarstvo_rasteniy.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут

Тема«Зеленое царство»

(Исследование флоры и фауны родного края)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная категория 5-7 лет.

Если процесс ознакомления построен интересно то, у ребенка формируется любознательность и проявляется интерес к науке, он старается углубляться в нее.

Желаю удачи!

Уважаемые родители!

Этот образовательный маршрут посвящен удивительным растениям. Предлагаем Вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей и найти ответы на интересующие вопросы о разновидностях и жизни растительного мира.

Шаг 1Зеленое царство

Начните свое исследование с вопроса: Что такое живая природа?

Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами.

Обратите внимание ребенка на отличия живой и неживой природы. Спросите ребенка какие растения он знает?

Расскажите ребенку о том, что ученые выводят растения в отдельное царство живой природы. Без них невозможно представить жизнь на Земле!

В отличии от других обитателей планеты (например, животных, растения умеют «готовить пищу» из несъедобных в нашем понимании веществ. На свету в клетках зеленых растений из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород. Этот процесс происходит при участии пигмента хлорофилла и называется фотосинтезом.

Узнать ребенку что такое фотосинтез поможет просмотр мультфильма:

https://www.youtube.com/watch?v=lrCWgRpvgAA

Спросите у ребенка знает ли он, что пигмент хлорофилл придает растениям зеленую окраску?

Внутри клеток он «упакован» в крошечные округлые тельца, хлоропласты. В них происходит фотосинтез с выделением кислорода.

Вашим помощником может стать следующий сайт:

https://www.youtube.com/watch?v=NL0vPt81qS8

В жизни людей растения играют огромную роль. Они не только кормят нас и служат пищей домашним животным. Древесина используется как топливо, строительный материал, сырье для производства бумаги и множества необходимых вещей.

https://www.youtube.com/watch?v=4L2mVqCG9xM

Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани. https://www.youtube.com/watch?v=MT2tk6CVYjw

Из растений даже ядовитых, готовят лекарства от разных болезней. https://www.youtube.com/watch?v=xmjkVrgwf-w

После просмотра видео задайте ребенку вопрос, о том, какую пользу приносят растения?

Шаг 2. Вершки и корешки

Загадайте загадку: Весною появляется

Из почек распускается,

А в жаркий летний день

Даёт прохладу, тень.

Едва наступит осень,

Её на землю сбросят.

После ответа продолжите беседу с ребенком о том, что травы, деревья, кустарники берут все необходимое для жизни с помощью специальных органов: корней, стеблей и листьев.

Листья главные «кормильцы» растения, в их клетках особенно много хлоропластов. Форма и размер листьев невероятно разнообразны. Чаще всего они состоят из гибкого черешка и широкой листовой пластинки. На нижней поверхности листа есть крошечные поры, устьица. Через них в лист поступает воздух и выделяет кислород и пары воды. Черешок поворачивает лист так, чтобы тот получил побольше солнечного света.

Корни удерживают растение в земле и снабжают все его части водой. Ее всасывают из почвы тончайшие волоски, покрывающие кончики корней. У одуванчика один длинный, как стержень корень, у злаков их много, они тонкие и похожи на спутанную бороду. Подземные части моркови и свеклы- «склад» питательных веществ.

Вы можете обратиться к ресурсу

https://www.youtube.com/watch?v=NB816yFdaN0

Прочитайте ребенку пословицы про растения:

https://flaminguru.ru/poslrasteniay.htm

Шаг 3. Пестики и тычинки

Посмотрите с ребенком:

https://www.youtube.com/watch?v=GC3Ytjl4CJ4

Обсудите просмотренный ролик, спросите, что интересного и нового он узнал.

Расскажите, что некоторые растения могут размножаться частями побегов и даже листьев. Но лучший способ размножения –семенами. В них есть крошечный зародыш будущего растения и необходимый ему на первое время запас питательных веществ. Вызывающие наше восхищение цветки –вовсе не украшение, а специальные органы размножения. В завязи внутри цветка формируются семена. Цветки есть не у всех, а только у самых совершенных представителей зеленого царства. Эти растения так и называют -цветковые.

