Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности и взаимодействие с родителями детей с ЗПР
консультация

Полякова Ольга Владимировна

Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности и взаимодействие с родителями детей с ЗПР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности и взаимодействие с родителями детей с ЗПР

Знакомство

Родители в кругу

 Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с Вами встречаемся впервые. Я предлагаю Вам поиграть в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы»

О себе ты расскажи,

Соседу руку протяни

И улыбку подари!

(игру начинает дефектолог, затем берет за руку родителя, стоящего рядом и так далее, игру заканчивает воспитатель. По окончанию игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки.)

- Закрытый круг символизирует то, что нас объединяет одна общая цель-воспитание детей на новом этапе их жизни. И мы хотим, чтобы все мы вместе стали одной большой и дружной командой в этом. Прошу занять свои места.

- Уважаемые родители, мы очень рады видеть вас на родительском собрании, потому что понимаем, что без вашей поддержки и помощи, воспитание и развитие детей, коррекционная работа, а также, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

Хотим напомнить Вам, что в этом учебном году нашу группу посещают дети старшего и подготовительного возраста. Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности, они теперь включаются в систематическую образовательную деятельность, которая включает в себя познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, и в более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение)

        Чтобы этот процесс был   правильно организован, мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

        Федеральный закон «Об образовании»;

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

        СанПин 2.3/2.4.3590-20

        Международная конвенция о правах ребенка.

Учитель-дефектолог

Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.

- Наша группа носит название группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. ЗПР относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего со сложностями в отношениях со сверстниками, взрослыми и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.  Поэтому коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление задержки психического развития, речевых нарушений, на развитие умения ребенку налаживать отношения внутри детского коллектива, на развитие умения общаться со взрослыми, обращаться к ним за помощью.

 Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателей. Специалисты одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно– образовательные задачи.

Как преодолеть ЗПР?

Задержка психического развития у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например, гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…

Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания" понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.

Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.

В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи.      

  Специалисты, которые могут Вам помочь:

— врач-невролог, психоневролог; психиатр;

— учитель-дефектолог;

— педагог-психолог;

— учитель-логопед.

Почему часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.

В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

Давайте же разберемся, кто такой учитель-дефектолог? Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Задачами учителя-дефектолога является формирование и развитие у ребенка всех психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи, воображения), моторики, в соответствии с возрастными показателями.

В сентябре мною было проведено обследование детей на предмет состояния познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи), моторики (т.е. мы смотрим, как ребенок держит ложку, карандаш, умеет ли застегивать молнии, пуговицы, завязывать шнурки), игровой деятельности, сенсорного развития (это представление детей о форме, цвете, величине предмета, его положения в пространстве, а также запаха и вкуса). На данном этапе определен и уровень развития детей, степень сформированности знаний, умений, навыков. Задержка психического развития у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например, гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания… Поэтому была изучена медицинская документация, собраны сведения о раннем развитии ребенка.

Анализ результатов позволил сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют мне подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

С целью отслеживания динамики развития ребят, в декабре будет проведена  промежуточная диагностика. По ее итогам в план индивидуальной работы могут быть внесены изменения, дополнения.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью выявления эффективности проведенной коррекционной работы. По результатам обследования составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка либо в следующую возрастную группу или выпуск в школу, направление на ЦПМПК для оценки результатов нашей с вами работы

По результатам анализа диагностического обследования детей составляю план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.