Для того чтобы завязалось семя, необходимо опыление: пыльца с одного цветка должна попасть на рыльце пестика другого. Многие растения «заключили союз» с насекомыми -опылителями – пчелами, бабочками, мухами. Перелетая с цветка на цветок, те переносят на теле пыльцу, а в награду получают нектар, сладкую и питательную жидкость из глубины венчика.

Тычинки и пестики –это женские и мужские части цветка. В пыльниках на концах тычинок образуется пыльца. В основании пестика расположена завязь, а на верхушке рыльце, на которое падает пыльца.

Шаг 4. Секреты опыления

Среди цветков есть крупные и яркие, а есть мелкие и невзрачные, но собранные в большие букеты, соцветия. Одни цветки источают тонкий, приятный аромат, другие зловоние. Но каждый тип цветков отлично справляется со своей задачей: привлечь помощников, что бы произошло опыление и завязались семена.

Посмотрите с ребенком ролик «Разнообразие цветов»:

https://www.youtube.com/watch?v=lS_IvkuEcpo

Шаг 5. Как путешествуют растения

Растения, вросшие в землю, не могут перемещаться, а вот их семена путешествуют и заселяют новые места! В этом им помогают животные или ветер. Комфортное и безопасное путешествие семенам обеспечивают плоды, внутри которых они и находятся. Молодому клену или ясеню было бы мало места и солнца расти в тени родных деревьев. Но ветер подхватывает их крылатые плоды, кружит в воздухе и уносит в даль. Посмотри, как разлетаются плоды одуванчика с парашютиками из серебристых волосков!

https://ru.depositphotos.com/153540784/stock-video-dandelion-being-blown-in-slow.html

Сочные, хорошо заметные плоды черники, брусники, клюквы, малины, рябины и калины словно призывают«Съешь меня!» Это с удовольствием делают птицы, белки, мыши, медведи и другие обитатели леса. Мякоть переваривается, а твердые семена оказываются на новом, да еще и хорошо удобренном месте.

https://www.youtube.com/watch?v=OvaGWMDokuQ

https://www.youtube.com/watch?v=fAibbdLeHVo

Шаг 6. Тайны папоротников

Посмотрите с ребенком видеоролик:

https://www.youtube.com/watch?v=gex_t-_iziI

После просмотра расскажите, что папоротники, такие как орляк и страусово перо, обычны в наших лесах. К ним стоит присмотреться внимательнее. Они являются съедобными, но не в свежем виде, а соленые, вареные или сушеные. Это очень древние растения. Миллионы лет назад Землю покрывали заболоченные леса из древовидных папоротников и хвощей, среди которых ползали предки современных лягушек размером с крокодила и летали огромные стрекозы. Из остатков этих лесов сформировались залежи полезного ископаемого каменного угля.

Есть поверье, что папоротники, цветут в ночь на Ивана Купала (7 июля). Кто это увидит, обязательно найдет клад. Но цветов у папоротника не бывает, а размножается он спорами, созревающими на нижней стороне листа.

Предложите ознакомиться с творчеством художника В. В. Шишкина, просмотрите картину «Папоротник в лесу»

Прочитайте вместе легенду о цветке папоротника:

https://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legenda-o-paporotnike.html

Возможно Вашему ребенку понравиться сказка о папоротнике:

https://lukoshko.net/readers/readar6.shtml

Так же предложите вместе прочитать поэму о папоротнике:

https://slavyanskaya-kultura.ru/literature/poetry/cvetok-paporotnika.html

Папоротник — это настоящее «живое ископаемое» растительного мира, облик которого мало изменился со времен динозавров!

Спросите у ребенка, что нового он узнал о папоротнике?

Шаг 7. Одетые в хвою

Начните свой рассказ с того, что деревья называют хвойными, потому что их листья превратились в узкие иголки, хвою. Большинство хвойных-вечнозеленые деревья. Каждая их хвоинка живет несколько лет, а потом опадает, и на ее месте вырастает новая. Это происходит постепенно, и деревья остаются зелеными и летом, и зимой. Семена у хвойных созревают не в плодах, а в шишках, под защитой крепких деревянистых чешуек.

Спросите у ребенка какие хвойные деревья он знает?

Предложите ему почитать вместе стихи, для этого воспользуйтесь ссылкой:

https://detskiychas.ru/stihi/pro_rasteniya/stihi_pro_sosnu/

Посмотрите вместе сказку:

https://www.youtube.com/watch?v=5MMmxPIvI3Y

Лиственница – единственное хвойное дерево, у которого хвоя осенью желтеет, а потом осыпается золотым дождем. Она не боится холодов и растет там, где другие деревья не могут выжить из-за страшных зимних морозов.

А еще лиственница цветет раз в три года.

https://www.youtube.com/watch?v=nN8_BQihnzc

Шаг 8. Вот так злаки

Злаки –это травы с узкими, длинными листьями. Их мелкие цветки собраны в соцветие колос. Злаки главные растения на безлесных просторах российских степей. Ими может прокормиться множество стадных животных. Домашние коровы и овцы, которые обеспечивают нас мясом и молоком, тоже питаются злаками. Пшеницу, рис, рожь, ячмень, овес, кукурузу выращивают на полях по всему миру. Эти злаки дают нам зерно, из которого варят каши или, перемолов его в муку, пекут хлеб.

Самый пышный вкусный хлеб пекут из белой пшеничной муки. Чтобы он появился на нашем столе, фермерам надо много трудиться: вспахать и засеять поля, собрать урожай, обмолотить колоски, размолоть зерно в муку.

Просмотрите видеоролик «Откуда хлеб пришел»:

https://www.youtube.com/watch?v=afW4ZiBF3Ns

Вспомните пословицы и поговорки:

https://www.youtube.com/watch?v=IPopGoEd3rM

Загадайте загадки про хлеб:

https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html

Шаг 9. Торопливые растения

Некоторые растения живут сотни и даже тысячи лет, а среди трав есть многолетние и однолетние растения. Но существуют травы, которые успевают прорасти из семени, зацвести и дать семена за считанные недели самого благоприятного для них времени года. Такие торопливые растения называют эфемерами, что означает «мимолетные». Встречаются мимолетные травы, у которых все наземные части очень быстро засыхают, но в земле сохраняются до лучших времен сочные луковицы или корневища.

Белые цветки подснежника появляются прямо из-под ноздреватого весеннего снега. Когда зазеленеет трава, подснежник не найти: его листья уже засохли, но луковицы остались спать в земле до следующего года.

Весной, пока почва хранит влагу от растаявшего снега и дождей, наши степи напоминают разноцветный ковер, распускаются тюльпаны, маки. Многие из этих растений украшают наши сады, радуя нас мимолетным, но ярким цветением.

Что бы узнать больше информации о подснежниках, воспользуйтесь ссылкой:

https://www.youtube.com/watch?v=ogGDS5G407E

После просмотра ролика, спросите, что нового и интересного узнал ребенок.

Шаг 10. В воде и у воды

Все водные растения нередко называют водорослями, однако уже известно, что водоросли –это особая древняя группа, а среди обитателей пресных вод немало мхов, папоротников, цветковых растений. Они хорошо освоились на топких берегах рек, озер и прудов, заселили их дно и толщу воды. Например, ряска малая, зеленым ковром затягивающая поверхность прудов, -самое мелкое в мире цветковое растение. Цветет она крохотными цветочками, и случается это очень редко. Ряска так же может быть в аквариумах.

Воспользуйтесь ссылкой: https://www.youtube.com/watch?v=mw1ykD0pT0Q

Наши реки и озера украшает белая кувшинка, которую иногда называют водяной лилией. Она цветет чудесными белоснежными цветками. Её корневища прячутся в илистом дне, а от них тянутся гибкие черешки с глянцевитыми листьями, плавающими на поверхности воды.