  • На занятиях мы знакомим детей с природой, с жизнью и трудом людей, с произведениями художественной литературы.
  • Работаем над восприятием цвета, формы, величины предметов, учимся определять местоположение предмета.
  • Расширяем словарный запас, учим грамотному составлению предложений, развиваем умение составлять рассказы.
  • Развиваем способность слышать и различать звуки речи, учимся определять порядок следования звуков в слове, давать характеристику звукам (гласный-согласный, ударный-безударный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), знакомимся с предложением и словом в предложении
  • Знакомимся с математическими понятиями (число, цифра и т. д.), обучаемся разным видам счета, формируем представления о временном отрезке, развиваем умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, сравниваем по длине, ширине, высоте, величине

Мы осуществляем свою деятельность в соответствии с календарно-тематическим планированием, то есть, каждая неделя в детском саду посвящена изучению определенной темы (назови пример одной темы «Осень» и расскажи, как эта тема проходит через образовательные области и взаимодействие специалистов. Тогда будет понятно). Учитель-дефектолог ежедневно в первой половине дня проводит как подгрупповые, так и индивидуальные занятия в рамках изучаемой темы. Кроме того, в приемной группы размещается информационный материал по текущей теме. В пятницу я оформляю тетради с материалом для повторения.

Но всестороннее гармоническое развитие ребенка требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных, коррекционно- развивающих воздействий взрослых на ребенка.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется:

- режимом, т.е. жизнь детей в период их пребывания в детском саду четко организована (зарядка, прием пищи, занятия, прогулки, дневной сон и т.д. – все в соответствие с режимом)

-правильным распределении нагрузки в течение дня,

-преемственностью в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

На базе нашего детского сада функционирует семейный клуб «Единомышленники». Мы приглашаем вас принять участие в работе нашего семейного клуба. На наших встречах вас ждут:

  • открытые просмотры образовательной деятельности;
  • практикумы по развитию различных умений и навыков детей;
  • возможность создавать тематические проекты, участвовать в выставках;
  • посещать творческие мастерские

  •  Мы также приглашаем вас посетить и стать активными участниками тематических консультаций и родительских собраний; индивидуальных консультаций итогам психолого-педагогического обследования детей; индивидуальных бесед.

  • Изучите материал на  информационных стендах, сайте ДОУ, на нашей закрытой страничке в «ВКонтакте»

При организации совместной работы учителя – дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников обеспечивается открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

        Уважаемые родители!  Хотим напомнить вам, что приём детей в ДОУ осуществляется в соответствии с разработанным грвфиком. После этого времени опоздавшие дети мешают педагогическому процессу, отвлекают других детей и воспитателей от режимных моментов, зарядки.

        Ещё раз хотим напомнить Вам о правилах безопасности. Это и правила личной безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, ну и конечно не забывайте о терроризме.  В детском саду мы изучаем и повторяем эти правила, но и Вы не забывайте о них. Будьте примером для своих любимых детей.
        Для  занятий физкультурой у детей должна быть белая  футболка, черные шорты, белые носки, обувь  чешки или  кроссовки на мягкой подошве. Хранится форма в шкафчике, в отдельном пакете или мешочке, стирается по мере надобности.

        На праздники и утренники обязательно просим приводить детей в праздничной одежде:

для мальчиков – рубашка, брюки, галстук, красивая обувь;

для девочек – нарядное платье, банты, красивая обувь.

        Если вы по какой-то причине опаздываете, заболели -  предупредите воспитателя, сообщите нам, о выходе с больничного – тоже просьба сообщать нам, чтобы мы своевременно могли поставить на питание вашего ребенка на следующий день.

        Не забывайте квитанции за детский сад оплачивать до 25 числа текущего месяца.

        

         Мы надеемся на ваше активное участие в жизни группы и детского сада (в оформлении участка, группы, на ваше участие в субботниках, расчистке снега на прогулочном участке), приглашаем вас активно  участвовать в конкурсах, мероприятиях нашего детского сада. Желаем вам успехов, терпения и надеемся на взаимопонимание.

Родительский комитет

СФерум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассказывается о  использовании ИКТ в работе с детьми групп компенсирующей. направленности....

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»

Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: Звук [O], буква О.

конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Коррекционно-развивающее занятие для средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Навстречу друг другу".

Цель занятия: обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения.Задачи:- формировать у детей представление о дружбе, дружеских отношениях;- формировать умение оценивать поступки сверстников...