Что бы узнать больше о кувшинке, перейдите по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=zGtfpcjl_ac

Легенда о кувшинке:

https://www.youtube.com/watch?v=vsi3NQ31vWk

Итак, наш маршрут подошел к концу.

Надеемся, что он был полезен для вас и ваших детей.

    Уважаемые родители, поговорите с ребёнком о том, какое время года сейчас, какие изменения произошли в живой и неживой природе, вспомните названия весенних месяцев; понаблюдайте за изменениями в природе во время совместной прогулки в своём дворе.
    Формируйте,  представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
    Развивайте любознательность, наблюдательность; воспитывайте, бережное отношение к природе.
    Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Экологическое воспитание должно проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

    1. Не ограничивайтесь интересом к животным и растениям.
    2. Чаще обращайте внимание детей на явления и свойства неживой природы (вода, воздух, песок, камни, почва, солнце и др.) т. к. животные привлекают детей своей подвижностью, а неживая природа не подвижна, поэтому дети дошкольного возраста не обращают на неё внимания.
   3. Поощряйте даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорируйте вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.
   4. Если ребёнка заинтересовало то, или иное явление в неживой природе, не спешите сразу же всё ребенку объяснить, постарайтесь, чтобы ребёнок сам понял, в чём причина изменений.

       ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА

"Назови ласково" – солнце – солнышко, ветер-ветерок, вода-водичка, лёд-лёдик.

"Какой ветер?" - тёплый, холодный, морозный.

"Какая вода?" - прозрачная, холодная, тёплая, горячая.

  «Какая бывает вода?»
   Ребёнок отвечает: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

    «Что может делать вода?»
    Ребёнок отвечает: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

   «Где ты капелька бываешь?»
    Взрослый: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.
    Ребёнок: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

    Подвижная игра «Дождик и солнышко».
    Для игры потребуется зонтик.Под него малыш будет прятаться во время команды: «Дождик».
    Перед игрой объясните ребенку: «Когда светит солнышко, все весело гуляют, но вдруг, подует холодный ветер, солнышко спрячется за тучи и пойдет дождь. Он сначала будет капать потихоньку, а потом все сильнее и сильнее. Где же можно спрятаться нашему малышу от дождя? Конечно, под зонтиком!»
   После объяснения даем малышу команду: «Солнышко ярко светит». Ребенок произвольно бегает или ходит по комнате.
   По команде: «Закапал дождик» взрослый с ребенком выставляют вперед ладошки, ловя дождь,и медленно проговаривая: «Кап – кап – кап».
  «Пошел сильный дождь!». Взрослый раскрывает зонт и малыш под него прячется.Взрослый барабанит сверху по зонтику пальцами и быстро произносит: «Кап – кап – кап!» Малыш в том же ритме повторяет за ним.
  «Прошел дождик, снова выглянуло солнышко, можно идти гулять». Игра повторяется

     Упражнять в умении воспроизводить задуманное количество и называть словами один и много (одна капля, много капель)

     Упражнять ребёнка в различении и назывании части суток: утро, вечер.

    Составлять предложения из слов : зонт, дождь, от, нужен; солнце, выглянуло, тучка, из-за; дует, ветер, сильный.

   Заучивание стихотворения      «Весенняя гостья»   И. Белоусов

Милая певунья,
Ласточка родная.
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою»

Вместе с ребёнком нарисуйте рисунок к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» Математика тема «В царстве Снежной королевы»

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»Математика тема «В царстве Снежной королевы»  для подготовительной группы....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познание": "В царстве орнитологии"

Данная образовательная деятельность способствует формированию представлений о знакомых птицах, условиях их жизни, закреплению знаний о зимующих и перелетных птицах, названий птиц, развивает логическое...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

Конспект образовательной деятельности "Царство грибов"

Дети узнают о разнообразии грибов, научаться выделять группы съедобные, не съедобные грибы...

Конспект образовательной ситуации "Царство диких зверей" старшая группа

Актуализация знаний детей старшей группы по теме «дикие животные» через использование элементов аппликации....

Организованная образовательная деятельность «Царство воды»

Цель:·         Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.·         Познакомить с кр...